Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девяностые годы




Период с 1991 года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, пропадает чувство защищенности, что сказывается и на состоянии тури-стско-краеведческой работы. На повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации. сохранения традиций, системы. необходимой детям, родителям. народному образованию. Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 90-х годов, когда распались мощнейшие структуры (самодеятельный туризм, система Центрального совета по туризму и экскурсиям), в России сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза, и количество центров, станций юных туристов и детских туристских баз (самостоятельных) в 1996 г. составило 547, причем этот рост состоялся за счет создания районных и городских учреждений. Это стало возможно после того, как Министерство образования России 24 января 1990 года направило в адрес местных органов образования письмо об открытии межрайонных, районных и городских станций юных туристов.

В июле 1990 года Центральная станция юных туристов переименована в Центр детско-юношеского туризма Российской Федерации (ЦДЮТур).

Надо было перестраивать прежде всего экономические отношения. И не случайно Центр детско-юношеского туризма первым в системе всего образования в Российской Федерации перешел на новые условия хозяйствования, добился выделения на самостоятельный баланс. В течение двух лет вопросы деятельности в новых экономических условиях становятся основными при проведении всех учебных семинаров, этому посвящены два ежегодных семинара-совещания директоров.

Необходимо было пересмотреть всю нормативную базу детского туризма, снять различные ограничения, дать возможность педагогу продолжать заниматься любимым делом, не оглядываясь на вышестоящие организации.

В 1992 г. приказом Минобразования России, №293 от 13.07.92 был утвержден основной регламентирующий документ — «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экскурсий (путешествий) и экспедиций с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации». Этим же приказом было утверждено и положение о значке «Юный турист России».

В 1993 г. была утверждена новая Инструкция Министерства образования России «0 нормах расходов на питание в туристских путешествиях», в 1994 г. — «Правила и организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации».

В 1995 году Минобразование России объявило о проведении в течение 2 лет смотра-конкурса на лучшую организацию туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях Российской Федерации, утвердило положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений Типовые снаряжения оборудования полевого туристского лагеря, туристского снаряжения образовательного учреждения. И после длительной работы с Министерством финансов в 1997 г. была утверждена «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся».

Одним из достижений Центра детско-юношеского туризма стало налаживание редакционно-издательской деятельности, которая была невозможна до начала 90-годов. В 1992 году вышел первый номер ежеквартального методического журнала «Вестник детско-юношеского туризма в России». В нем публикуются официальные документы, информацию с мест, проблемные статьи, опыт работы образовательных учреждений, материалы рекламного характера. Регулярно стала издаваться учебно-методическая литература по вопросам не только детского, но и взрослого туризма, и ЦДЮТур становится центром методической работы, причем не только в России: его литература уходит и в бывшие республики Советского Союза.

Новые экономические условия вынуждают пересмотреть систему проведения массовых мероприятий с детьми. Отсутствие финансирования из федерального бюджета заставило переводить всероссийские мероприятия на хозрасчетную основу, за участие в мероприятиях собирается стартовая плата. Таким образом, призерами Всероссийских соревнований могли стать не сильнейшие, а те, кто смог найти средства для того, чтобы участвовать в соревнованиях. Но эта система самофинансирования позволила проводить соревнования по различным видам туризма, чего раньше также нельзя было добиться. Начали проводиться официальные первенства России по пешеходному лыжному водному, горному видам туризма, по нескольким возрастным группам проводятся зимние и летние первенства России по спортивному ориентированию.

В конце 80-х — начале 90-х гг. наступило затишье в краеведческом движении, т.к. происходила его переориентация. Началось сокращение количества школьных музеев, рассказывающих о боевом пути отдельных воинских соединений, истории комсомольских и пионерских организаций. Но музеи, связанные с историей и традициями родного края, своей школы сохранились, и опытные педагоги стремились, изменив профиль музеев, помочь им выжить в новых условиях. Центр детско-юношеского туризма совместно с Союзом краеведов России разработали программы нового туристско-краеведческого движения «Отечество», в которых использовались лучшие традиции школьного краеведения и все то, что наработано на местах. Начиная с середины 90-х гг. стала ясно прослеживаться тенденция роста интереса к краеведению в регионах, особенно в малых городах России. Стали проводиться конференции участников движения

«Отечество ЦДЮТур» начал выпуск альманаха «Отечество, в котором публикуется опыт работы, программы различных краеведческих кружков.

Отсутствие средств ІІа местах на проведение летней оздоровительной работы, на кружковую деятельность сократили количество дальних кате-горийных походов в отдаленные районы. ЦДЮТур с начала 90-х годов взял курс на создание в районах полевых туристских лагерей с малыми материальными затратами, В течение ряда лет проводились всероссийские туристские полевые лагеря: юных ориентировщиков, туристов-водников, туристов-горняков, пешеходов, юных спасателей, воспитанников детских домов и школ-интернатов. Созданные модели позволили организовывать подобные лагеря на местах, используя имеющуюся материальную базу и кадровый потенциал станций юных туристов и других учреждений системы образования. Так, в 1995 г. в России было организованно 3390 профильных лагерей. в которых отдохнули 340 тыс. детей. Непрерывно растущие тарифы на авиа- и железнодорожный проезд резко сократились, количество экскурсионных групп, прибывающих в областные центры, в Москву и Санкт-Петербург. Наличие большого количества туристских фирм, работающих с детьми, конкуренция с их стороны заставили многие станции юных туристов искать новые формы работы, заниматься деятельностью (приемом и направлением туристов, экскурсиями), которая в 60-80 гг. была им несвойственна, а осуществлялась советами по туризму и экскурсиям.

В целях сохранения единого туристского пространства, поддержания дружбы между детскими туристскими организациям ЦДЮТур совместно с Республиканским Центром детско-юношеского туризма и экскурсий Республики Беларусь выступил с инициативой проведения международного совещания директоров республиканских станций юных туристов, а в феврале 1993 года по их предложению в Минске было подписано Соглашение участников совещания делегаций министерств образования Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, России, Узбекистана, Украины, Эстонии по координации туристско-экскурсионной деятельности учащихся, студентов и педагогов. В мае 1994 г. в городе-герое Киеве был проведен I Международный слет юных туристов городов-героев, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Слет стал проводиться ежегодно по очереди в городах-героях.

Система подготовки общественных туристских кадров, сложившаяся в течение многих десятилетий и являвшаяся основным поставщиком инструкторских кадров для работы с детьми, с прекращением деятельности Центрального совета по туризму ІІ экскурсиям ВЦСПС рухнула, а замены ее в новых экономических условиях без поддержки государственного финансирования не произошло. Чтобы как-то сохранить кадровый потенциал, поддерживать профессиональный уровень педагогов-туристов, ЦДЮТур совместно с Московским государственным открытым педагогическим университетом разработали программу подготовки и начали готовить специалистов с высшим образованием по специальности «социальный педагог» организаторов туристско-краеведческой работы из числа работников станций юных туристов.

После многолетнего перерыва в 1995 году был проведен Всероссийский туристский слет учителей, который стал ежегодным и дал новый импульс повышению квалификации педагогов-туристов. А в 1998 г. Министерство образования Российской Федерации утвердило новую программу подготовки инструкторов детско-юношеского туризма, которая позволяет создать в образовательных учреждениях корпус педагогов, имеющих туристскую подготовку.

После отмены курса начальной военной подготовки в образовательных учреждениях был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В связи с тем, что вопросы выживания в природной среде очень близки станциям юных туристов, Центр детско-юношеского туризма разработал программу подготовки учащихся средствами туризма и начал организовывать эту работу на местах. Туристские соревнования и отдельные элементы стали составной частью слетов и соревнований по ОБЖ, начали проводиться всероссийские и местные лагеря юных спасателей. ЦДЮТур совместно с Ассоциацией спасательных формирований начал создавать добровольные общественные спасательные формирования при станциях юных туристов и в 1998 г. их было уже более тридцати.

Всего в туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений в 1995 г. занимались более 300 тыс. учащихся; в походах, ежегодно проводимых этими учреждениями, участвовало более 1,5 млн. человек. В различных типах образовательных учреждений созданы и действуют 4780 паспортизированных школьных музеев (1997 п). В детских туристских учреждениях работают более 11 тыс. опытных педагогов.

В середине десятилетия в связи с нехваткой финансирования по инициативе некоторых местных властей началось слияние учреждений дополнительного образования различного профиля. При этом происходит передача основных фондов, увольнение профессиональных кадров, потеря контингента обучающихся. Так, перестали существовать Мурманская, Курганская, Новгородская, Челябинская, Саратовская областные, Петербургская городская станции юных туристов, что отрицательно сказалось на состоянии туристско-краеведческой работы. Результаты последующей работы объединенных учреждений показали недальновидность принятых мер, и в 1997-1998 гг. Мурманский областной и Петербургский городской центры детско-юношеского туризма были восстановлены.

Детско-юношеский туризм и краеведение как государственная система, не имеющая аналогов в других странах, за 80 лет существования доказала свою необходимость обществу. Задача специалистов, работающих сегодня в этой сфере, заключается в сохранении бесценного опыта, накопленного за прошедшие годы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.