КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономического стимулирования промышленного производства
О совершенствовании планирования и усилении Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 10.3.
Народное хозяйство СССР успешно развивается по единому общегосударственному плану, обеспечивающему и направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллективный труд советского народа (…) Осуществление поставленных задач по созданию материально-технической базы коммунизма, неуклонному подъему материального и культурного уровня жизни народа требует обеспечения высоких темпов развития промышленного производства, внедрения в народное хозяйство новейших достижений науки и техники, научной организации труда, улучшения качества продукции и повышения эффективности общественного производства. Важнейшим условием решения этих задач является более полное использование преимуществ системы социалистического хозяйства, дальнейшее улучшение планового руководства промышленностью. Существующие методы и формы планирования и стимулирования в промышленности имеют крупные недостатки и не отвечают новым требованиям хозяйственного строительства, современным технико-экономическим условиям и уровню развития производительных сил. В плановом руководстве промышленностью чрезмерно большое место занимают административные формы и методы, а роль экономических методов принижена. Плановые задания ориентируют предприятия главным образом на выполнение количественных показателей. Самостоятельность предприятий в развитии производства и изыскании наилучших способов выполнения государственных планов необоснованно ограничена. Не создана должная материальная заинтересованность работников в улучшении общих итогов работы предприятия, в использовании своих внутренних резервов и повышении рентабельности производства. Недостаточна ответственность предприятий за нарушение сроков поставки продукции потребителям и за выпуск продукции низкого качества. Хозяйственный договор еще не занял должного места в отношениях между предприятиями. Хозяйственный расчет на предприятиях является в значительной мере формальным. Прибыль, премии, кредит и другие экономические рычаги слабо используются в планировании и хозяйственной деятельности. Имеются крупные недостатки в ценообразовании.
В целях повышения эффективности общественного производства, увеличения темпов роста национального дохода и на этой основе дальнейшего подъема благосостояния народа Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в следующем направлении: обеспечить наиболее правильное сочетание централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимулирования промышленного производства; расширить права предприятий на основе полного хозяйственного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, оставляемых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников; оценивать результаты деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции; поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий; положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями. Повысить роль хозяйственных договоров.
Системы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллективов предприятий заинтересованность в разработке более высоких плановых заданий, предусматривающих полное использование производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенствование техники производства и улучшение качества продукции. Повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда, в интересах дальнейшего роста и эффективности производства, пропорционального развития народного хозяйства. Все это позволит более полно использовать преимущества социалистического способа производства и откроет новые возможности для подъема экономики страны. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
I. ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РАСШИРЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны. Установить, что пятилетний план (с распределением важнейших заданий по годам) является основной формой государственного планирования развития народного хозяйства. Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения. Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр. Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, заблаговременно договариваются с предприятиями-потребителями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и формируют портфель заказов.
Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с участием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до предприятий не позже чем за два месяца до начала планируемого года. 2. В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно-технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промышленное производство высокоэффективных машин, оборудования, технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по комплексной механизации и автоматизации производства. 3. Считать одной из главных задач плановых органов, хозяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производительных машин и оборудования, эффективных видов сырья и материалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответствующих современному техническому уровню (…) Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукция. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускаемых имя изделий и установления длительных сроков гарантии.
Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции (...) 4. Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями: по производству: общий объем реализуемой продукция в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель — объем отгруженной продукции; важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции; по труду — общий фонд заработной платы; по финансам: общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств); платежи в бюджет и ассигнования из бюджета; по капитальному строительству: общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счел: централизованных капитальных вложений; по внедрению новой техники — задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли; по материально-техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией (…) Установить, что все остальные показатели планов предприятий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов. Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий, сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная оплата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и оценки экономических итогов работы промышленности. 5. Установить, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности: планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торгующими организациями; планируют и осуществляют за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности по замене устаревшего и малопроизводительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению узких мест производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства; устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целесообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и других изделий на основе планов материально-технического снабжения; планируют производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее рациональную структуру управления предприятием; используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работников, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники; определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений. При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность. Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа (…) 10. В интересах последовательного осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями, а также между предприятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распределяемую в централизованном порядке (...) Повысить материальную ответственность предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причиненные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий или организаций, по вине которых нарушен договор. Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке. Установить материальную ответственность проектных и конструкторских организаций за допущенные ими в проектах, технологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при освоении введенных в действие объектов. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, Госстрою СССР, Государственному арбитражу при Совете Министров СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными организациями разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о материальной ответственности промышленных, транспортных, проектных и конструкторских организаций, а также должностных лиц этих организаций за невыполнение соответствующих заданий и обязательств. 11. В целях улучшения организации материально-технического снабжения считать необходимым: а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразного территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку; б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства; в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и соответствующих республиканских органов в трехмесячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР конкретные предложения по улучшению организации и планирования материально-технического снабжения в указанных направлениях.
II. ПО УСИЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УКРЕПЛЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА
12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулирование предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности. Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий. 13. Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются: а) фонд материального поощрения; б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; в) фонд развития производства. Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат. 14. Фонд материального поощрения предназначается для премирования работников предприятий, вознаграждения за годовые итоги работы предприятий, а также для оказания единовременной помощи работникам. 15. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия. Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения. Установить, что вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удовлетворения нужд работников предприятия и распределяется самим предприятием с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся. 16. Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства. Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли предприятия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества (основных фондов) (…) 20. Установить, что предприятия, допустившие по своей вине невыполнение плана прибыли (сверхплановые убытки) и не обеспечившие в связи с этим сохранность собственных оборотных средств, обязаны возмещать образовавшийся недостаток собственных оборотных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих получение сверхплановой прибыли (экономии) в последующие периоды, а в необходимых случаях также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли (экономии) в фонды предприятий в размере до 30%. В связи с этим: прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий; разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кредит на срок до двух лет на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств под их обязательства о проведении конкретных мер, обеспечивающих восполнение недостатка собственных оборотных средств (…) 21. В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств — плату за основные фонды и оборотные средства (…) Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка — до погашения ссуды. Освободить вновь вводимые в действие предприятия, а также действующие предприятия в части производственных фондов вновь вводимых цехов от платы за основные фонды и оборотные средства на срок освоения производственных мощностей, установленный отраслевыми нормативами (…) 23. Установить, что проценты за пользование банковским кредитом относятся на результаты деятельности предприятий и не включаются в себестоимость продукции. 24. Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием: а) из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за основные фонды и оборотные средства и фиксированные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит; б) после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства. Для определения нормативов отчислений в эти фонды принимается прибыль за вычетом из нее платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит; в) из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизованных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисления в резерв для оказания финансовой помощи и на другие цели в соответствии с решениями правительства СССР. Разница между общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плановых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли. Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик: а) подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке образования резерва министерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям; б) разработать и утвердить положение о порядке распределения прибыли (плановой и сверхплановой).
III. ПО УСИЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ РАБОТНИКОВ В УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. В целях усиления материальной заинтересованности работников промышленных предприятий в повышении эффективности производства, улучшении качества продукции, росте объема реализации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия. В соответствии с этим наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов) повышать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также ввести выплату вознаграждения работникам за улучшение общих годовых итогов работы предприятия за счет использования части фонда материального поощрения. Предусматривать в планах, по мере роста прибыли и рентабельности производства, увеличение размеров прибыли, оставляемой предприятиям для материального поощрения работников. 26. Установить, что в фонд материального поощрения, кроме отчислений от прибыли, включается суммы премии, выплачиваемых рабочим по фонду заработной платы. В целях стимулирования заинтересованности работников в повышении качества продукции отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам дополнительно часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучшение качества продукции, а также часть прибыли от реализации новых высококачественных и улучшенных товаров народного потребления. 27. Размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения определяется по нормативам в зависимости от увеличения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане (…) Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объеме производства (…) 28. Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший период с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год) исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли. Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производится при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмотренной в плане. При перевыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения. При невыполнении предприятием плана прибыли и реализации продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощрения, устанавливается предприятиям вышестоящими органами при утверждении показателей годового плана. Другие ограничения по отчислениям в фонд материального поощрения не устанавливаются (…) 29. Установить, что фонд материального поощрения используется: а) на премирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих по устанавливаемым премиальным системам; б) для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий; в) для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим инженерно-техническим работникам и служащим за общие результаты работы предприятия по итогам за год; г) для оказания единовременной помощи работникам предприятий. Распределение фонда материального поощрения по указанным в настоящем пункте направлениям производится администрацией предприятия с участием профсоюзной организации. 30. Ввести систему премирования, обеспечивающую заинтересованность всех работников предприятий в росте объема реализации продукции или прибыли, а также повышении рентабельности производства (…) При поощрении работников исходить из того, что размеры индивидуальной и коллективной оплаты труда должны находиться в прямой зависимости не только от количества, но и от качества произведенной продукции. Сочетать принцип материальной заинтересованности с материальной ответственностью работников за результаты труда, для чего, наряду с повышением оплаты труда при улучшении качества продукции, уменьшать оплату труда при ухудшении качества продукции и выпуске брака по вине работников предприятия (…) 36. При введении новой системы премирования работников, предусмотренной настоящим постановлением, сохранить действующий порядок премирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих: за создание и внедрение новой техники; за поставку продукции на экспорт; за выпуск предметов широкого потребления из отходов производства; за лучшие результаты работы по итогам социалистического соревнования. Сохранить также на установленные сроки специальные премии, выплачиваемые сверх фонда заработной платы. 37. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения. Предоставить право директорам предприятий по согласованию с профсоюзными организациями перераспределять средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каждого фонда (…)
IV. О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ КРЕДИТА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
40. Признать необходимым повысить роль кредита в развитии и промышленности и стимулировании эффективности производства, с тем чтобы кредит Госбанка СССР более активно содействовал улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Госбанку СССР при кредитовании и расчетах осуществлять дифференцированный подход к предприятиям и организациям в зависимости от выполнения ими основных показателей плана — предоставлять преимущества хорошо работающим предприятиям и организациям, выполняющим планы производства и реализации продукции и планы накоплений и сохраняющим собственные оборотные средства, и применять в необходимых случаях меры кредитного воздействия к плохо работающим предприятиям и организациям. 41. Установить, что капитальные вложения в промышленности осуществляются: на строительство новых предприятий по централизованному плану капитальных вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмотренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности; на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР-Реконструкция предприятий за счет средств государственного бюджета производится только с разрешения Совета Министров СССР. Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов. Министерству финансов СССР предусматривать в государственном бюджете СССР необходимые средства для кредитования централизованных капитальных вложений и передавать эти средства Стройбанку СССР в качестве ресурсов. 42. Установить, что затраты по внедрению новой техники, механизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования и на осуществление других мероприятий по техническому совершенствованию и улучшению организации производства, а также затраты по расширению и организации производства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банка. Этот кредит предоставляется на срок до шести лет со дня выдачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления (…) 44. Разрешить Госбанку СССР и Стройбанку СССР предоставлять предприятиям, стройкам и подрядным организациям в случаях возникновения у них временных финансовых затруднений краткосрочный (до 30 дней) кредит для расчетов с поставщиками за поставленные ими материалы, оборудование и оказанные услуги, с погашением его в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Установить, что выдача указанного кредита может не приостанавливаться при наличии просроченной задолженности по ссудам длительностью до 30 дней (…) 47. В целях повышения ответственности предприятий за правильное использование оборотных средств и своевременный возврат кредита установить повышенные, по сравнению с платой за оборотные фонды, проценты за пользование отдельными видами кредитов: на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, кредитуемые Госбанком СССР в порядке исключения, а также по просроченным ссудам. Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за несвоевременную оплату расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги. Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных требований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций. 48. Разрешить Госбанку СССР по согласованию с Министерством финансов СССР кредитовать, в виде опыта, в 1966—1967гг. отдельные предприятия на всю совокупную потребность в заемных средствах, необходимых для обеспечения выполнения плана производства и реализации продукции. 49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для выплаты заработной платы в меру выполнения плана производства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем производства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР. При перевыполнении плана производства продукции средства на заработную плату выдаются Госбанком СССР с применением соответствующих нормативов за каждый процент перевыполнения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов. 50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально (…)
V. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПТОВЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
52. В целях усиления роли цен в развитии социалистической экономики и повышении эффективности общественного производства обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР разработать и представить в Совет Министров СССР к 1 января 1966 г. предложения об основных направлениях и организации работы по подготовке новых оптовых цен на промышленную продукцию, исходя при этом из необходимости: а) наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат труда, с учетом возмещения всем нормально работающим предприятиям издержек производства и получения ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятий; б) установления правильных соотношений цен на взаимозаменяемую продукцию отраслей промышленности, обеспечивающих стимулирование технического прогресса и оптимальные пропорции в развитии отдельных отраслей производства. В указанных предложениях предусмотреть пересмотр устаревших стандартов и технических условий, упорядочение нормативной базы на предприятиях, а также мероприятия по широкому использованию современной вычислительной техники для разработки цен. Новые цены ввести в действие в 1967-1968 гг. Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету цен при Госплане СССР внести необходимые поправки в действующие цены на продукцию тех отраслей промышленности, в которых переход на новые условия экономического стимулирования будет происходить ранее указанных выше сроков, с тем чтобы устранить в ценах на продукцию этих отраслей неоправданные различия в рентабельности (…) 54. Считать необходимым иметь в распоряжении Государственного комитета цен при Госплане СССР специальный фонд текущего регулирования оптовых цен, за счет которого осуществлять пересмотр оптовых цен по решению государственных органов ценообразования без перерасчетов между предприятиями-изготовителями и потребителями данной продукции. Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскурантами, с отнесением потерь на результаты деятельности этих предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмотренных планом. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР дать указания о порядке реализации такой продукции. 55. Ограничить применение временных цен на вновь осваиваемую продукцию, расширить практику установления лимитных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продукции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон. 56. Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму полученной дополнительной выручки в доход государственного бюджета. Обязать ЦСУ СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР обеспечить своевременную статистическую информацию по вопросам цен, позволяющую осуществлять систематический контроль за правильностью установления цен и уровнем фактической рентабельности производства отдельных изделий.
* * * 57. В связи с тем что осуществление мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, требует тщательной подготовки считать необходимым провести эти мероприятия постепенно. В 1966 г. осуществить их в отдельных отраслях промышленности. Полностью и повсеместно перевести предприятия на новую систему планирования и стимулирования промышленного производства в 1967—1968 гг. (…) 58. Проведение в жизнь предусмотренных настоящим постановлением мероприятий требует коренного улучшения экономической работы в планирующих и хозяйственных организациях и на предприятиях. В этих целях должна быть серьезно улучшена подготовка кадров экономистов, а также экономическое обучение инженеров в учебных заведениях (…) * * * Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание всех партийных, хозяйственных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций на то, что проведение в жизнь намеченных мероприятий является важнейшей народнохозяйственной задачей. Совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства позволят полнее использовать преимущества социалистической системы хозяйства и будут способствовать успешному решению задач по созданию материально-технической базы коммунизма, ускорению темпов роста национального дохода и неуклонному повышению уровня жизни народа. Эти мероприятия представляют собой дальнейшее развитие ленинских принципов социалистического хозяйствования, основанных на сочетании личной материальной заинтересованности с высокой сознательностью активных строителей коммунистического общества. Внедрение экономических методов хозяйствования неразрывно связано с дальнейшей демократизацией управления производством, всемерным повышением роли я творческой активности рабочих, инженерно-технических работников и служащих в управлении производством. Партийные, хозяйственные, советские, профсоюзные и комсомольские организации должны поставить проведение мероприятий по совершенствованию планирования и усилению экономических методов стимулирования промышленного производства в центр своего внимания, усилить работу по воспитанию работников предприятий в духе сознания высокого долга и ответственности за результаты своей работы и работу всего коллектива, обеспечить активное участие широких масс рабочих, инженерно-технических работников и служащих в использовании имеющихся резервов для ускорения технического прогресса, повышения качества продукции и эффективности производства.
Контрольные вопросы и задания: 1. Чем принципиально различаются рыночная и административно-командная модели экономического развития? 2. Кто являлся инициатором и основным разработчиком реформы 1965 г.? 3. На основании документа 10.1. ответьте: а) как оценивается общее состояние аграрного сектора экономики; б) какие основные ошибки и просчеты в руководстве сельским хозяйством указано; в) что конкретно подразумевается под «необоснованными перестройками руководящих органов», «многочисленными шаблонными указаниями»; г) какие «неотложные» меры предлагается принять, чтобы исправить ситуацию? 4. Чем обосновано принятие документа 10.2.? Чем министерства отличаются от совнархозов? 5. Ознакомившись с документом 10.3., выясните: а) что планировалось изменить в методах управления промышленностью; б) как изменялась система планирования; в) что такое «хозрасчет», «экономическое стимулирование»; г) какие фонды предприятия могли создавать из собственных средств?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |