Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Япония в ХIII-ХV вв

ТЕМА 11.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОРЯДКИ. Согласно распространенной точке зрения, переход к развитому феодализму в Японии осуществлялся в Х-ХII вв. К этому времени получила, как отмечалось, широкое распространение система поместий -сёэн, то есть основой хозяйства и социальных структур стало крупное и среднее землевладение. По мнению А.А.Толстогузова, в течение Х-ХII вв. в Японии происходила смена азиатской модели генезиса феодализма, а с ХIII в. развивалась модель, близкая западноевропейским порядкам[266]. Определенным этапом в развитии этой модели стал конец ХVI в., когда в Японии сложились, наконец, основы единого государства. Этим временем и завершим данную лекцию. За этот период население страны выросло с 10 млн. в ХII в. до 16-17 млн. в ХVI в.

Аграрные отношения. В рассматриваемую эпоху в Японии преобладало крупное феодальное землевладение. Для мелких землевладельцев - самураев единственным почетным делом и основой материального обеспечения являлась военная служба в войсках императора, сёгуна или в дружинах крупных феодалов. Изменялась и форма эксплуатации крестьян: наряду с отработочной рентой (барщиной) усиливалась роль ренты продуктами (натурального оброка), взимавшейся, главным образом, рисом[267]. Взимались и разные поборы поборы и налоги. Кроме того, крестьян заставляли нести военную службу во время усобиц, что, однако, позволяло им иметь оружие, в отличие от крестьян в других странах. Деревни для уплаты ренты и несения повинностей разбивались на пятидворки с круговой порукой.

Спецификой японской деревни было то, что в ХII-ХIII вв., в период завершения формирования самурайства, зажиточные крестьяне, имевшие возможности поднимать целину, становились наследственными собственниками таких целинных участков и превращались в дружинников феодала. Это открывало им путь превращения в самураи.

В течение ХIII-ХIV вв. сёэн превратились в прочные частные землевладения, внутри которых существовали мелкие крестьянские хозяйства. Вотчинники, а тем более центральная власть в хозяйственную деятельность крестьян не вмешивались и только получали подати. Система сёэн укрепилась и тем, что их имели воины, в отличие от Китая, где землевладение не было связано с военной службой. Поэтому японские землевладельцы имели больше сил для отстаивания своих прав и могли активно противостоять императорам, что и вызывало децентрализацию страны с победой поместной системы.

Но крестьянские права, с европейской точки зрения, гарантировались своеобразно. Правовые гарантии касались только земельных наделов. Но личность и имущество проживавших на территории поместий крестьян не передавались под контроль владельцев сёэн. Поэтому крестьяне могли подвергаться произволу столичных чиновников и местные феодалы не имели прав их защищать.К концу ХVI в. наблюдался повсеместный переход к оброчной форме эксплуатации крестьян, что было обусловлено тем, что феодалы, даже мелкие, почти не вели своего хозяйства. Крестьяне в своих наделах были довольно самостоятельными, снимали по 2 урожая в год, выращивали до 100 сортов риса, 12 - пшеницы.

Города начали появляться с ХI-ХII вв. До того городами считались лишь императорские резиденции - столицы. Но фактически городами они не были, ибо среди их постоянного населения не было ремесленников и торговцев. Рост неаграрной экономики особенно заметен с ХIII в. и города с этого времени начинают играть все более существенную роль в жизни страны. В ряде городов развивалось производство хлопчатобумажных и шелковых тканей[268]. Получило развитие фарфоровое и керамическое производство, а также горнорудное дело в связи с широким изготовлением самурайских мечей. Они были не хуже дамасских, состояли из многих слоев стали разных марок и изготавливались до 10 лет.

Отмечается появление ремесленных и купеческих организаций. Развитие ремесла, внутренней и внешней торговли охватило, главным образом, районы Южной и Юго-Западной Японию, ставшие экономически ведущими в стране. Происходит рост роли денег. С начала ХV в. в обращении находились, главным образом, китайские медные монеты. С увеличением денежного обращения развилось ростовщичество, от которого страдали крестьяне, вынужденные залезать в долги вследствии перевода их феодалами на денежный оброк. Страдали от ростовщиков, естественно, и самураи, которым из-за нужды в деньгах приходилось закладывать свои земли.

Социальные движения. Естественно, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшееся увеличением нормы эксплуатации крестьян вызывали рост антифеодального движения. Восстания также часто были направлены против ростовщиков. В условиях раздробленности крестьянам иногда удавалось добиваться успеха и тогда они брали в свои руки местное управление, как случилось, например, в конце ХV в. в южной провинции Ямасиро. В течение 1485-1493 гг. крестьяне установили свои провинциальные органы власти, снизили продуктовую ренту в 2 раза, доведя ее до 40% урожая, заботились о недопущении произвола чиновников, о системе орошения, благоустройстве дорог, о расширении торговли.

ФЕОДАЛЬНЫЕ СМУТЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Экономическое развитие и прежде всего расширение торговли требовало ликвидации существовавшей политической раздробленности, которая в Японии консервировалась спецификой сложившегося государственного устройства - двойственностью управления. С одной стороны существовал авторитет божественного императора (микадо), с другой - правительство, возглавляемое Великим полководцем (своего рода первым министром) - сёгуном из наиболее знатного феодального рода. Такой порядок был оформлен с 1192 г. - с захвата власти домом Минамото.

Под предлогом того, что император - лицо божественное и ему не пристало заниматься мирскими, земными делами, сёгуны сосредоточили в своих руках реальную власть и стали править. Так началось господство военного сословия, при котором за императорами оставалась сакральные (культовые, обрядовые) функции, за сёгунами - военно-политические. При такой раскладке политических сил в стране образовывались 2 центра, оппозиционные друг другу - недовольные всесилием сёгуна группировались вокруг императора.

Такое двоевластие стало возможным и могло существовать в условиях отсутствия внешних опасностей, что обеспечивалось островным положением Японии. Но во второй половине ХIII в. над страной нависла серьезная угроза вторжения монголов. Тогдашний правитель Китая, Хубилай направил в Японию миссию, потребовавшую признания этой страной вассальной зависимости от монголов. Сёгунское правительство отвергло домогательства и стало готовиться к обороне.

В 1274 г. монгольская армия, подкрепленная китайцами и корейцами вторглась в Японию. На 900 судах к японским берегам было доставлено до 40 тысяч воинов с инвентарем для строительства военных поселений. Японию защищало 6-10 тысяч вооруженных людей без опыта ведения войны с иностранцами. Ведь внутри страны преобладали поединки между тяжеловооруженными самураями. У монголов же были мощные луки, длинные копья, что могло помешать японцам вступать в привычные им рукопашные схватки. Но, встретив растущее сопротивление, вопреки советам союзников-корейцев, монголы вскоре повернули назад. Возможно, такой мощный десант был лишь разведкой боем перед решающим набегом, что соответствовало монгольской военной тактике[269]. Да и Китай еще не был окончательно замирен[270].

В 1281 г. Хубилай направил в Японию еще более крупные силы - на 4400 судах и лодках было отправлено 40 тысяч монголов и до 100 тысяч китайцев. Теперь монголы учли советы своих вассалов, привлекли китайских военачальников. Но и японцы готовились. На местах возможной высадки были построены валы длиной 20 км, высотой 2 м и шириной 1,5-3 м, на которых по очереди несли охрану, кроме воинов, поместные чиновники и монахи. Строили валы окрестные феодалы. Японцы были настроены решительно. Присланный Хубилаем перед нападением посола с угрозами был казнен, чем было отрезан путь к переговорам. Впрочем, Хубилай требовал только подчинения. Японцы упорно сопротивлялись. Но роковым для нападавших оказался мощный тайфун, пронесшийся над местом боевых действий. Был потомлен почти весь флот, а людские потери составили до 100 тысяч человек. Осталось лишь 200 судов, на которых остатки армии вторжения вернулись на материк. Отмечается и плохое управление войсками захватчиков, и плохое качество небрежно построенных китайских судов. Но главным все же считается спасительный для оборонявшихся тайфун, получивший в японской литературе название камикадзе - божественный ветер.

Отражение монгольской агрессии вызвало подъем патриотического духа и сплочение японцев. Но ликвидация внешней угрозы вновь возродила усобицы и ослабление начавшей усиливаться центральной власти. С этого времени усиливается роль крупных феодальных княжеств, которые поглощают мелкие и даже средние феодальные владения. С этим процессом и было связано окончательное формирование в особую общественную группу самураев. Ибо в предшествующее время воины после сражения обычно возвращались в свои типично крестьянские хозяйства. Но теперь самураи превратились в профессиональную постоянную военную дружину. В отличие от западного дворянства, самураями чаще становились не по наследству, а за военные заслуги. Они безжалостно выбрасывали из своей среды разорившихся, лишавшихся покровителя и пополнялись из "выбившихся в люди" во время усобиц.

В ХV в. обостряется борьба феодальных домов и к началу ХVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть в стране. Лишь с середины этого столетия начинается процесс объединения, который возглавил могущественный феодал Ода Набунага (1534-1582). В течение 7 лет, с целью достижения единоличной власти, он планомерно уничтожал всех своих сородичей. Этот жестокий честолюбец был среднего роста, вел аскетический образ жизни: с марта по сентябрь купался в реке, вина не пил, был умерен в еде, прост в поведении, владел всеми видами оружия, в том числе огнестрельным, ни во что не верил, считая, что нет ни Бога, ни души, ни потустороннего мира. В своих многочисленных войнах широко применял шпионаж, использовал в войсках эмблемы и знамена противников. Борясь с буддийским духом, использовал и появившихся христиан. Первым среди японских феодалов создал массовую регулярную армию из самураев. Он не знал снисхождения к людям, за малую провинность мог убить любого, особенно, если тот возражал. Едва ли в своей борьбе с другими феодалами он имел цель объединения страны. Скорее им двигало личное честолюбие. Но объективно его деятельность вела именно к объединению.

В конце концов власть Набунаги распространилась на половину территории страны. С сёгунами он обращалсяч, как с марионетками, а с 1573 г. правил вообще без сёгуна. Погиб он в 48 лет, когда под угрозой пленения изменившим ему военачальником сделал себе харакири.

После смерти Набунаги процесс консолидации власти в стране продолжил его бывший слуга, выросший до полководца - Тоётоми Хидэёси (1536-1598) - личность не менее колоритная, чем его хозяин. Такой же беспринципный и ни во что не веривший, был и внешне уродлив: маленький, сухой, почти темнокожий. Сохранился анекдот. Хидэёси спросил: "Действит ли я похож на обезьяну? - Нет, - отвечают, - это она похожа на Вас". Родился он в 1536 г. Отец его умер, когда Тоётоми было 8 лет. С отчимом отношения не сложились и он отправился бродяжничать, но попал в слуги к знатному, потом к Набунаге, у которого и дослужился от слуги до полководца. Из увлечений - любовь к театру, в котором он любил играть, уже будучи правителем.

После Хидэёси, в начале ХVII в. в Японии наконец установилась прочная центральная власть.

КУЛЬТУРА. Рассмотренный период, отличавшийся, как отмечалось раздробленностью и сопровождавшими ее усобицами, был самым жестоким в японской истории. Культ войны, оружия определял повседневную жизнь и нравы. До ХVII в. господствовал самурайский дух, ярко отраженный в разных трактатах, посвященный бусидо, идеал которого - достижение боевого духа с ученостью, что, как утверждалось, рождало в самурае уверенность. Известно изречение: "Невежество воина в эпоху войн еще можно извинить. Но в мирное время невежество и безграмотность непростительны для воина". Хотя далеко не все самураи были даже грамотными. Характерные наставления из самурайских кодексов: "Помня о смерти, наполняешь жизнь смыслом". "Не забывай о готовности к битве". "В мирное время воину необходимо Учение". "Будь предан родителям, даже плохим". "Чувство стыда - вот опора справедливости". "Самурай не имеет права сплетничать и дерзить". "Никогда не поворачивай ноги в сторону своего господина". "Превосходить других". "Путь самурая - это смерть". "Ученость и изучение искусств могут принести большой вред". "Не смешивай личные чувства с долгом". "Не смей клеветать на бывшего господина". "Бережливость - необходимое качество воина". "Великолепный вход и скромные жилые комнаты". "Иметь друзей-игроков нет необходимости". "Нельзя не знать историю своего клана". "Перечить и льстить - значит не знать долга". "Никого не ценят так высоко, как воина". "Не забывай о сострадании к чужой беде". "Самурай, который бьет свою жену - просто трус". "Выполняй свои обязанности каждый день, но ни на мгновение не опережай события". "Самурай обязан защищать ремесленников и торговцев". "Почитай герб своего господина". "Избегай обязанностей, связанных с деньгами". "Не принимай необдуманных обещаний - это приведет тебя к гибели". "Не забывай о желаниях и мыслях подчиненных". "Самурай низкого ранга не может позволить себе иметь жену и детей". "Всегда стремись к тому, чтобы совершить подвиг". "Верность - значит долголетие". "Красть жалование - преступление". "Никогда не жалуйся, даже если тебе уменьшили содержание". "Спокойно относись к трудным поручениям". "Никогда не возражай господину, даже если тот ошибается". "Выполняя поручения, в первую очередь помни о безопасности". "Не забывай о вооружении слуг". "Жаловаться на то, что тебя не оценили - значит забывать о преданности господину".

В кодексах приводились и примеры поведения самурая. "Что делать, если господин убивает в твоем присутствии одного из вассалов?… В таком случае самурай должен схватить поверженного и сказать: … Он вот-вот умрет, позвольте мне прикончить его. Если господин подойдет и скажет: Отпусти его, я хочу сам расправиться с ним, самурай должен ответить: Как я могу отпустить этого разбойника? Убейте меня вместе с ним! Если же господин продолжает настаивать, ответьте так: Он ослабел от удара вашего меча. Позвольте мне прикончить его. И быстро нанеси смертельный удар…".

Архитектура и искусство продолжали находиться под сильным китайским влиянием. Но постепенно усиливались и специфически японские черты, особенно проявлявшиеся в декоративном искусстве и формах, имитирующих природу: бонсаи (маленькие деревья), своеобразные ландшафтные сады. Интерес к воспроизводству природного окружения в жилищах и вокруг них - от анимистических традиций синтоизма, что отмечалось в предыдущей лекции. Они повлияли на аристократические вкусы, от которых и сложилась своеобразная дворцово-паковая архитектура Японии. Дело в том, что с Х в. аристократы были обязаны селиться в столицах. Не имея возможности жить среди привычных сельских ландшафтов, они стали приближать природу к себе, благо средства позволяли.

Постепенно в японской культуре сформировалось внимание к тому, что можно охватить взглядом, то есть к ближайшему: к деталям, интерьеру, к тому, что окружает человека. Географические особенности не позволяли знати покорять внешние пространства[271]. Не было с кем вести и межкультурный диалог. Отсюда - и успехи в освоении ближнего пространства. Не поэтому ли, кстати, и к централизации японцы пришли лишь к концу ХVI в.?

Жестокая действительность рассматриваемой эпохи приучила японцев и к релаксации - умению на время уходить от реальности, расслабляться. К такому умению относится возникшая в ХV в. традиция особой чайной церемонии. Она включала в себя устройство особого чайного домика, в который вела узкая тропинка через сад и узкая дверь, в которую можно было войти лишь пригнувшись и без оружия, то есть отрекаясь от всего внешнего. В домике была особая обстановка и посуда, которую должны были оценивать гости. Затем хозяин заваривал зеленый чай, разливал в одну чашку, из которой все пили по очереди, после чего должна была возникать тихая беседа, лучше всего - "немая", когда вместе с чашкой друг другу передавались и мысли. В ХVI в. чайную процедуру регламентировал монах Рикю. Он говорил: "Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса, не забудьте о цветах [в чайном домике], они должны выглядеть, как живые, летом создавайте прохладу, зимой - приятную теплоту. Вот и всё…". Но к этому надо, естественно, добавить тот трепетный дух, которым все это действо сопровождалось.

В религии, в отношении к которой японцы, как и их материковые соседи, не были фанатиками, как отмечалось, уже с раннего средневековья царила толерантность во взаимоотношениях синтоизма и буддизма. К ХII в. сложилось несколько школ, в том числе и синтезировавших обе религии. В ХVI в. европейские мореплаватели и миссионеры занесли в страну христианство. И в условиях религиозной терпимости к концу ХVII в. среди японцев насчитывалось уже около 300 тысяч христиан.

***

Так, в условиях островной изолированности развивалось средневековое японское общество. Географические условия не способствовали сложения в нем характерного для Востока государственного феодализма. Наоборот, в стране в течение первой половины II тыс. укоренилось частное землевладение знати и в этом японские порядки стали напоминать западноевропейские. Вероятно, именно такие порядки позволили Японии в дальнейшем опередить в своем развитии другие страны Востока и в наше время выйти в мировые лидеры.

¤¤¤

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония в раннее Средневековье | Тропическая Африка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.