Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Социальная структура общества. Основные подходы

Коррелометр

Помогает оценить степень корреляции (от лат. correlatio — соотношение, взаимосвязь) левого и правого стереофонических сигналов

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Алдошина, Притц «Музыкальная акустика». Глава 2 «Физические свойства звука»

2. Бьюик Питер «Живой звук». Раздел «Физика»

3. Меерзон Б.Я. «Акустические основы звукорежиссуры». Главы: Амплитудно-частотная характеристика; Контрольно-измерительные приборы.

План:

1) Понятие социальной структуры;

2) Классовый подход при изучении структуры общества;

3) Стратификационный подход при изучении структуры общества;

4) Современное российское и западное общество; сравнительная характеристика.

1. Социальная структура - деление общества на составные элементы исходя из определенного заранее выбранного критерия.

Главная цель разделения - это анализ основных групп, которые составляют общество вцелом + характер их взаимодействия. Анализ социальной структуры упрощает понимание общества вцелом, а так же способствует накоплению новых знаний о нем.

2. Классовый подход к социальной структуре общества. Классовый подход зародился в первой половине 19-ого века, когда структура западного общества усложнилась и возникла необходимость в теоретическом осмыслении процессов, которые в нем происходят, чтобы государство могло более продуманно регулировать отношения между людьми.

Сам термин класса ввел французский историк и политик Гизо. Изучая средневековую историю Франции, он первым предложил разделить французское общество того времени на две большие группы людей - на два класса. Главный критерий выделения классов - это отношение к политической власти, то есть способность участвовать в принятии политических решений. Классами стали: 1) Землевладельцы (феодалы), которые обладали властными полномочиями; и 2) Подвластные - большая часть населения, без различий занятий - крестьяне, горожане, у которых не было возможности влиять на принятие политических решений.

К феодалам, по мнению Гизо, относятся, прежде всего, потомки завоевателей-франков. А к классу подвластных - потомки завоеванных - римляне и кельты.

Однако, такой подход оказался не очень удачным, так как не показывали разницы в имущественном положении между разными группами населения.

Во второй половине 19-ого века классовый подход был доработан и окончательно сформулирован в работах К. Маркса. Он предложил другой критерий, который ведет к более объективному разделению общества - социально-экономический, в котором преобладало отношение к собственности.

Отсюда, классы - это большие группы людей, отличающиеся друг от друга своим экономическим положением (отношением к частной собственности), а так же правовым статусом.

При этом параллельно с классовым подходом, Маркс сформулировал формационный подход к всемирно-историческому развитию человечества. Всю историю человеческой истории предложил разделить на большие периоды - формации. В каждой формации преобладали два основных класса с противоположными интересами. Взаимоотношения между ними и определяло ход исторического развития. При этом каждая новая формация проистекала из предыдущей и являлась более сложной и прогрессивной.

Формации по К. Марксу:

1. Первобытно-общинная (100 000 до н.э. - 7-8 века н.э.; современная датировка - это с 2 млн. до н.э. и до 4 000 до н.э.). Первое государство - это Древний Египет. Характеристика этого строя: бесклассовое общество из-за низкого уровня экономического развития. Люди жили общинами (признаки общины: коллективный труд, коллективная собственность и уравнительное распределение готовой продукции). Тип экономики - присваивающий (охота и собирательство). С изобретением металлических орудий труда (5-4 тыс. до н.э.) начался постепенный переход к соседско-территориальной общине, основанный на семейных хозяйствах. Начинается процесс появления частной собственности, который ведет к появлению имущественного расслоения, и, как следствие, создание государства. Одновременно изменился тип экономики. Произошел переход к производительному хозяйству (сельское хозяйство и скотоводство). Это назвали неолитической революцией.

2. Рабовладельческая (7-6 века до н.э. - 5 век н.э. - падение Западной Римской Империи). Характерные особенности: в обществе преобладало два основных класса - рабовладельцы и рабы. Рабы были полностью бесправны, у них не было даже права на жизнь; они рассматривались как особый вид имущества. Основы экономики составляло сельское хозяйство или местное производство в городах. Тип хозяйства - сочетание натурального и товарного, основной производительной единицей был труд рабов. Государство выражало интересы только рабовладельцев и потому носило ярко выраженный классовый характер. Главный метод управления - принуждение при помощи армии.

3. Феодальная (с 5 века - 17-18 веков - первая буржуазная революция в Голландии, Англии и Франции). Общество четко делится на два основных класса - феодалы и зависимые крестьяне. У крестьян даже при крепостном праве имеется право на жизнь, а так же право собственности на орудие труда, жилище и часть урожая. При этом главную ценность в экономике составляет земля, а права собственности у крестьян на землю не было. Поэтому за пользование ею они были вынуждены нести феодальные повинности двух видов: 1) платежные повинности (оброк); 2) отработочные (барщина). Внутри каждого из этих классов существовали сословия с определенным правовым статусом и культурными ценностями (например, класс феодалов делился на феодальную аристократию, рыцарство и духовенство). От зависимых крестьян отделилось сословие горожан, которое вначале находилось в личностной зависимости от владельца города, а затем постепенно приобрели личную свободу.

4. Буржуазная (17-18 века - вторая половина 19 века). Общество делиться на два основных класса - предприниматели (буржуазия, капиталисты) - собственники промышленного и финансового капитала и средств производства. Второй класс - наемные рабочие. В отличие от рабов и зависимых крестьян, они были личносвободны и юридически равны предпринимателям. Работать их не заставляли, но они были вынуждены добровольно подвергаться эксплуатации, так как у них не было права собственности на средствопроизводство. При этом основы экономики составляло промышленное производство, а главной производительной силой был труд рабочих. Государство носило ярко выраженный классовый характер, то есть защищало интересы предпринимателей - за этим следовал высокий уровень социальных конфликтов.

5. Социалистическая - должна была возникнуть в результате социальных революций. Итог ее - создание общества социальной справедливости с одним единым классом трудящихся и без эксплуатации человека человеком. На этом переходном этапе власть должна оказаться у наемных рабочих; главный метод - революция, то есть насильственное свержение прежней власти.

6. Коммунистическая - общество должно стать бесклассовым, основу должна составить общенародная собственность, ликвидация товарно-денежных отношений и налогов. Постепенная ликвидация государства и его замена самоуправлением городских и сельских общин. Конечная цель - добиться максимального благосостояния общества и максимального самовыражения каждой личности. Все это - на основе высочайшего уровня развития экономики. Второе условие - высокий уровень самосознания людей.

Первая и шестая - бесклассовые. Первая - в силу неразвитости, а последняя - из-за высшего развития.

Плюсы и минусы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стереогониометр | Римская Литургия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.