Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в




II. «Исламский социализм» в странах Востока

В фарватере советской внешней политики в 1960-е гг. следовали Еги­пет и Алжир, в 1970-е — Ирак, Сирия и Ливия, в 1980-е — Народная Демократическая Республика Йемен и Афганистан.

Причины этого крылись не только в советской экономической и военной помощи. Идеология марксистского варианта социализма во многом близка идеям ислама: в принципе отвергаются рыночная экономика и политическая демократия. Если политические структуры в этих странах полностью соответствовали советской модели, то в эко­номике все же допускалась мелкая частная собственность и рыночные отношения, разумеется, под жестким контролем государства. Это поз­воляло в некоторой степени компенсировать неэффективность госу­дарственного сектора.

Режимы в этих странах складывались в рамках восточных тради­ций, но говорить о природной жизнеспособности такой власти нельзя. Необходимо учитывать и фактор внешней помощи СССР, и нефтедол­лары, и даже ту помощь, которую оказывали Сирии богатые арабские страны. Если все это исключить, то экономическая неэффективность режимов становится очевидной. Это особенно наглядно продемонст­рировал пример Афганистана, где режим полностью держался благо­даря огромной советской помощи, которая подорвала в конце концов ресурсы и самого СССР.

Отход от ориентации на СССР начался уже к началу 1970-х гг. (Египет и Алжир), продолжился в 1970-е гг. (Сирия, Ирак и Ливия) и завершился в 1980-е гг. (НДРЙ и Афганистан) с крушением марк­систского эксперимента в СССР Египет и Алжир полностью порвали с «социализмом», в Ираке и Сирии заговорили о «национальном со­циализме».

А вот лидер Ливии Муамар Каддафи вообще сделал уклон в сторо­ну ислама, провозгласив своеобразную форму государства — Джама-херию; если отбросить камуфляж, там по-прежнему сохраняется дик­таторский, деспотический режим власти.

Южный Йемен в 1990-е гг. вошел в состав ЙАР, а из Афганистана выведены советские войска еще в 1989 г. Таким образом, прекрати­лись попытки объединения ислама с «социализмом» — явление, кото­рое следует связывать прежде всего с периодом «холодной войны» в международных отношениях.

Фундаментализм — реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилиза­ции. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к само­бытности, к изначальной чистоте собственных традиций.

В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в част­ности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуиз­ма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундамен­тализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.

Исламский фундаментализм связывают не только с террористиче­ской деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интел­лектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундамента­листские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофо­бии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.

Еще в XIX в. зародился панисламизм — движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившее­ся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.

В 1928 г. в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Бунна была создана организация «Братья-мусульмане». В ней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организа­ция ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.

Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовав­шие только в Египте, постепенно распространили свою политичес­кую деятельность и на другие исламские страны.

После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте англий­ских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских по­литических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.

Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддер­жали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской го­сударственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покуше­ние, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов органи­зации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.

Там организация получила мощную поддержку со стороны вахха­битов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.

К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Тур­ции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских стра­нах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. На­сер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.

Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успе­хом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была со­здана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в ос­новном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на фи­нансовую помощь Саудовской Аравии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.