Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первобытное общество на территории Беларуси 3 страница




В середине XVI в. из состава панов-рады выделилась группа наиболее влиятельных членов, из которых начали формировать высшую, или тайную, раду для решения наиболее важных госу­дарственных дел. При отсутствии великого князя она фактичес­ки являлась высшим органом государственной власти.

В результате дальнейшего развития феодальных отношений, роста влияния феодального сословия, особенно шляхты, в нача­ле XV в. (1401 г.) в ВКЛ начал действовать еще один орган госу­дарственной власти — вальный сейм. Первоначально он собирался только для решения таких вопросов, как выборы великого князя, обсуждение условий унии и т.д. Но в 1512 г. великокняжеским привилеем было установлено, что перед заседанием вального сей­ма должны собираться поветовые сеймики, на которых избира­ются 2 делегата на вальный сейм от каждого повета. Таким образом, всеобщие вальные сеймы были превращены в предста­вительный орган государственной власти. Они созывались не толь­ко в столице ВКЛ — г. Вильно, но также в Бресте, Новогрудке, Гродно, Минске. На них обсуждались важнейшие общегосудар­ственные вопросы (уния с Польшей, выборы великих князей, шля­хетские привилеи, законодательные акты и т.д.).

Управлять государством великому князю помогал чиновни­чий аппарат, во главе которого стояли высшие должностные лица, ведающие отдельными службами управления: маршалакземский, маршалах дворный, гетман высший, гетман дворный или польный, канцлер, подканцлер, подскарбии земский, подскарбии дворный и др. Маршалак земский, например, председательствовал на вальных сеймах, принимал иностранных послов, регулировал допуск жалобщиков к великому князю, маршалак дворный руководил чиновничьим аппаратом двора и замещал при необходимости маршалка земского. Гетман высший командовал вооруженными силами государства, гетман польный командовал войсками, ко­торые размещались в каком-нибудь регионе или участвовали в боевых действиях на одном из фронтов. Канцлер руководил ра­ботой государственной канцелярии, подскарбий земский ведал финансами государства, подскарбий дворяый — казной велико­го князя.

При дворе великого князя удерживался также значительный штат государственных урядников и слуг из числа дворян. Они выполняли поручения великого князя, членов панов-рады и выс­ших должностных лиц государства, осуществляли надзор за вы­полнением судовых решений, вводили во владение государствен­ными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, осуществляли надзор за строитель­ством дорог, мостов, замков, сопровождали посольства за грани­цу и т.д.

В территориально-административном отношении ВКЛ делилось на воеводства, поветы и волости. Впервые воеводства были введены в 1413 г. Но тогда были созданы только 2 воеводства -Виленское и Трокское. В начале XVI в. в ВКЛ была проведена тер­риториально-административная реформа, в результате которой было учреждено еще пять воеводств — Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Виленский сейм 1565 — 1566 г. уже разделил Великое княжество Литовское на 30 поветов и 13 воеводств. Были созданы новые воеводства — Брестское, Мстиславское, Минское, а также Волынское и Броцлавское (в| Подолии).

После реформы 1566 г. Виленское воеводство состояло из 5 поветов, Трокское — из 4, Новогрудское и Подляшское — из 3, Киевское, Витебское, Брестское, Минское — из 2, Волынское — из 3 поветов. В составе Новогрудского повета сохранялось как отдельная административная единица Слуцкое княжество, которое находилось под властью князей Олельковичей.

Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, в поветах — старосты. Воеводы назначались великим князем и Радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Но местные феодалы имели право в случае необходимости требовать их отставки. Обязанности и цолномочия воевод были очень широкими. Им практически принадлежала вся полнота власти в воеводстве. Подвоеводы являлись заместителями воевод по административно-судебным делам, руководили работой воеводской канцелярии, председательствова­ли в низшем городском (замковом) суде. Каштеляны командова­ли военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, яв­лялись заместителями воевод по представлению интересов вое­водства в Раде. Ключники заведовали сбором налогов, конюшие осуществляли надзор за разведением лошадей для армии, лесни­чие и гаевники управляли лесными промыслами, занимались организацией охоты.

Низшим звеном органов местного государственного управления были руководители государственных и великокняжеским имений (дворов, замков) — державцы. Как воеводы и старосты

они несли ответственность перед правительством и великим кня­зем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд над местным населением.

Для осуществления надзора над крестьянами старосты и дер­жавны назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десят­ников. Они следили за поддержанием порядка в селах и выполне­нием феодальных повинностей. Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники — на территории волости, десятники — в отдельных деревнях. Пос­ле водочной померы 1557 г. эти должности были заменены сельс­кими войтами.

В деревнях действовали органы крестьянского самоуправле­ния — сельские собрания (сходы) и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Старцы наблюдали за выполнением обще­ственных работ (строительство мостов, замков, дорог), собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуще­ствлении правосудия в копе.

Высшим судебным органом в государстве был великокняжес­кий (гаспадарский) суд, а также суд панов-рады, сейма и их раз­новидность — комиссарский суд. Но позже судебная власть вели­кого князя и панов-рады была ограничена. В 1581 г. был принят сеймом закон о создании Главного суда (Трибунала), на который возлагались аппеляционный пересмотр дел и рассмотрение не­которых дел в первой инстанции. Остальные дела должны были рассматриваться в местных судах. Главный суд (Трибунал) состо­ял из выбранных на поветовых Сеймиках шляхты судей по 2 от повета, заседал ежегодно посессионно (до 22 недель в год) в Мин­ске, Вильне и Новогрудке попеременно.

Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах — высшем и низ­шем. В состав высшего суда входили воевода или староста, или державца и местные феодалы. Низкий суд состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, имею­щие недвижимость, знающие право и умеющие писать.

Судом для шляхты был земский поветовый суд. Судьи в этот суд избирались шляхтой и утверждались великим князем пожиз­ненно. Дела о земельных спорах рассматривал специальный подкоморский суд. В городах, которые имели магдебургское право, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды.

Судебные дела над крепостными крестьянами и служилой шляхтой рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли пред­ставители вотчинной администрации (соцкие, старосты, державцы). Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев дей­ствовали еще свои суды, основанные на религиозном праве — Библии, Коране, Торе.

Источниками права в ВКЛ сначало было древнерусское пра­во («Русская правда»), местные обычаи и судебная практика. В

XIV-XV вв. наметился переход от обычайного права к писанному, которое вскоре стало основньш источником права на территории Белоруссии. Первые попытки систематизации права были сделаны в отношении отдельных земель. Такими, в частности, были Полоцкие и Витебские привилеи. Следующим шагом было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира Ягелончика в 1468 г. Вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529,1566 и 1588 г. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе.

 

Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе ВКЛ в XIV — первой половине XVI в.

В ВКЛ в XIV — первой половине XVI в., как и в других раннефеодальных государствах, шел процесс становления и дальнейшего развития феодальных отношений, феодального способа производства. В основе феодального способа производства лежала феодальная собственность на землю — основное средство производства и одно из важнейших условий его осуществления. Здесь, как и в других государствах, верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Он регулировал земельные владения феодалов в государственных, финансовых и военнополитических целях. Средние и мелкие феодалы составляли шляхетское (дворянское) сословие. Начало ему положил привилей Ягайло 1387 г. В основном, это были дружинники князей и представители великокняжеской администрации.

На одинаковом положении со шляхтой, получившей дворянство не за военную, а за гражданскую службу, в ВКЛ находились татары. Во время походов на Дон в 1397 — 1398 гг. Витовт взял в плен много татар и поселил их на границе с Тевтонским орденом и вокруг замков внутри государства. Их основной обязанностью было несение военной службы и поставка лошадей в армию во время войны. Бояре — шляхта, земяне и татары имели земельные наделы на разных условиях. Самым древним типом феодального землевладения было фактическое владение землей, пожалованной великим князем. Эти владения, как правило, были наследственными. Наряду с выслугами «на вечность» великий князь раздавал земельные владения своим приближенным и до «воли и ласки господарской», не определяя сроков владения. Но такой порядок не удовлетворял феодалов, так как держал их в неизвестности. Поэтому великий князь начал вскоре определять сроки владения землей: «до живота», т.е. пожизненно; «до двух животов», т.е. с правом передачи детям; «до трех животов» — с правом передачи детям и внукам и т.д. В интересах государствен­ной службы возник также особый тип феодального землевладе­ния — «на ленном праве», т.е. с правом перехода земли наслед­никам только мужского пола. Но при всем этом бояре — шляхта, земяне и татары могли владеть землей только при условии служ­бы верховному правителю страны — великому князю. По прекра­щении службы или при плохом ее выполнении земля изымалась.

Наряду с великокняжескими доменами существовало боль­шое количество независимых поместий, владельцы которых рас­поряжались ими «с полным правом и панством». Это были, в ос­новном, поместья бывших удельных князей — Рюриковичей и Гедеминовичей. Епископские кафедры, церкви и монастыри пользовались такими же правами на землю.

Таким образом, феодальная собственность на землю в ВКЛ была сословной и носила иерархический характер, а феодальное землевладение, особенно мелких и средних феодалов, было пер­воначально условным (при условии службы) и ограниченным. Но такое положение не удовлетворяло феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение.

Первыми добились такого права в ВКЛ литовские феодалы, принявшие католичество, на основе привилея Ягайло от 22 фев­раля 1387 года. В 1413 г. это право получили и белорусские фео­далы католического вероисповедания. Православные белорусские феодалы добились этого права только в 1432 г., когда они актив­но поддержали Свидригайлу. Ягайло, стремясь лишить Свидригайлу социальной поддержки, издал привилеи, уравнивающий в имущественных правах православную шляхту и католическую. Позже это было подтверждено привилеями Сигизмунда Кейстутовича в 1434 г. и Казимира Ягелончика в 1447 г.

Но феодалы, владея землей (вотчиной или поместьем) на любом из условий, не могли обойтись без крестьян, которые ее обрабатывали. Крестьяне получали землю из рук феодала, но не в собственность, а в пользование, за что должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: дань, оброк продукта­ми, денежный оброк, барщину и т.д. В XI — XIV вв. основной фор­мой феодальных повинностей был оброк продуктами. С XV в. феодалы ВКЛ начали вводить для крестьян денежные оброки. Это было связано с развитием ремесла и ростом городов. Кроме вы­полнения повинностей в пользу феодалов, крестьяне платили еще общегосударственные налоги, поборы в пользу церкви — десяти­ну. Размеры повинностей, которые выполняли крестьяне, зависе­ли от размера земельного надела, которым пользовалась кресть­янская семья. В большинстве своем наделы находились в пользовании не отдельных крестьянских семей, а товариществ, которые состояли из разросшихся семей. Такое экономическое вза­имоотношение диктовалось необходимостью корчевания леса, од­новременной эксплуатацией других сельскохозяйственных уго­дий. Если крестьянское хозяйство не справлялось с возложенными на него повинностями, то феодал подсаживал к нему посторон­них людей— «сябров». Крестьяне и сами часто брали себе в

«подмогу» посторонних людей — «потужников», которые помо­гали им обрабатывать землю и нести повинности («на четверти», «половине» и др. условиях).Такая организация крестьянского и помещичьего хозяйства просуществовала в ВКЛ до второй поло­вины XVI в., до известной реформы Сигизмунда - Августа «Устава на волоки».

В 1557 г. Сигизмунд - Август II провел в своих владениях аг­рарную реформу с целью упорядочить крестьянское землеполь­зование и увеличить доходы казны. Согласно этой реформе крестьянский надел составляла волока размером в 33 морга, или 23,41 га земли, независимо от качества земли. Крестьянам отво­дились также еще земли общего пользования: сенокосы, леса и т.д. Земля в ходе реформы в первую очередь отводилась под государственные дворы — фольварки, которые организовывались на лучших землях, по 200 — 400 га каждый (8 —15 волок). Крестьянские наделы распределялись по жребию по одной волоке на двор. Переселяемые на новые наделы крестьяне делились на 2 разря­да — тяглых и осадных. Количество тяглых крестьянских дворов зависело от размера фольварка. На одну волоку фольварочной земли отводилось семь волок тяглых. Тяглые крестьяне своим тяглом и инвентарем должны были обрабатывать фольварочную зем­лю. Основной повинностью их была барщина — 2 дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли и другие повинности: давали овес, сено, гусей, кур, яйца, платили оброк деньгами, несли сто­рожевую службу, предоставляли подводы, ходили на «гвалты», «толоки», ремонтировали дороги, мосты и т.д. Выполнение по­винностей строго регламентировалось.

Остальных крестьян великий князь селил на осаде. Осадные крестьяне вместо барщины платили денежный оброк. Остальные повинности у них были такие же, как у тяглых крестьян.

В результате осуществления реформы 1557 г. в ВКЛ появилась еще одна категория крестьян—огородники. Так стали называть дворовых людей, которых великий князь посадил на землю, наделив каждого из них 3-мя моргами земли. Их селили вблизи! фольварков. Основной повинностью огородников была барщина — 1 день пешью за один душевой надел.

Первоначально реформа была проведена только в великок­няжеских имениях и только в западных воеводствах. Главным ee результатом было прикрепление крестьян к земле. Поэтому ее начали проводить и феодалы в своих поместьях. Первоначально основная масса крестьян в ВКЛ была вольными — «похожими» людьми, т.е. лично свободными. Они находились исключительно в экономической зависимости от феодалов, так как земля являлась их собственностью. Пока феодалы не закрепили землю в неограниченную собственность, они не посягали на личную свободу крестьян. Первым законодательным актом, ограничивающим личную свободу крестьян в ВКЛ, был привилей Казимира Ягелончика 1447 г., по которому великий князь брал на себя обязательство не принимать в свои владения крестьян из помещичьих хо-

зяйств и обязывал феодалов придерживаться этого же правила по отношению к государственным крестьянам. Следующим эта­пом в оформлении крепостного права в ВКЛ стал «Судебник» Казимира Ягелончика 1468 г. По нему крестьяне, прожившие на земле феодала или великого князя на протяжении одного или более поколений, объявлялись «старожильцами», «отчичами» и уже не могли покидать своих наделов без согласия владельца, т.е. становились «непохожими» людьми. По первому Литовскому ста­туту 1529 г. срок старожильства уже был сокращен до десяти лет. К тому же за право ухода от феодала крестьянин должен был уп­латить «пожилое» (компенсацию за предполагаемый ущерб) в размере 5 литовских грошей — огромнейшую по тому времени сумму (стоимость примерно 20 коров). Все это значительно огра­ничивало личную свободу крестьян. Но, несмотря на это, кресть­яне «отчичи» еще могли освободиться от «неволи», продав свою «отчизну» другому. Не держали феодалы и разорившихся крес­тьян-«отчичей». К тому же принцип земской давности, или «старожильства», распространялся далеко не на всех, а только на глав крестьянских товариществ, за которыми числились наделы. По­этому и после принятия I Литовского статута в феодальных поме­стьях продолжали жить свободные люди. На государственных зем­лях также проживали так называемые крестьяне-слуги — бояре панцирные, бояре путные, конюхи, сокольничие и др. Они также были свободными, «вольными» людьми. Поэтому основным содер­жанием и основной задачей реформы 1557 г. и было прикрепле­ние свободных, «похожих» людей к земле через наделение земель­ным наделом каждой крестьянской семьи в отдельности. Получив земельные наделы, они автоматически попадали под действие принципа «земской давности» и становились «отчичами», «ста­рожильцами», т.е. людьми «непохожими». К концу XIV в. «похо­жие» и «непохожие» крестьяне слились в одну категорию крепос­тных крестьян.

В XIV — первой половине XVI в. в условиях дальнейшего раз­вития феодального способа производства шел интенсивный про­цесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Это сопровождалось ростом городов и поселков городского типа, ко­торые в Белоруссии назывались — местечками. В источниках XIV — первой половины XVI в. упоминается примерно о 350 посе­лениях городского типа на территории современной Белоруссии. Большинство из них составляли местечки. Они делились на 3 груп­пы: королевские (Скидель, Озеры), частновладельческие светские (Зельва, Сморгонь) и церковные (Жировичи, Игумен) и другие.

Во многих белорусских городах, кроме ремесла и торговли, имели место и другие стороны экономической деятельности. Ви­тебск и Полоцк были портовыми городами. Крупные и некоторые средние города и местечки были центрами ярмарочной торговли.

Важнейшим показателем степени развития ремесел в горо­дах было количество ремесленников и ремесленных специально­стей. У каждого города были свои определенные ремесла. Одна­ко это не было свидетельством возникновения территориального разделения труда, потому что ремесленники в основном работа­ли на заказ или были связаны только с потребностями своего города.

Чтобы закрепить свои права и обеспечить монополию на рынке, ремесленники стремились к объединению, созданию сво­их корпораций. Ими стали цехи. В белорусских городах они были 3-х типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии), объединенные (2-х и более близких профессий) и сборные (разных профессий). Объединившиеся ремесленники де­лились на мастеров, подмастерьев и учеников. Полноправными членами цехов были только мастера. Только из их числа выбира­лись руководители цехов («старосты», «цехмистры»). Ученики и подмастерья должны были подчиняться мастеру. Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом.

Рост ремесел способствовал развитию торговой деятельнос­ти. В крупных городах торги проходили дважды, в небольших — раз в неделю. Порядок торговли регламентировался радой или владельцем города — феодалом. За продажу товара на рынке взи­мался побор. Торговые связи, существующие в то время, связы­вали не только город с деревнями и местечками, но и крупные города между собой. Тесная связь заграничной и внутренней тор­говли заставляла купцов искать способы и средства закрепления за собой монопольного положения на местном рынке. Для этого купцы, как и ремесленники, создавали свои корпорации. Цехи их существовали в Могилеве, Минске, Пинске, Слуцке и других го­родах, в некоторых городах они назывались братствами. Посто­янная угроза быть ограбленными по дороге заставляла купцов создавать кассы взаимопомощи.

Одновременно с развитием ремесел и торговли в городах Белоруссии развивались кредитное дело и ростовщичество.

Торговые связи городов Белоруссии с городами соседних стран, а также внутри страны явились причиной создания раз­ветвленной сети торговых дорог («путей»). В первой половине XVI в. источники называют здесь более 20 крупных «путей» и «гостинцев».

При всей разновидности внутренних и внешних торговых путей в Белоруссии в XIV — первой половине XVI в. еще не сло­жился единый внутренний рынок. Для этого не было ни экономи­ческих, ни социально-политических условий. Главное, не было экономической специализации районов, что ослабляло экономи­ческие связи между отдельными территориями. Существовало также много других причин, которые отрицательно воздейство­вали на развитие торговли (своеволие магнатов и шляхты, раз-, бой, грабеж и т.д.). Большим грузом на купечество ложились де­нежные пошлины и натуральные сборы — «мыта».

Концентрация в городах оживленной ремесленной и торго­вой деятельности содействовала росту городского населения. В середине XVI в. оно уже составляло 1 — 3% от численности насе­ления страны. Источники формирования городского населения были разными: за счет крепостных крестьян, свободных поселян, переселения в города феодалами своих крестьян и т.д. Не после­днюю роль играл натуральный рост населения. 80% горожан со­ставляли белорусы.

Кроме хозяйственно-экономической, города Белоруссии вы­полняли также административную функцию, были центрами во­еводств, старосте, поветов. В них действовали как постоянные, так и периодически создаваемые различные органы государствен­ной власти (вальные сеймы, совещания Главного Литовского Три­бунала и др.). Города и местечки возникали как на государствен­ных, так и на частновладельческих землях. С начала XVI в. во многих городах Белоруссии начали выделяться обособленные административные кварталы, которые находились под властью частных лиц или церкви, на их жителей не распространялась су­дебная и административная власть самого города. Такие кварта­лы назывались «юридиками». С укреплением экономической роли городов, их общественного значения росло стремление городско­го сословия расширить свои права и привилегии, которые обере­гали бы его от самовластья феодалов. Верховная власть поддер­живала города. На этой основе сложился своеобразный союз городов с верховной властью, который выразился в значительном расширении права городов на самоуправление. В конце XIV в. в ВКЛ начало распространяться самоуправление городов на осно­ве так называемого «магдебургского права». Под этим термином подразумевается совокупность правовых норм, свойственных феодальным городам Восточной Германии, перенесенных затем в Венгрию, Польшу и другие страны. Необходимо отметить, что на территории Белоруссии «магдебургское право» претерпело значительные изменения. До середины XVII в. это право получи­ло большинство крупных городов Белоруссии.

Руководство городом на основе «магдебургского права» осу­ществлял городской магистрат, который состоял из рады и лавы. Магистрат возглавлял войт. Все города Белоруссии имели свое ополчение. Оно состояло из полков, полки делились на сотни, сот­ни — на десятки. В составе ополчения имелись и отряды кавале­рии. Кроме городского ополчения, имелись и отряды так называ­емых «городских выбранцев». Они набирались из мещан, которые несли постоянную военную службу, но не бросали заниматься ремеслом и торговлей. Сила и мощь города базировались не толь­ко на его укреплениях. Не меньшее значение имело обеспечение горожан на случай осады провиантом и водой. В полном соответ­ствии с нормами «магдебургского права» осуществлялась проти­вопожарная безопасность, в городе постоянно дежурила пожар­ная охрана.

В связи с войнами принимались также меры по борьбе с эпи­демиями. Превратившись в серьезную экономическую силу, горо­жане оставались униженным и обремененным многочисленны­ми налогами сословием.

 

Формирование белорусской народности. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в.

Народность — это историческая общность людей, осно­ванная на единстве территории, языка, культуры и некоторой общности хозяйственной жизни. Она характеризуется также нали­чием самоназвания, этнического сознания, особенностями психологического склада. Будучи исторической категорией, на­родность приходит на смену роду и племени и предшествует на­ции. Каждая из этих этносоциальных форм является определена ной ступенью формирования этноса — устойчивой общности людей, которая складывается на определенной территории и ха­рактеризуется единством языка, быта, культуры, черт психики и: самосознания, отраженных в одном названии и представлениях о единстве происхождения.

Когда же возникла белорусская народность и что стало ос­новными причинами ее возникновения? Ответить на эти вопросы однозначно сегодня нельзя, так как у историков и этнографов нет единого мнения. И все же, как считают многие исследователи, главную роль в формировании белорусского этноса и возникно­вении Белоруссии сыграло политическое объединение белорус­ских земель в составе одного государства — ВКЛ. Подчинение раздробленных восточнославянских княжеств и земель единой власти остановило процесс феодального дробления и содейство­вало созданию условий для укрепления социально-экономичес­ких и этнокультурных связей между разными частями Белорус­сии, консолидации населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая территория.

Главную роль в ее формировании играли экономические свя­зи. На основе торговых связей складывалось более-менее тесное, хотя и недостаточно прочное территориальное единство белорус­ских земель. Консолидации этнической территории содействова­ли также мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Кроме политических, эко­номических и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и концессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало право­славие. Перечисленные факторы содействовали развитию дру­гих этнообразовательных процессов в формировании белорусско­го этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры.

В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюр­кского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были толь­ко дополнительным компонентом этой этнической общности, вне­сшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексичес­кого фонда белорусского языка. Он трансформировался из об­щеславянского древнерусского языка. Его быстрому распростра­нению и закреплению на всей этнической территории Белоруссии содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.

Одновременно с формированием белорусского языка в XIV — первой половине XVI в. шел процесс нивелировки материальной и духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количе­ство нов сформирований в области культуры относится к XV — XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и спо­собы обработки земли, организации земледелия. Социально-эко­номические условия развития, климатические особенности, традиции, полученные в наследство от предков, породили харак­терные только для белорусов типы поселений: местечки, фоль­варки, застенки, околицы и т.д.

В XIV — первой половине XVI в. появилась характерная бе­лорусская народная одежда, своеобразная национальная кухня.

В процессе формирования народности складывались и раз­вивались особенности духовной белорусской культуры, в частно­сти устно-поэтическое народное творчество. В это время возник и расширился новый эпический жанр — исторические песни и сказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, ши­рокое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми песнями в XIV — XVI вв. в Белоруссии были широко известны лирические песни на социальные и семейно-бытовые темы, по­словицы, поговорки, загадки.

Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и оригинальными памятниками литературы того времени были летописи. Летописные произведения имели конкретную цель — прославить историческое прошлое Великого княжества Литовс­кого и тех, кто своей военно-политической деятельностью содей­ствовал его возвышению среди других государств того времени. Поскольку Витовт оставил яркий след в истории ВКЛ, он и стал центральной фигурой всех литовско-белорусских летописей. Ему даже посвящено панегерическое произведение «Похвала Витовту», которое в той или иной редакции входит во все известные списки летописных сводов.

Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой поло­вине XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Бла­годаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западными славянскими странами, в Белоруссии появились произведения переводной литературы как церковно­го, так и светского содержания. Среди произведений византийс­кого и славянского происхождения значительное место занима­ли «жития» (например, «Житие Алексея, человека божьего»,

«Повесть О Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содер­жались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иису­са Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевро­пейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о во­енных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.