Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подвижность населения по видам транспорта и в целом по транспортной системе

Склонность к туристическим и другим поездкам.

Маршрутная сеть для обеспечения местных, внутренних, международных и транзитных авиаперевозок, ее пропускная и провозная способность.

Сезонность перевозок.

Качество транспортного обслуживания.

 

На рис. 2 пунктирными линиями показаны рост (d2d2') и сниже­ние (d3d3') авиабилеты под действием неценовых факторов. При росте спроса происходит смещение кривой спроса на авиапере­возки вправо и вверх, что означает увеличение количества продаж авиа­билетов по неизменившейся цене, а при снижении спроса происходит уменьшение количества продаж, что ведет к уменьшению количества пассажиров на рейсе, и кривая смещается влево и вниз.


 

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эла­стичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чув­ствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент факторной эластичности спроса:

Количественное изменение некоторой величины а математически можно рассчитать в виде абсолютного изменения (прироста) и в виде относительного изменения (темпа прироста) которое обычно выражают в процентах.

Для измерения коэффициента эластичности предпочтительнее ис­пользовать не абсолютные, а относительные изменения величин (%). Это позволяет исключить в коэффициентах эластичности физиче­скую размерность, что делает их сопоставимыми среди разных това­ров и товарных групп.

При использовании относительного изменения коэффициент фак­торной эластичности спроса будет иметь вид

 

или (1.1)

 

Экономический смысл коэффициента факторной эластичности спро­са заключается в измерении, на сколько процентов изменится объем спроса d ( ), если значение фактора х ( ) изменит­ся на 1% при условии, что все другие факторы не меняются.

В зависимости от типа фактора различают следующие коэффици­енты эластичности спроса1:

 

- коэффициенты (прямой) ценовой эластичности спроса, который измеряет силу реакций объемных изменений спроса на товар на изменение его цены:

 

(1.2)

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на продукцию в результате изменения его цены на один процент.

 

- коэффициент эластичности спроса по доходу, который устанав­ливает, с какой силой объем спроса реагирует на изменение дохо­да покупателей:

, (1.3)

где I – доходы покупателей.

Изменение доходов покупателей оказывает большее воздействие на покупки товаров длительного пользования в отличии от покупок продовольственных товаров. Таким образом эластичность спроса на промышленные товары обычно больше.

 

- коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса, ко­торый определяет силу реакции объема спроса на i -й товар на из­менение цены j -го товара.

 

Колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а, следовательно, и к снижению их цен.

 

Различают два способа расчета коэффициентов эластичности спро­са: интервальный и точечный. Интервальный способ основан на вы­числении относительных приростов переменных, точечный — на диф­ференциальном вычислении1.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. В приведенном примере (рис. 1) при снижении цены с 28 до 20 тыс. руб. объем продаж увеличился с 40 до 80 пассажиро-мест. При измерении процентного изменения экономиче­ских величин обычный способ вычисления неприменим, так как оди­наковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10 тыс. единиц, а затем уменьшилась на 2500, то произо­шло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный то­вар с 7500 единиц до 10 тыс. даст 33%-ное увеличение спроса.

Рассмот­рим расчет эластичности спроса способом вычисления интервальной эластичности и универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена.

Если даны две пары значений (d0, x0), (d1 x1) или более, расчет ко­эффициента эластичности ведется интервальным способом на основе вычисления относительных приростов d и х по формулам (1.1) — (1.3). Выполним расчет коэффициента прямой ценовой эластичности спроса:

Значение коэффициента -3,5 свидетельствует о том, что потребите­ли авиауслуг реагируют на каждое процентное изменение цены билета в диапазоне от 20 до 28 тыс. руб. изменением объема спроса в среднем на 3,5%.

Необходимо отметить, что способ расчета коэффициентов эластич­ности на основе относительных приростов величин имеет счетный не­достаток, который связан с особенностями вычисления процентных изменений.

Так, в рассматриваемом примере процентные изменения объема спро­са и цены рассчитаны относительно их первоначальных уровней, т. е.

или 100%

или 28,6%

Процентное изменение этих же величин можно рассчитать и отно­сительно их конечных значений, т. е.

или 50%

или -40%

Получается, что спрос в одном и том же диапазоне цены характери­зуется двумя разными значениями коэффициента эластичности: -3,5 и-1,25.

Чтобы преодолеть такое затруднение, обычно пользуются счетны­ми приемами, позволяющими находить «примиряющее» значение ко­эффициента эластичности. Один из таких приемов, получивший на­звание «дуговой эластичности», использует вычисление процентных приростов величин относительно их среднеарифметических значений:

Для условий данного примера коэффициент дуговой эластичности составит

 

 

Также в экономической теории для расчета эластичности спроса ис­пользуется универсальный метод, названный формулой средней точ­ки Аллена. Расчет происходит по следующим формулам:

 

где и - конечный и начальный спрос;

где р1 и р0 конечная и начальная цена.

 

Таким образом, эластичность будет равна:

 

Величина эластичности спроса по цене, всегда отрицательное чис­ло, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки.


Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависи­мости от величины коэффициента эластичности (рис. 1.4).

- еd>1 - спрос эластичен, т.е. когда при незначительных повышени­ях цены на авиабилеты количество авиарейсов увеличивается (А) (если снижение цены вызывает больший рост спроса);

- еd<1- спрос неэластичен, т.е. когда при существенном сниже­нии цены на авиабилеты количество продаж (авиарейсов) изме­няется незначительно (В) (если снижение цены вызывает меньший рост спроса);

- еd=1- единичная эластичность спроса, т.е. когда 1%-ное изме­нение цены на авиабилеты вызывает 1%-ное изменение количе­ства продаж авиабилетов, т. е. увеличение авиарейсов (С) (снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной).

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потреб­ность покупателей нечувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на медикаменты, спрос на них неизменен.

Предложение товаров, как и спрос, — это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке.

Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложе­ния, который выражает прямую зависимость между ценой и количе­ством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.


На рисунке 1.5 на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной — количество выпускаемых товаров Q, и восходящая кривая ss (supply — предложение), имеющая положи­тельный наклон.

 

Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена—количе­ство товаров»:

- более высокому положению (например, точка А) соот­ветствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров;

- положению в начальных точках на кривой (точка С и ниже) — снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

Закон предложения1. Объем рыночного предложения связан с це­ной товара положительной (прямой) зависимостью, т. е. с ростом цены товара объем его рыночного предложения тоже растет.

Для воздушного транспорта предложение — это количество авиа­билетов, которое готова продать авиакомпания на конкретный рейс и на определенный тип воздушного судна (ВС).

Объемом предложения называют максимальное количество транспортных услуг, которые согласен предложить производитель или группа производителей в единицу времени при определенных условиях.

В соответствии с определением данным Р.М. Нуреевым функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов [40]. Основываясь на данном определении, была определена функция предложения характерная для пассажирского сегмента рынка воздушных перевозок.

 

,

 

где КНТП – коэффициент учета научно- технического прогресса в развитии пассажирского парка воздушных судов – рыночная новизна, обеспечивающая высокое качество и конкурентоспособность авиационной техники;

L (Lтехн.,Lпракт.) - дальность полета (техническая дальность и практическая дальность);

V (Vкр , Vр, Vком) – реальная скорость доставки пассажиров (крейсерская скорость, рейсовая скорость, коммерческая скорость);

Р – коэффициент резерва парка воздушных судов;

α – коэффициент использования парка (учитывает только эксплуатационный парк);

fКПС – коэффициент занятости пассажирских кресел самолета;

fК – коммерческая загрузка воздушного судна;

f – коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов;

∑t – время, затрачиваемое пассажиром на полет воздушным транспортом. Данное время складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт (tТ1); ожидания в аэропорту отправления (tO1); полета, включая остановки в промежуточных аэропортах (tП); ожидания в аэропорту назначения (tO2); транспортировки из аэропорта в населенный пункт (tТ2);

Т – величина тарифа на транспортную услугу;

Др маршрутная сеть для обеспечения местных, внутренних, международных и транзитных авиаперевозок, ее пропускная и провозная способность;

Б – параметры «безвредности», включающие безопасность полетов и экологичность;

∑at – налет часов на списочный самолет;

∑WЧ – средний налет часов на один самолет;

П – производительность самолета.

 

Продолжая пример, выделим, что предельное количество пассажиров, которое может пе­ревести самолетов Ту-214, на рейсе Хабаровск—Москва — 160 человек. Предположим, авиакомпания за 1 рейс при рентабельности авиапере­возок, равной 50%, для одного пассажира предлагает тариф под дан­ное количество пассажиров в 20 тыс. руб. Но так как на данном рейсе существуют конкуренты, то рассматриваемая нами авиакомпания для привлечения пассажиров готова снизить уровень цены за билет со­гласно рис. 1.6.

 

Неценовым фактором изменения предложения следует считать из­менение совокупности ситуационных условий, затрагивающих сферу предоставления авиауслуг, а не существующую рыночную цену дан­ной услуги.

 

К данным условиям относятся следующие:

1) уровень технологии предоставления авиауслуг, если под технологией, или ноу-хау, понимать пропорции и качество приме­няемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, эффективная организация про­изводства и труда и другие условия, которые в совокупности способ­ствуют снижению издержек предоставляемых услуг.

2) существенными условиями изменения предложения вы­ступают государственная налоговая политика, политика поддержки суб­сидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т. п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек предоставляемых услуг пассажирам, способствуя расшире­нию или ограничению затрат на авиауслуги. Как известно, налог в пол­ном объеме полностью включается в цену готовой продукции. Потреби­тель может оплатить его, покупая услуги, или не оплатить, отказавшись от услуги по данной, завышенной налогом цене. Нереализованные авиауслуги свидетельствуют о сокращении производства, т. е. предло­жения услуг. В противоположном направлении влияют на уровень издержек авиауслуг субсидии, льготные кредиты и тому подобные фор­мы поддержки авиакомпаний и аэропортов. В этом случае предложе­ние ими авиауслуг на рынках будет возрастать.

3) предложение авиауслуг во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, определенные дорого­стоящие ресурсы, виды энергии могут быть заменены более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их примене­ние в значительной степени способно снижать издержки и удешевлять предоставляемые услуги. Взаимозамещением можно изменить пропор­ции труда работников и автоматики в деятельности авиакомпании и аэропорта, что также обеспечит экономию издержек.

4) экономию издержек могут принести также снижаю­щиеся цены на энергоресурсы и топливо. Таким способом можно вы­звать рост предложения авиауслуг.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения.

Эластичность пред­ложения – это степень его изменения в зависимости от динами­ки цены. Мерой такого изменения служит коэффициент факторной эластичности предложения1:

 

Коэффициент факторной эластичности предложения имеет вид

 

или

 

 

Коэффициент факторной эластичности предложения устанавливает, на сколько процентов изменится объем предложения s ( ), если значение фактора х изменится на 1% при условии, что все другие факторы не меняются.

В зависимости от типа фактора различают следующие коэффици­енты эластичности предложения:

- коэффициент (прямой) ценовой эластичности предложения, ко­торый измеряет силу реакций объемных изменений предложе­ния на товар на изменение его цены:

- коэффициент эластичности предложения по доходу, который уста­навливает, с какой силой объем предложения реагирует на изме­нение дохода покупателей:

- коэффициент перекрестной ценовой эластичности предложения, который определяет силу реакции объема предложения на i -й то­вар на изменение цены j -го товара:

 

По аналогии расчета коэффициента эластичности спроса различа­ют два способа расчета коэффициентов эластичности предложения:

- интервальный - основан на вычис­лении относительных приростов переменных;

- точечный — на диффе­ренциальном вычислении.

Пример. Необходимо определить коэффициент эластичности предложения при росте стоимости авиабилета с 10 до 13 тыс. руб. с использованием способа расчета «дуговой эластичности»:

 

 

Для условий данного примера коэффициент дуговой эластичности предложения составит

 

Значение коэффициента, равное 2,09, указывает на то, что постав­щики авиауслуг реагируют на каждое процентное изменение цены в диапазоне от 10 до 13 тыс. руб./билет изменением объема предложе­ния в среднем на 2,1%.

Эластичность предложения, так же как и спроса, имеет три вида (рис. 1.7):


 

1) - еs>1 - предложение эластичное, 1%-ное увеличение цены на авиабиле­ты способно увеличить количество предлагаемых авиакомпани­ей авиабилетов на перевозку пассажиров и превышает 1% (А);

2) – еs=1- предложение единичной эластичности, когда 1%-ное увеличение цены на авиабилеты вызывает 1%-ное увеличение предложения авиакомпанией авиабилетов на перевозку (В);

3) - еs<1- предложение неэластичное, когда увеличение цены на авиабиле­ты не оказывает влияния на увеличение количества предлагаемых авиакомпанией авиабилетов на перевозки пассажиров (С).

 

Предложение и спрос уравновешиваются под влиянием конкурент­ной среды на рынке, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии.

Рыночное равновесие — это ситуация на рынке, когда ни покупа­тели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий сделок.

Равновесная цена на авиабилеты устанавливается при таком соотно­шении спроса и предложения на авиаперевозки, при котором авиапасса­жиры желают приобрести авиабилеты в таком количестве, которое авиа­компании предлагают на рынке авиапассажирских перевозок. При этом на авиарынке отсутствуют тенденции изменения цен на авиаперевозки и количества авиарейсов.


Точка R при пересечении кривых спроса и предложения на авиапере­возки на рис. 1.8 соответствует определенному уровню цены на авиа­билеты pr и количеству авиарейсов qr, находящемуся на авиарынке при этой равновесной цене на авиабилеты.

Дефицит на авиаперевозки (заштрихованная часть рисунка снизу) будет поднимать цену на авиабилеты вверх, к точке R (к равновесию спроса и предложения), а излишек в авиаперевозках, т. е. избыток, толкает цену на авиабилеты вниз (заштрихованная часть сверху), к точ­ке равновесия R.

И в конечном итоге появится равновесие между спро­сом и предложением на авиаперевозки, т. е. установится равновесная цена на авиабилеты, которой будет соответствовать определенное ко­личество авиарейсов.

Рыночное равновесие рассматривается только в определенный пе­риод времени, складывающийся в течение квартала, сезона, года и ряда лет, т. е. рыночное равновесие может устанавливаться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены на авиаперевозки и ко­личество рейсов, предлагаемое авиакомпанией.

Рыночное равновесие — это состояние авиарынка, при котором спрос на авиаперевозки равен предложению на данную перевозку. Если про­исходят какие-либо отклонения от состояния равновесия, то происхо­дит движение, способное вернуть авиарынок в состояние равновесия, устраняя дефицит или излишек авиаперевозки.

Уравновешивающую функцию играет цена на авиабилеты, которая стимулирует рост пред­ложения при дефиците на авиаперевозки и уменьшает количество авиа­рейсов при излишках на авиарынках, сдерживая предложения.

Если спрос растет, при неизменном предложении происходит смещение кривой спроса вправо вверх, то устанавливается более высокий уровень равновесной цены на авиаперевозки и большее количество рейсов, предлагаемое авиакомпаниями.

Снижение спроса на авиаперевозки смещает кривую d2d'2 влево вниз и устанавливает более низкий уровень равновесной цены и меньшее количество авиарейсов (рис. 1.9).

 


 

 

При изменении предложения и не­изменном спросе происходит изменение рыночного равновесия со­гласно рис. 1.10.


 

Необходимо отметить, что рыночное равновесие — это важный закон конкурентного рынка. Изменение спроса и предложения на авиа­рынках выступает важным фактором экономического анализа.

 

Пример. Необходимо определить равновесную цену, свидетельствующую, что сто­имость авиабилета на Москву, по которой авиакомпании выгодно тор­говать, совпадает с ценой покупателей, которая их устраивает. Данная равновесная цена — это точка R на графике (рис. 1.11), равная 13 тыс. руб.

 

 


 

№3 Модели рынка

 

Конкурентоспособность авиакомпании — это совокупность качествен­ных и стоимостных характеристик авиауслуг на перевозку пассажиров, обеспечивающая удовлетворение в конкурентной потребности авиа­пассажиров и грузовой клиентуры.

Рыночная структура – это условия, при которых протекает рыночная конкуренция и ряд дру­гих процессов. Рыночная структура характеризуются:

- количеством и размерами авиакомпаний, функционирующих на рынке пассажирских авиаперевозок;

- типами предлагаемых услуг;

- условиями входа и выхода с рынка авиационно-отраслевой системы;

- доступностью информации на авиарынках.

 

Ценовая градация спроса и предложения на рынке авиаперевозок, т. е. размер соответственно доступной цены авиабилета для покупате­лей и размер предлагаемой авиакомпанией услуги по перевозке пасса­жиров и грузов, зависит от типа конкуренции авиарынка, который име­ет шесть разновидностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод экономической теории | Монополистическая конкуренция. Чистая конкуренция- конкуренция множества продавцов одного и того же товара, каждый из которых имеет возможность влиять на рыночную конъюнктуру
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.