Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы структуры религии




Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.

Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с помощью знаков и символов в этом проявляется общая особенность всякой духовной культуры. Религиозные верования с самого начала их возникновения находили реализа­цию в культовых действиях Культовые действия - это особый вид символиче­ских обрядовых действий Их направленность и значение заключается в том, чтобы служить особым способам воздействия на объект веры. Религия несомненно, относится к репродуктивным элементам культуры. Способствовала ли религия развитию человеческой личности, со­вершенствованию ее умений и способностей, расширению и возвышению ду­ховных запросов и потребностей конкретного человека? Ответы на эти вопро­сы непосредственно касаются исторической роли религии: в самые различные периоды истории церковь выполняла нерелигиозные функции. Последнее заключалось в том, «то религиозные организации высту­пали в роли носителей философии, искусства и других наук, содействуя сохра­нению и передачи новым поколениям культурного наследия прошлых эпох. Таким образом, культура развивалась и в эпоху господства религии, но главным фактором этого развития были не те или иные моменты религиозной идеоло­гии, а процесс развития материального производства, реальные потребности и интересы социальных слоев.

 

 

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­
линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму
несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании,
в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, органи-­
зационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: Вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.



Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos— учение) значение. Отвечая на многочисленные “почему”, он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироощущения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования (эсхатология) и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыс­лительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции -любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.

Мыслительная форма сознания - это вероучение, система теоретических по­ложений о Боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительно­сти. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность - это реализация установок и идей религиозного соз­нания. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Его содер­жание определяется соответствующими религиозными представ­лениями, идеями, догматами. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи­тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.

Существует два основных вида религиозной деятельности: внекулътовая и культовая. Внекультовая осуществляется в ду­ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель­ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ­ведений и т.д.

Разновидностями практической внекультовой деятельности яв­ляются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных органи­зациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т.д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа.

Культовая деятельность - это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п. Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство - культо­вое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помо­щью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.

Религиозные отношения - это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов - господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими по­средниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, на­пример, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общать­ся с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в мис­сионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспи­тании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Ре­лигиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа счи­тает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.241.232
Генерация страницы за: 0.095 сек.