Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Административное право как отрасль права




Общие.

Принципы государственного управления

 

Общие принципы (социально-правовые)   Организационные принципы

 

Общие Внутриорганизационные

 

· законность; · объективность; · конкретность; · эффективность; · сочетание централизации и децентрализации. · отраслевой; · территориальный; · линейный; · функциональный; · двойного подчинения · рациональное распределение полномочий; ·ответственность; · сочетание единоначалия и коллегиальности.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер и реализующиеся независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности.

Законность - это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления российского законодательства.

Объективность. Содержанием принципа является изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов управления.

Конкретность. Его суть состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации о состоянии объекта управления.

Эффективность. Суть данного принципа заключается в достижении целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации. Этот принцип имеет особое значение в государстве с федеративным устройством, каким является Российская Федерация. Разграничение предметов ведения между федеральными органами и органами субъектов Федерации осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами. Законодательство признает и гарантирует местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Организационные принципы управления включают в себя две группы.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).

Территориальный принцип. Его суть состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. Он означает, что субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центрабанк, Госстандарт).

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.

В торую группу организационных принципов составляют внутриорганизационные:

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий. Установление ответственности способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность руководителей к подчиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами, например, Правительством. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы с участием специалистов. Вопросы же текущего характера решаются единоначально компетентным должностным лицом, что обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Таким образом, заканчивая изложение первого вопроса, считаю важным отметить:

1. Государственное управление может быть понимаемо в широком и узком смысле слова.

2. Характерными чертами государственного управления в собственном смысле слова является исполнительный и распорядительный, общегосударственный характер, подзаконность, непрерывность и оперативность, ярко выраженное организационное содержание.

Из общей теории права вам известно, что отрасли права выделяются как самостоятельные и отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного управления. Более конкретно в сферу административного права включаются общественные отношения, складывающиеся в хозяйственной (экономической), социально-культурной и административно-политической областях.

Рассмотрим, как понимает предмет отрасли наука административного права.

1. Традиционная точка зрения (проф. Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, Ю.М. Козлов и др.).

Предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. Отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти (местного самоуправления), с одной стороны, и организациями любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными субъектами (гражданами, служащими), с другой. Такие отношения можно назвать внешними, то есть связанными с непосредственным воздействием на объекты, не входящими в систему органов исполнительной власти (местного самоуправления). Сущность этих отношений заключается в том, что органы исполнительной власти осуществляют свое влияние на экономические, социально-культурные и административно-политические процессы, используя предоставленные этим органам государственно-властные полномочия.

Во всех видах управленческих отношений обязательно участвует тот или иной орган исполнительной власти, должностное лицо. Без них управленческие отношения возникать не могут, так как только они в юридической форме могут выражать волю и интересы государства, реализовывать посредством своей деятельность исполнительную власть.

2. Отношения, возникающие внутри органа (органов) исполнительной власти или, другими словами, внутрисистемные (внутриорганизационные) отношения. Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года установлена система и структура федеральных органов исполнительной власти, соответствующим законодательством определена их компетенция, организация службы в них, формы и методы работы внутри конкретного органа.

К этому же виду отношений можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администрации организаций, деятельность которых регулируется нормами административного права, с их служащими (либо студентами, например). Такие отношения носят обеспечивающий характер, и возникают по поводу формирования управленческих структур, комплектования должностей служащих, распределения между ними обязанностей, прав, ответственности и т.п.

2. Точка зрения профессора К.С. Бельского (оригинальная, широко обсуждаемая в литературе). Ученый считает, что предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений: а) собственно управленческие; б) полицейские; в) отношения в области административной юстиции. Рассмотрим их подробнее:

1. Собственно управленческие отношения ("право внутреннего управления") - традиционные административно-правовые отношения в сфере управления хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Их особенности:

1. Они возникают в государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления (руководства).

2. Имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти.

3. Являются преимущественно отношениями “власти - подчинения” (или "вертикальными", "властеотношениями").

2. Полицейские отношения - это отношения, "обратные" управленческим. В отличие от первых они возникают не в государственно-аппаратной или “внутренней” среде, а преимущественно во “внешней” среде, в частности в местах, имеющих общественное значение (улицы, дороги, скверы, площади, вокзалы, стадионы и т.п.). Люди нуждаются в общественном порядке (главное в котором – баланс безопасности и свободы – профессор Ю.П. Соловей). Они хотят быть спокойными за свою жизнь, здоровье, достоинство, принадлежащую им собственность, выходя из своего дома и попадая в мир “внеколлективного поведения людей”. Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений:

1. Организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб милиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков).

2. Надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей).

3. Административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в милицию и др.).

3. Отношения в области административной юстиции – это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Таким образом, принимая во внимание все нюансы сказанного, определим, что можно считать предметом административного права, если взять наиболее устоявшуюся, "бесспорную" часть различных определений понятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.