Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 26. Государство и право Франции в Новейшее время

Вопросы:

1. Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)

2. Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)

3. Правовая характеристика Конституции Пятой республики 1958г. Конституционный надзор в современной Франции.

4. Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время

 

1. Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)

Третья французская республика, по типу государственного устройства республика смешанного типа, оказалась самой продолжительной в истории Франции нового времени. Она существовала 65 лет (с 1875 по 1940 гг.), пережив множество социально-политических событий. Главные из них – участие Франции в Первой мировой войне на стороне Антанты и возвращение ею территорий Эльзаса и Лотарингии. Правда, цена за значительные приобретения была высока -- 1,5 млн. убитых французов, примерно вдвое больше раненых; $ 4 млрд - долг США. Росла дороговизна (цены на товары в 6-7 раз превышали довоенный уровень), инфляция: франк обесценился на 2/3. Поэтому во Франции назревали значительные политические катаклизмы: ширилось движение как ультраправых (профашистских) организаций – «Огненные кресты» (глава полковник де ля Рок); «Аксьон франсез (глава маршал Петэн), так и ультралевых-коммунистов, объединившихся в конце 1920 г. в ФКП. Действуя в союзе с социалистами и радикалами, коммунисты в 1924 г. образовали так называемый «картель левых», снискавший большинство голосов на выборах в Национальное собрание. Успех был непродолжительный - через год картель распался.

Однако 10 лет спустя, в 1936-37 гг. при реальной угрозе фашизации государственного строя по предложению ФКП был создан Народный фронт – движение «левых» (в него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы и радикалы, а также представители антифашистских организаций). На выборах весной 1936 г. за Народный фронт проголосовало 57% избирателей (они получили 337 мест из 559). После этого началось оживленное законотворчество: осенью и зимой 1936 г. парламент утвердил в общей сложности 133 закона: были запрещены фашистские лиги; введён 2-недельный оплачиваемый отпуск и 40-часовая рабочая неделя; увеличены пенсии и пособия; выделены госкредиты крестьянам и мелким предпринимателям; повышены налоги на крупный капитал. Правление Народного фронта стало символом либерализации социальной сферы. Однако Народный фронт просуществовал недолго. Причинами краха послужили разногласия между партиями как в вопросах экономики (антимонопольная политика), так и в сфере политики (отношение к Испании). В начале 1938 г. Народный фронт распался.

К этому же году относится заключение при участии правительства Эд. Даладье Мюнхенского пакта об отторжении от Чехословакии Судетской области. Непоследовательность политики Франции в отношении политических союзников и противников проявлялась и в том, что, хотя Франция вступила в войну на стороне участников антигитлеровской коалиции, но 110 дивизий французской армии, стоявших на границе с Германией против 23 немецких, не сделали ни одного выстрела. Война 1939-40 гг. получила название «странной», «сидячей» войны. В мае 1940 г. был осуществлен прорыв (обход) Германией оборонительной «линии Мажино» и последующая оккупация Франции. 14 июня был занят Париж, а 22 июня подписан акт о капитуляции Франции. Третья республика прекратила существование.

Страна была разделена на две зоны - оккупированный Север и формально неоккупированный Юг. В южной части утвердился марионеточный режим под руководством маршала Петэна, занявшего пост главы правительства после отставки кабинета Рейно. Он стал фактически единоличным главой Франции с резиденцией своего правительства в курорте Виши. Вишистские власти обязались поставлять Германии сырье, продовольствие, рабочую силу. Коллаборационизм правительства Петэна проявился и в активном законотворчестве. Петэн даже явился одним из инициаторов создания проекта новой Конституции, текстами которой были оклеены стены зданий в Бордо. Конституция, естественно, не вступила в силу. А вот законы о ликвидации демократических свобод, о запрете профсоюзов и стачек стали реальным законодательством Франции того периода. Петэн возглавлял коллаборационистское правительство с 1940 по 1942 гг., а с 1942 по 1944 гг. его возглавлял Лаваль. После освобождения Парижа летом 1944 г. Лаваля казнили, а почти 90-летнего Петэна приговорили к пожизненному заключению.

В это же время параллельно с Вишистским правительством во Франции действовало примерно 200-тысячное партизанское движение и движение Сопротивления, которыми руководили: внутри страны французская компартия (ФКП), а из штаб-квартиры в Лондоне – глава комитета «Свободная Франция» Ш. де Голль. Роль ФКП в победе нацизма велика: она потеряла 75 тыс. своих членов, и была прозвана во Франции «партией растрелянных». Неслучайно поэтому по окончании войны в 1944 г. при создании Временного правительства во главе с де Голлем в его состав вошло 2 коммуниста (правда, в 1947 г. они были выведены из состава кабинета). Когда в октябре 1945 г. состоялись выборы в Учредительное собрание Франции, ФКП получила 143 мандата, заняв 2-ое место после республиканцев. Позиция «левых» сил в Учредительном собрании заключалась в отстаивании верховенства парламента в стране, в то время как «голлисты» настаивали на введении президентской республики во главе с боевым генералом де Голлем. Левые одержали победу на том этапе государственно-правового развития Франции.

2. Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)

Первый проект Конституции Четвертой французской республики был отклонен на референдуме весной 1946 г.: он, по мнению французов, оказался «слишком коммунистическим». Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 г. Итог голосования - 9 млн. 297 тыс. «за»; 8 млн. 165 тыс. «против». Конституция IV Республики вступила в силу.

Конституции была предпослана замечательная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время. В 1946 г. Конституция провозгласила установление парламентарной республики, с очень сильной властью нижней палаты - Национального собрания Франции. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования кому-либо законодательных полномочий. Была сформулирована исключительная законодательная инициатива Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера). Перед палатой отчитывался Совмин, члены которого утверждались также ею. Верхняя палата - Совет республики - имела минимальную компетенцию (выборы президента, поправки к конституции).

Президент - глава государства - по-прежнему, как и в Третьей республике, был «незаметным политиком», избиравшимся обеими палатами на 7 лет. Все акты президента нуждались в двойной контрассигнации - Председателя Совмина и одного из министров.

В результате такого правового дисбаланса Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой ситуацией, когда исполнительная власть в стране фактически была лишена дееспособности: за 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 20 правительственных кабинетов, а предложения об изменении Конституции вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1954 г. была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совмина, Совета республики, это уже не могло спасти парламентский режим, находившийся к тому же в общем противоречии с тенденцией к усилению правительственной власти в мире.

Ситуация была обострена и борьбой французских колоний за свою независимость. Так, в Лаосе была провозглашена независимость от метрополии в 1953 г.; в Камбодже - в 1954; Тунисе и Марокко - в 1956, в Гвинее - в 1958 году. В мае 1958 г. в Алжире вспыхнул фашистский путч, погасить который был призван находившийся длительное время в политическом аутсайде генерал де Голль. Ему были предоставлены чрезвычайные полномочия, связанные с формированием нового правительства, с разработкой в его недрах новой Конституции и выдвижением ее на референдум. Это противоречило практике предыдущих республик, когда все республиканские конституции разрабатывались парламентскими учреждениями.

3. Правовая характеристика Конституции Пятой республики 1958 г. Конституционный надзор в современной Франции.

 

Референдум по поводу принятия 17-й по счету, «скроенной по мерке де Голля» Конституции cостоялся 28 октября 1958 г. За нее проголосовало 66,41% избирателей, внесенных в списки. И хоть Конституция де Голля предполагалась жесткой (референдарной), изменения в нее вносились, уже начиная с 1960 г. (так, в 1962 г. был изменен порядок выборов президента страны - косвенные выборы заменены прямыми).

Во Франции с 1958 г. был установлен новый конституционный режим - с сильной президентской властью. Пятая республика доктринально считается «смешанной», т.е. президентско-парламентарной, однако в конце 50-х годов XX века там был установлен жесткий «голлистский» режим. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» первая роль отводится не парламенту, а президенту. Срок его полномочий в Пятой Республике вначале был семь лет; в 2000 г. он сократился до пяти лет (прямые выборы производятся по мажоритарной системе абсолютного большинства).

Современный статус президента совершенно иной по сравнению с предыдущими Конституциями Франции. Это политически неответственная фигура - за исключением случаев совершения уголовного преступления, когда Президента судит Высокая палата правосудия, состоящая из представителей обеих палат парламента. Он - глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра (правда, с учетом политической раскладки в парламенте, так как, если парламент выразит недоверие премьеру, это плохо повлияет на «имидж» президента. Поэтому часто практикуются так называемые «сожительства», когда президент и премьер принадлежат к разным партиям). По представлению премьер-министра президент формирует Совмин. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть - требует контрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент - и все эти его акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано.

Премьер-министр Франции - креатура Президента, выбранная им с учетом политической конъюнктуры, о чем говорилось выше. «Сожительство» в Пятой республике было, например, в 1986-88 гг. (Ф. Миттеран (президент), Ж. Ширак (премьер), в 1993-95 гг. (Миттеран + Балладюр) и с 1997 г. по 2002 г. (Ширак + Жоспен). Премьер руководит деятельностью Совмина, в составе которого 20-30 членов. Правительство подотчетно парламенту Франции; оно издает ордонансы и декреты, подписываемые Президентом. В настоящее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции, когда президент уступает часть властных полномочий главе правительства. Это означает последовательный отход во Франции от доктрины «жесткого голлизма», при которой президент был на вершине иерархии государственных органов страны.

Двухпалатный парламент современной Франции – это Сенат (верхняя палата в составе 320 депутатов, избранных на 9 лет трехстепенными выборами, с обновлением одной трети каждые 3 года) и Национальное собрание (550 депутатов, избранных прямым голосованием на 5 лет по мажоритарной системе абсолютного большинства). Для Франции, как и для других стран, характерна в настоящее время тенденция к снижению роли парламента в политической жизни по сравнению с исполнительной властью - президентом и премьером.

В настоящее время Франция, как явствует из ст. 2 Конституции, - это неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Для нее характерен партийный плюрализм (социалисты, левые радикалы, коммунисты, ОПР, республиканцы, Центр социальных демократов (правоцентристы), Национальный фронт (Ж.-М. ле Пен) и многие другие - до 50 партий, включая мелкие). Доктрина прав человека обеспечена прилагаемыми к Конституции Декларацией 1789 г. и Преамбулой к Конституции 1946 г. Конституционный контроль во Франции осуществляется в соответствии с разделом VII Конституции 1958 г. Конституционным советом страны. Иногда главный орган конституционного контроля Франции именуют «третьей палатой парламента», поскольку контроль там носит предварительный, а не последующий характер. Еще дискутируется вопрос о том, на какую страницу «альбома Франции» - политическую или правовую - поместить этот орган. Как явствует уже из названия Конституционного совета, он не выполняет судебных функций (там отсутствуют открытость заседаний, судейские мантии, специальная процедура). Конституционный совет осуществляет факультативный и обязательный конституционный надзор за законопроектами достаточно элитарным способом: даже при факультативной форме проверки в совет нельзя обратиться любому гражданину - это позволено только президенту республики, премьеру, председателям палат парламента или группам депутатов или сенаторов (не менее 60-ти человек). Обычно эти лица учитывают политическую целесообразность проверки того или иного акта. Обязательной проверке подлежат органические законы и регламенты палат парламента. Также Конституционный совет следит за правильностью президентских выборов и за правильностью проведения референдума, объявляя его результаты. Кроме того, контролю подлежат международные договоры (до их ратификации)

В составе Конституционного совета Франции - 9 человек (по назначению), полномочия которых длятся 9 лет (без возобновления). Ротация 1/3 состава - каждые три года. 3 члена совета назначаются Президентом (в том числе председатель); 3 - председателем Сената; 3 - председателем Национального собрания. Ex officio (по праву) в составе Конституционного совета - все экс-президенты Пятой республики. Заметим, что в дополнение к Конституционному совету Франции функции конституционного контроля возложены на Государственный совет Франции. В соответствии с новой трактовкой законодательной и регламентарной власти, акты последней приобрели самостоятельную и определяющую роль. Поэтому при рассмотрении дела о превышении власти государственным служащим Госсовет может аннулировать акт исполнительной власти, не соответствующий Конституции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года | Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.