Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тропическая Африка

ТЕМА 12.

ОСОБЕННОСТИ. Специфика африканской истории – крайняя неравномерность развития. Если на одних территориях в течение конца I–первой половины II тыс. сложились вполне оформленные государства, нередко весьма обширные, то в других землях продолжали жить в условиях родо–племенных отношений. Государственность, за исключением северных, присредиземноморских земель (где она существовала с античных времен), в средние века распространялась только на территорию к северу и частично к югу от экватора, прежде всего в так называемом Судане (зоне между экватором и Северным тропиком).

Характерной особенностью африканской экономики было то, что по всему континенту земля не отчуждалась от ее владельца, даже при общинной организации. Поэтому и покоренные племена почти не обращались в рабство, а эксплуатировались взиманием налогов или дани. Возможно, это было связано с особенностями обработки земли в условиях жаркого климата и преобладания засушливых или переувлажненных земель, что требовало тщательной и длительной обработки каждого участка, пригодного для земледелия. Вообще, надо заметить, что к югу от Сахары сложились весьма суровые условия для человека: масса диких животных, ядовитых насекомых и пресмыкающихся, буйная растительность, готовая задушить каждый культурный росток, одуряющий зной и засухи, чрезмерное изобилие осадков и наводнений в других местах. Из–за жары здесь развелось много болезнетворных микробов. Все это предопределило рутинность африканского экономического развития, что вело к замедлению общественного прогресса.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Среди занятий населения преобладало земледелие. Кочевое скотоводство как основа существования было характерно лишь для немногих племен региона. Дело в том, что тропическая Африка была заражена мухой цеце – переносчицей сонной болезни, гибельной для крупного рогатого скота. Менее уязвимы были козы, овцы, свиньи и верблюды.

Земледелие было, в основном, подсечным и переложным, чему способствовала малая плотность населения и, следовательно, наличие свободных земель. Периодические ливни (1–2 раза в год) с последующим сухим сезоном (кроме экваториальной зоны) требовали ирригации. Почвы Сахеля[272] и саванн бедны органикой, легко истощаются (бурные ливни вымывают минеральные соли), а в сухой сезон растительность выгорает и не накапливает перегной. Плодородные аллювиальные почвы расположены только островками, в долинах рек. Нехватка домашних животных ограничивала возможность удобрять почву органикой. Малочисленность крупного рогатого скота делала невозможным применение тягловой силы. Все это позволяло обрабатывать почву только вручную – мотыгами с железными наконечниками и удобрять землю только золой от сжигания растительности. Плуга и колеса не знали.

Опираясь на современные знания, можно сделать вывод, что преобладание мотыжного земледелия и неприменение тягловой силы при обработке почвы было вынужденным приспособлением к природным условиям и не обязательно свидетельствовало об отсталости земледелия в Тропической Африке. Но, тем не менее, это тоже замедляло общее развитие населения.

Ремесло сложилось в общинах, в которых ремесленники занимали привилегированное положение и полностью обеспечивали свои общины необходимыми изделиями. Прежде всего выделялись кузнецы, гончары, ткачи. Постепенно, с развитием городов, торговли и сложением городских центров, появляется и городское ремесло, обслуживавшее двор, армию, городских жителей. В Х1V-XV вв. в наиболее развитых районах (Западный Судан) возникли объединения ремесленников одной или смежных профессий – подобие европейских цехов. Но как и на Востоке, они не были самостоятельными и подчинялись властям.

В некоторых государствах Западного Судана в ХV-XVI вв. стали складываться элементы мануфактурного производства. Но самобытное развитие африканского ремесла и его организационных форм было задержано, а во многих местах и прервано европейской колонизацией и работорговлей.

СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО СУДАНА. Для населения Сахеля была характерна древняя традиция обмена с северными кочевниками – берберами. Торговали продуктами земледелия и скотоводства, солью и золотом. Торговля была "немой". Торговцы не видели друг друга. Обмен происходил на лесных полянах, куда одна сторона приносила свои товары и затем скрывалась в лесу. Затем другая сторона приходила, осматривала принесенное, оставляла свои товары соответствующей стоимости и уходила. Затем возвращались первые и если их удовлетворяло предложение, забирала его и сделка считалась состоявшейся. Обман случался редко (со стороны северных купцов).

Наиболее была развита транссахарская торговля золотом и солью. Россыпи золота были обнаружены в лесах Западного Судана, Верхнего Сенегала, в Гане, в бассейне Верхней Вольты. Соли в Сахеле и южнее почти не было. Ее добывали в Мавритании, оазисах Сахары, соляных озерах современных Замбии и в верховьях Нигера. Там даже дома строили из соляных блоков, покрытых верблюжьими шкурами. Южные племена Западного Судана - хауса, покупавшие сахарскую соль, знали 50 наименований ее сортов.

Именно здесь, на севере Западного Судана в VII–VIII вв. складываются крупные торговые центры, вокруг которых затем формировались и политические объединения.

Самым древним здесь было государство Гана или Аукар, первые сведения о котором относятся к VIII в. Этническая основа – народность сонинке. В IХ в. правители Ганы упорно воевали с северными соседями – берберами за контроль над торговыми путями в Магриб. К началу Х в. Гана достигла наибольшего могущества, которое опиралось на монопольный контроль за торговлей всего Западного Судана с севером, что способствовало экономическому процветанию. Однако во второй половине ХI в. султан альморавидского (марокканского) государства Абу Бекр ибн–Омар подчинил Гану, обложил ее данью и взял под контроль золотые прииски страны. Царь Ганы принял ислам. Спустя 20 лет в ходе восстания Абу Бекр был убит и марокканцы изгнаны. Но значение Ганы не было восстановлено. На ее сильно сократившихся границах выросли новые монархии.

В ХII в. наибольшую активность проявило царство Сосо, которое в 1203 г. завоевало Гану и вскоре подчинило все торговые пути в регионе. Опасным соперником царства Сосо становится расположенное в центре Западного Судана Мали.

Возникновение государства Мали (Мандинг) относится к VIII в. Первоначально оно располагалось на Верхнем Нигере. Основную массу населения составили племена малинке. Активная торговля с арабскими купцами способствовала проникновению ислама в среду правящей элиты к ХI в. Начало экономического и политического расцвета Мали относится ко второй половине ХII в. К середине ХIII в. при видном полководце и государственном деятеле Сундиата была подчинена почти вся территория Сосо с районами золотодобычи и караванными путями. Устанавливается регулярный обмен с Магрибом и Египтом. Но разрастание государственной территории привело к росту сепаратизма на местах. В итоге со второй половины ХIV в. Мали слабеет и начинает терять отдельные территории.

Активная внешняя политика мало затронула сельские общины. В них господствовало натуральное хозяйство. Наличие в общинах ремесленников основных специальностей не вызывало необходимости торговать с соседями. Поэтому местные рынки, хотя и были, но не играли особой роли.

Внешняя торговля велась прежде всего золотом, солью, рабами. Мали добилась монополии в торговле золотом с Северной Африкой. В этой торговле участвовали государи, аристократия, служилые люди. Золото обменивалось на ремесленные издения арабов и, особенно, на соль, настолько необходимую, что на менялась на золото в соотношении по весу 1:2 (соли в Сахеле практически не было и ее доставляли из Сахары). Но золота добывали много, до 4,5–5 т в год, что полностью обеспечивало знать и не требовало особого нажима на крестьян.

Основной ячейкой общества была большая патриархальная семья. Несколько семей составляли общину. Равенства в общинах не было. Господствующий слой – старейшины патриархальных семей, ниже стояли главы малых семей, далее – рядовые члены общины – свободные крестьяне и ремесленники, еще ниже – рабы. Но рабство вечным не было. В каждом последующем поколении они обретали отдельные права вплоть до превращения в вольноотпущенников, которые даже занимали важные государственные посты. 5 дней в неделю рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники совместно обрабатывали землю патриархальной семьи, а 2 дня трудились на выделенных им индивидуальных наделах – огородах. Участки распределяли главы больших семей –”владыки земли”. В их же пользу шли часть урожая, продуктов от охоты и т.п. По сути, эти ”владыки” были вождями с элементами феодальных господ. То есть здесь – своеобразные феодально–патриархальные отношения. Общины объединялись в роды, главы которых имели собственные военные отряды из рабов и других зависимых людей.

Верхушка господствующего сословия состояла из отмеченных глав патриархальных семей, входивших в правящий род. Нижестоящей группой правящего слоя были вожди подчиненных родов и племен, сохранившие, однако, внутреннюю автономию. Но появлялась военно–служилая прослойка из надзирателей, начальников рабской гвардии, вольноотпущенников на государственных должностях. Они нередко получали от правителей землю, что позволяет в них видеть подобие дворянства (на стадии его зарождения). Но это, как и везде, вело к росту сепаратизма и в конце концов – к распаду Мали.

Другой причиной распада государства была отмеченная торговля золотом. Она покрывала нужды знати и не побуждала увеличивать доходы за счет развития других элементов хозяйства. В итоге богатство от обладания золотом привело к застою. Мали стали обгонять соседи.

С упадком Мали на восточных ее рубежах выросло государство Сонгай (или Гао - по названию столицы). В ХV в. Сонгай добилось независимости и создало свое государство на Среднем Нигере, всё на тех же торговых путях. Но многочисленные завоевания вызвали восстания, особенно на покоренных землях Мали и к первой половине ХVI в. Сонгай пришло к упадку. В положении правящего сословия, в отличие от Мали, значительную роль играли крупные поместья, на которых работали посаженные на землю рабы. Но положение потомков рабов (из военнопленных) в каждом последующем поколении смягчалось. Значительной в государстве была роль городов. В столице - Гао жило до 75 тыс. человек, а в отдельных ткацких мастерских Тимбукту работало более 50 человек.

К западу, в бассейне Верхней Вольты среди племен моси в ХI в. сложилось несколько государственных образований со значительной ролью рабовладения в поместьях, что похоже на порядки в Сонгай. Некоторые из отмеченных государств просуществовали до прихода сюда французов в ХIХ в.

На крайнем западе Африки, в среднем и нижнем течении Сенегала в VIII в. сложилось государство Текрур. Созданное из разных этнических групп, оно отмечено постоянными столкновениями разных племен, к которым в IХ в. прибавились конфликты между сторонниками местных религий и появившимися мусульманами. Это обусловило постоянную смену династий.

Обширная территория к западу от оз.Чад, населенная племенами хауса, в VIII-Х вв. покрывается сетью отдельных городов-государств со значительным рабовладельческим укладом. Рабы использовались в ремесле и сельском хозяйстве. Вплоть до ХVI в. на указанных землях царила политическая раздробленность.

В VIII в. к востоку от оз.Чад возникло государство Канем, которое в Х1-ХП вв. подчиняет и некоторые племена группы хауса.

Древним центром африканской культуры было побережье Гвинейского залива, населенное племенами йоруба. Из государств на этой территории наиболее крупным было Ойо, основанное в IХ-Х вв. Во главе стоял монарх, ограниченный советом знати. Последний был высшим административным и судебным органом, выносил смертные приговоры, в том числе и самому правителю. Перед нами своеобразная конституционная монархия с сильно развитой бюрократией. Ойо было связано торговлей с северными землями и имело от этого значительные доходы. В городах сложилось высокоразвитое ремесло и известны объединения типа цехов.

К югу от рассмотренных государств Западного и Центрального Судана в ХIII-ХIV вв. появились Камерун и Конго.

Обычаи. Большинство народов Западного Судана не создало своей письменности. Некоторые использовали элементы арабского письма. Религия преобладала языческая. Ислам по настоящему стал распространяться с ХIII-ХIV в., а до сельского населения стал доходить с ХVI в. Но и в мусульманское время, не говоря уже о более раннем, к монархам относились как к языческим жрецам. Считалось, что царь в силу своего положения контролировал природу. От его здоровья, исполняемых им магических ритуалов зависело размножение подданных, животных и растений в его государстве. Царь определял сроки сева и других работ.

Любопытные наблюдения над бытом африканцев сделали арабские путешественники. По сообщению Ибн Баттуты (ХIV в.) они, более чем любой другой народ, выражают преданность и почтение своему государю. Например, в знак почтения перед ним снимают верхнюю одежду и остаются в лохмотьях, ползают на коленях, посыпают голову и спину песком и удивительно, как песок не попадает им в глаза. Он же отмечал практически полное отсутствие воров и грабителей, что делало безопасными дороги. Если же белый умирал среди них, то его имущество специальное доверенное лицо из местных хранило до прибытия родственников или других с родины умершего, что было важно для купцов. Но, сожалел путешественник, во дворе царя девочки и женщины ходят с открытыми лицами и нагими. Многие у них едят падаль - трупы собак и ослов. Есть случаи людоедства. Причем предпочтение отдается черным. Мясо белых считают недозрелым. Вообще, пища малийцев, среди которых бывал Баттута, восторга у него не вызывала. Даже на парадный обед, сетовал он, подавалось лишь просо, мед и кислое молоко. Обычно же предпочитали рис. Он же подробно писал о "друзьях" мужчин и женщин, состоявших в браке, то есть о довольно свободных внебрачных связях и рассуждал, как это соотносится с мусульманской религиозностью жителей.

ЭФИОПИЯ. В Восточном Судане, в северной части Абиссинского плоскогорья существовало царство Аксум. Корни его уходят в середину I тыс. до н.э., когда пришельцы из Южной Аравии принесли в долину Нила семитские языки. Это государство в начале своей истории было связано с греко-римским миром. Его расцвет приходится на IV в н.э., когда власть аксумских царей распространялась не только на большинство эфиопских земель, но и на южно-аравийское побережье (Йемен и южный Хиджаз - в V в.). Активные связи с Византией способствовали среди высших слоев общества около 333 г. распространилось христианство. В 510 г. иранцы во главе с Хосровом вытеснили Аксум из Аравии. В VIII в. начавшаяся арабская экспансия стала причиной постепенного упадка Аксума. Население было оттеснено от моря и постепенно переселялось на бесплодные внутренние земли Абиссинского плоскогорья. В ХIII в. к власти приходит Соломонова династия, просуществовавшая до революции 1974 г.

Общественный строй средневековой Эфиопии был характерен преобладанием феодального уклада. Крестьяне, входившие в общину, считались держателями земли, верховным собственником которой был царь - негус. Он, а в период раздробленности правители областей, имели право на землю вместе с сидевшими на ней крестьянами, на условиях несения службы. Крепостного права не было, но землевладельцы могли требовать от крестьян работать на них каждый пятый день - своеобразная барщина. Рабство тоже было, но носило вспомогательный характер.

ВЫВОДЫ. В рассмотренной части Тропической Африки, кроме Эфиопии, начало формирования государственных образований приходилось примерно на VIII в. Для социально-экономических отношений была характерна многоукладность. В зависимости от местных условий и стадий общественного развития превалировали рабовладельческие (более ранняя стадия) или раннефеодальные (более поздняя стадия) отношения. Но наличие во всем регионе значительного слоя крестьян-общинников способствовало развитию феодальных элементов как ведущей тенденции. Рассмотренный тип общественных отношений, в целом более близок средневековым цивилизациям Востока. Но, в отличие от них, четко выраженных социальных групп - сословий здесь не было до ХIХ в. Происходило своеобразное врастание родового строя в государство, что и составило специфику африканской цивилизации.

Своеобразие этой цивилизации, вероятно (есть разные мнения), вызывалось тем, что господствующие слои здесь начали выделяться не в силу появления избыточного продукта в рутинно развивавшемся земледелии, а в процессе борьбы за доходы от транзитной торговли, которая была наиболее активна в Западном Судане. Земледельческое население не нуждалось в предметах этой торговли и не участвовало в ней. Поэтому в деревне долго сохранялись родово-общинные порядки, на которые сверху накладывалась определенным образом организованная власть родовой аристократии.

Государство здесь складывалось без выделения социальных групп и частной собственности. Правящий слой - это не только сначала, но и долгое время, до прихода европейцев - большие семьи - кланы. Их главы становились вождями. Служилыми людьми при них оказывались родичи, которым в силу родственных связей не платили за службу землей. Поэтому не возникала и частная собственность на землю. Низший правящий слой в общинах - главы семейств, которые становились одновременно как бы администраторами. В таких условиях, естественно, отделение правящего слоя от основной массы населения, превращение его в особое сословие, а тем более в класс происходило очень медленно и во многих местах не завершилось и поныне. Стадиально это - очень затянувшийся ранний этап становления феодализма, который в Европе, например, преодолевался за 100-150 лет.

Надо заметить, что феодализм в рассмотренной части Африки не признается теми исследователями, которые понимают под феодализмом только господство крупного феодального землевладения. Автор же данного пособия, напомню, считает феодальным обществом то, для которого характерен весь комплекс общественно-политических и экономических взаимосвязей средневековья (власть, основанная на личном господстве, существующая за счет различных видов ренты от сидящих на земле пользователей-крестьян). При таком понимании феодальным можно считать общество, жизнь которого определяется субъективными устремлениями землевладельческой знати, подчинявшей своей воле объективно существующие экономические и социальные законы. Несовпадение этих двух факторов, игнорирование феодальным сословием этих объективно существующих законов и привело, в конечном счете, к разложению феодальных порядков.

Эфиопия по происхождению и типологически близка ближневосточной модели.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония в ХIII-ХV вв | Америка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.