Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество учебных часов - 6 часов

ЗАНЯТИЕ 2

Контроль заключительного уровня знаний

1. Основные задачи клинической микробиологии

2. Перечислить часто встречающиеся УПИ

3. Критерии этиологической значимости УПМ - возбудителя ГВЗ

4. Перечислить виды материала, которые можно взять от больного для микробиологических исследований

 

Литература:

1. Покровский В.И., Поздеев О.К. Медицинская микробиология. - М.М., -1998. - 1184 с.

2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. Москва, 2000г

3. Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология. - М.,м. -1998. - 336 с.

4. Лабораторные методы исследования в клинике. Справочник (под ред. В.В.Меньшикова). - М.М. 1987. - 367 с.

5. Скала Л.З., Сидоренко С.В., Нехорошева А.Т., Резван С.П. Практические аспекты современной клинической микробиологии. - М., Лабинформ. - 1997. - 184 с.

 

 

ТЕМА "Бактериологический метод исследования. Материальное обеспечение метода. Микрофлора при гнойно-воспалительных заболеваниях"

Актуальность темы:

Лабораторное подтверждение этиологии условно-патогенных инфекций является основным этапом в диагностике ГВЗ. При этом методы клинической микробиологии направлены не только на выделение возбудителя, но и правильный выбор антибиотиков для лечения больных.

Цель:

- Студент должен знать: Диагностические возможности бактериологического метода исследования при ГВЗ различной локализации; знать основных возбудителей, вызывающих патологические процессы в дыхательных путях, мочеполовых органах, желудочно-кишечном тракте, коже, вызывающих сепсис, нагноение ран.

- Студент должен уметь: Осуществить сбор и транспортировку в лабораторию патологического материала для исследований; осуществить выбор питательных сред для проведения бактериологических исследований; сделать мазок, окрасить его и предположительно оценить родовую принадлежность микроба; осуществить посев патологического материала на среды.

Вопросы для самоподготовки:

По базисным знаниям:

1. Что изучает клиническая микробиология?

2. какие методы исследования используются в клинической микробиологии?

3. Материалы от больных, используемые для выявления возбудителей?

4. Что позволяет выявить микроскопический метод исследования?

По теме занятия:

1. Оснащение микробиологической лаборатории

2. Этапы бактериологического метода исследования

3. Что такое чистая культура микроба?

4. Критерии для оценки микроба как возбудителя ГВЗ

5. Питательные среды, их типы и основные характеристики

6. Материальное оснащение, необходимое для проведения бактериологических исследований

7. Способы выращивания микробов-аэробов и анаэробов

Аннотация:

Посев патологического материала, взятого от больного, производят с целью выделения чистых культур микроорганизмов для последующей их идентификации в качестве возбудителя той или иной инфекции.

Основным этапом бактериологического исследования является посев. Используются различные методы посева, но все они должны производиться с соблюдением стерильности (лучше их делать в боксе). Основные методы посева следующие:

6. из пробирки в пробирку

7. на агар в чашке Петри

8. петлей, тампоном, газоном

9. в толщу агара столбиком

10. во флаконы, бутыли матрацы и др.

Засеянные микробным материалом питательные среды ставят в

термостат (для культивирования аэробов, факультативных анаэробов) или в анаэростат (для культивирования анаэробов).

Патогенные и УПМ обычно хорошо растут при температуре +35-37оС в течение 24 часов.

Выделение чистой культуры возбудителя складывается из следующих этапов (дней):

1. Рассев патологического материала на специально подобранную питательную среду (тампоном, штрихом петлей с обжигом по Голда, растиранием взвеси материала в физ. растворе шпателем по Дригальскому и пр.)

2. На второй день получают изолированные колонии (а может быть и сплошной рост микробов). Форма, величина, плотность, консистенция, окраска, выпуклость, запах колоний подробно изучаются. Делают мазок с окраской по Граму. Если необходимо, используют и другие методы окраски (для выявления капсул, спор); изучают характер изменения среды вокруг колонии. Нужную колонию отсевают на скошенный агар, бульон, инкубируют при +37оС 24 часа.

3. На третий день изучают характер роста микробов на скошенном агаре, бульоне. Делают из роста мазок, красят по Граму - проверяют чистоту выделенной культуры. Если культура чистая, исследуют ее ферментативную активность и, если нужно, другие признаки. Для этого культуру засевают на специально подобранные среды, содержащие углеводы, белки, аминокислоты и т.д. (пестрый ряд; или используют специальные диски, полоски, пропитанные нужными ингредиентами; или используют специально разработанные наборы тестов для идентификации тех или иных микробов). Посевы инкубируют при +37оС 24 часа.

4. На четвертый день учитывают характер изменений "пестрого ряда" и с помощью специальных дифференциальных таблиц идентифицируют выделенного микроба до вида (возможно до рода). С чистой культурой и видовой (родовой) диагностической агглютинирующей сывороткой ставят реакцию агглютинации на стекле - определяют микроба по его антигенам (серодиагностика). Выделенную идентифицированную чистую культуру микроба проверяют на чувствительность к антимикробным препаратам для улучшения качества лечения больного.

Установлено свыше 100 нозологических форм ГВЗ, основные из

которых следующие:

Менингиты Отиты Пиодермии Коньюктивиты Стоматиты Абсцессы Флегмоны Сепсис Септикопиемии Лимфадениты Маститы Пневмонии Бронхиты Остеомиелиты Гониты Холециститы Уретриты Циститы Пиелиты Нефриты Перитониты Эндометриты Постинфекционные абсцессы Инфекции ожоговой поверхности Инфекция раны и пр.

Основными возбудителями указанных заболеваний являются:

Стафилококки

Стрептококки

Синегнойная палочка

Кишечная палочка

Протей

Клебсиелла

Цитробактер

Кандида

Гемофильная палочка

Возникают не только моноинфекции, вызванные одним каким -либо возбудителем, но нередко развиваются микст-инфекции, обусловленные микробными ассоциациями (при этом какой-то один микробов может оказаться превалирующим).

К настоящему времени установлено, что любой из УПМ может поражать различные ткани. Но все же определены наиболее часто встречающиеся виды микробов в определенных тканях и органах (Таблица 1).

 

Таблица 1. Микрофлоры, выделенная из различных

патологических материалов

 

Исследуемый материал выделяемые микроорганизмы
определяются часто определяются отдельные культуры
моча кишечная палочка протей энтеробактерии энтерококк стафилококки стрептококки гр. В грибы кандида НФГ- микобактерии коринебактерии гарднереллы стрептококки
фекалии кишечные палочки клостридии вибрионы золотистый стафилококк синегнойная палочка ротавирус грибы кандида *НФГ- сальмонеллы шигеллы иерсинии кампилобактерии
отделяемое гениталий нейссерии стрептококки стафилококки гарднереллы энтеробактерии грибы кандида хламидии микоплазмы НФГ- гемофильные палочки листерии анаэробы
раны, пунктаты, экссудат стафилококки стрептококки энтеробактрии НФГ- анаэробы пастереллы коринебактерии грибы кандида
верхние дыхательные пути стрептококки стафилококки нейссерии гемофильные палочки грибы кандида коринебактерии арканобактерии
мокрота стрептококки пневмококки стафилококки энтеробактерии НФГ- гемофильные палочки микобактерии грибы кандида анаэробы аспергиллы нейссерии бранхамеллы легионеллы респираторно-синцитиальный вирус
кровь энтеробактерии НФГ- стрептококки энтерококки пневмококки стафилококки коринебактерии листерии кампилобактерии нейссерии гемофильные палочки анаэробы бруцеллы грибы кандида
Спинномозговая жидкость нейссерии гемофильные палочки пневмококки стрептококки стафилококки листерии энтеробактерии НФГ- микобактерии криптококки

*НФГ - = неферментирующие грамотрицательные палочки

Самостоятельная работа студента

Материальное обеспечение занятия:

На столе у студента для работы должно быть (по числу студентов):

1. Микроскопы, иммерсионное масло

2. Стекла предметные

3. Набор реактивов и красок по Граму

4. Планшеты с готовыми мазками

5. Таблицы с морфологией бактерий, рецептами красок

6. Для приготовления мазков по 1 пробирке с ростом:

1. кишечной палочки

2. стафилококка

3. антракоида

4. грибов кандида

7. Чашки с:

1. МПА

2. ЖСА

3. КА

8. Бакпечатки со средой Эндо

9. Ватные тампоны на стержне

10. Ватные тампоны на спичка

Наглядные пособия:

1. Таблицы по микрофлоре в различных исследуемых материалах (блок)

2. Набор питательных сред в чашках, пробирках: МПА, ЖСА, ВСА, Эндо, Плоскирева, КА, Сабуро, Никкерсена, Левенштейна-Иенсена, шоколадный агар, Ресселя, сахарный бульон, тиогликолатный бульон, сывороточный бульон и др.

Практическая работа студентов:

1. Освоить технику взятия материала (слизь) из носа, зева, кожи и бактериологического посева материалов на питательные среды.

- на ЖСА - слизь из зева (1/2 чашки) и носа (1/2 чашки)

- на КА - слизь из зева (1/2 чашки) и носа (1/2 чашки)

- На МПА (для подсчета ОМЧ) - материал из ротовой полости

- на бакпечатку с Эндо - материал с кожи

2. Приготовить мазки из чистой культуры

- кишечной палочки, антракоида, стафилококка, грибов кандида

- смеси кишечной палочки и стафилококка

- материала из ротовой полости

- окрасить по Граму, микроскопировать,зарисовать

3. Изучение и зарисовка таблиц (8 штук) по микрофлоре в различных исследуемых материалах

Контроль качества работы студентов по:

1. Соблюдению правил техники безопасности при производстве лабораторных работ

2. Правильному пользованию спиртовкой, бактериологической петлей

3. Технике засева материала на питательные среды и дальнейшего обращения с посевами

4. Порядку изготовления мазков

5. Порядку окраски мазков по Граму

6. Эффективности окраски мазка по Граму и его микроскопии

7. Полноте и оформлению зарисовки таблиц по микрофлоре в исследуемых материалах

Вопросы заключительного контроля знаний:

1. Материальное оснащение бактериологического метода исследований патологического материала

2. Правила соблюдения техники безопасности при бактериологических исследованиях

3. Этапы приготовления мазка из патологического материала

4. Порядок окраски мазка по Граму

Список учебной литературы:

1. Справочник. Лабораторные методы исследования в клинике (под ред. В.В.Меньшикова) - Москва. - Медицина. - 1087. - с. 365

2. Методы общей бактериологии (под ред. Герхард и др.; перевод с англ. языка). - тома 1,2,3. - Москва. - Мир. - 1984. - с. 535 (1), 740 (2), 264 (3)

3. Лебедева М.Н. // Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. - Москва. - Медицина. - 1973. - с. 352

4. Л.Б.Борисов, Б.В.Кузьмин-Соколов, И.С.Фрейдлин. Руководство

к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии,

вирусологии, иммунологии. М., 1993

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие | Количество учебных часов - 6 часов. ТЕМА Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.