Эмоции человека являются продуктом его культурно-исторического развития и определяются общественной формой человеческого бытия
И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ РЕГУЛИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Лист регистрации изменений
Номер
изменения
Номера листов
Основание для внесения изменений
Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Дата введения изменения
замененных
новых
аннулированных
Они органично включены в единую систему внутренней регуляции поведения; будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению последних, инициируя и направляя ее.
Различные феномены эмоциональной сферы выступают также в роли регуляторов общения, определяя его способы и средства, влияя на выбор партнеров по общению, установление и закрепление межличностных связей.
2.ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ состоит в том, что в общественно-исторической практике формируется особый «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК», который может передаваться как некоторое общепринятое описание или форма выражения эмоциональных состояний.
Благодаря пониманию этого языка возникает, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно тесную связь с определенной исторической эпохой, но, тем не менее, способны волновать и вне ограниченного культурного контекста их создания.
Однако говорить об универсальном языке выражения эмоций, доступном представителям любых культурных сообществ, было бы крайне не корректно.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ преобразуется и обогащается в ходе развития личности, в процессах общения и взаимопознания между людьми, предполагающих сопереживание (эмпатию), под влиянием искусства, религии (формирование эстетических, этических, религиозных чувств), идеологии, средств массовой информации и др. факторов культуры.
2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ.
1.XVIII—XIX вв:
1.1.Интеллектуа-листские
теории.
Представители интеллектуалистических теорий связывали эмоции с представлениями и суждениями индивида.
Наиболее четко интеллектуалистическая точка зрения была сформулирована немецким философом И.Ф. Гербартом. Гербарт полагал, что испытываемые нами чувства соответствуют той связи, которая устанавливается между различными представлениями; это своеобразная реакция на гармонию, согласованность представлений или противоречие, конфликт между ними. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭМОЦИЯ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ, а ее вегетативные проявления вторичны.
Биологические концепции.
1.2.Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Представители биологических концепций акцентировали внимание на физиологической составляющей эмоционального процесса, его связь с приспособительными движениями и реакциями организма.
Одна из наиболее ранних биологических теорий, объясняющих эмоциональные явления, разработана автором эволюционного учения Ч. Дарвиным (1872), который впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных.
Дарвин пришел к выводу, что ЭКСПРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РУДИМЕНТ (отжившие/хвост) ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОХРАНЯЮЩИХ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ СВОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ОСОБЕЙ НЕ ТОЛЬКО СВОЕГО, НО И ДРУГИХ ВИДОВ.
3. Трехкомпонентная теория эмоций
В. Вундта.
В. Вундт ТРИ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, представив каждый из них в виде диады противоположностей:
1.УДОВОЛЬСТВИЕ — НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
(ПРИЯТНОЕ — НЕПРИЯТНОЕ);
2. НАПРЯЖЕНИЕ — ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ НАПРЯЖЕНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЕ,
3. ВОЗБУЖДЕНИЕ — УСПОКОЕНИЕ.
Вундт полагал: многообразие человеческих переживаний и чувств может быть адекватно исследовано и описано посредством предложенной им трехмерной системы координат. Она действительно позволяет определить знакэмоции, степеньвызываемого ею возбуждения и напряжения. По Вундту, в понимании эмоций существенным моментом выступает влияние чувств на течение представлений и, наоборот, влияние представлений на чувства, телесные же реакции вторичны— это лишь следствия эмоций, хотя и они в некоторой мере обуславливают духовную жизнь человека.
Душевная жизнь распадается у Вундта на относительно самостоятельные элементы: преставления, эмоции и апперцепцию.
4.«Локализационные теории»:
4.1Периферическая теория эмоций У.Джемса – Г.Ланге (1884 г.-1885г.)
Эмоция определяется как переживание специфических изменений в теле (в основном, висцеральной природы), производимых внешней ситуацией. «Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот», — считал Джемс.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ ПОДТВЕРЖДАЛАСЬ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТАМИ:1. Имеется соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями;
2. Если из какой-либо эмоции, как состояния сознания, вычесть одно за другим все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
3.Невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой.
Если Джемс локализовал источник эмоций в скелетных мышцах, то Ланге связывал все многообразие эмоциональных переживаний с изменениями в вазомоторной (кровеносной) системе.
4.2.Таламическая теория У.Кеннона и Ф.Барда
(1927—1928 гг.)
Они считали, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а, напротив, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет функции более тонкого различения эмоциогенных стимулов и регулирования ответных эмоциональных реакций.
Уолтера Кеннон доказал:
1.ОТДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НЕ УСТРАНЯЕТВОЗМОЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ;
2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ РЕАГИРУЮТ СЛИШКОМ МЕДЛЕННО И ОДНООБРАЗНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ СТОЛЬ СТРЕМИТЕЛЬНЫХ, РАЗЛИЧНЫХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ;
3. ОДНИ И ТЕ ЖЕВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ПРИ КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ПРИ СОСТОЯНИЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЭМОЦИЯМИ; (Например, учащенное сердцебиение может свидетельствовать и о страхе, и о гневе, и о состоянии влюбленности; или просто о том, что человек быстро бежал.)
4. ИСКУССТВЕННО ВЫЗВАННЫЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭМОЦИЙ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИХ НЕ ВЫЗЫВАЮТ.
П. Бард доказал, что телесные реакции и связанные с ними эмоциональные переживания возникают практически ОДНОВРЕМЕННО, а из всех структур мозга с эмоциями более всего функционально связаны ГИПОТАЛАМУС И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, а не собственно таламус.
4.3. АКТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИНДСЛИ
Он считал, что субстрат эмоций — ретикулярная формация.
4.4. ГАПОТАЛАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГЕЛЬГОРНА.
Э. Гельгорн пришел к заключению, что ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗМА.
Было доказано, что радость сопровождается конкретными эффектами мобилизации:
- при переживании этой эмоции мелкие артерии расширяются,
- усиливаетсяприток крови к коже,
- ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует оптимизации физиологических процессов.
Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, снижением их тонуса.
Таким образом, в эмоциях раскрываются ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВАЦИИ, определяющие интенсивность жизнедеятельности индивида.
4.5. ЛИМБИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕЙПЕЦА — МАКЛИНА
Они связали эмоциональные состояния и реакции с целым ансамблем мозговых образований, объединенных в так называемый «круг Пейпеца» (ядра передней области таламуса — поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса).
5.ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
(Э. ШЕХТЕР И Д. СИНГЕР (1962).
Эмоциональное реагирование обусловлено двумя группами факторов — физиологическими и когнитивными факторами.
Эксперимент: всем испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина, вызывающая активацию симпатической нервной системы. При этом одной группе испытуемых сообщили о том, какие симптомы обычно вызывает такая инъекция, а другой объявили, что им был введен физиологический раствор.
Затем каждый из испытуемых попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (читая письмо, он приходил в состояние бурной радости и воодушевления).
Все участники эксперимента испытывали аналогичные физиологические изменения в организме: учащенное сердцебиение, потоотделение и др.
Однако те из них, кто был предупрежден о действии адреналина, не переживали при этом сколько-нибудь отчетливых эмоций.
Представители же второй группы, напротив, демонстрировали достаточно выраженные эмоциональные состояния, заражаясь от актера гневом или радостью.
Это и послужило доказательством роли когнитивных процессов в возникновении эмоциональных состояний.
6. Теория
когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Из ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА Л. ФЕСТИНГЕРА следует, что негативные эмоции появляются вследствие несовпадения ожиданий субъекта (сформированной им когнитивной модели) и наличной ситуации, в то время как позитивные переживания наблюдается тогда, когда сложившиеся условия превосходят ожидания или полностью согласуются с ними.
Иными словами, негативная эмоция возникает как следствие когнитивного диссонанса, тогда как позитивная есть результат консонанса. Л. Фестингер предложил следующую формулу, позволяющую рассчитать величину когнитивного диссонанса:
где К— величина диссонанса,
Х1 — значимость исходного когнитивного элемента,
Х2 — значимость нового когнитивного элемента.
Согласно этой теории эмоциональному переживанию предшествуют восприятие и интуитивная оценка ситуации (например, угрозы).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ «ВОСПРИЯТИЕ — ОЦЕНКА — ЭМОЦИЯ» настолько жестко закреплена, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо ЗНАНИЕ-И-ПРИНЯТИЕ, ЛИБО ЗНАНИЕ-И-НЕПРИЯЗНЬ.
«Интуитивная оценка ситуации МОТИВИРУЕТ ДЕЙСТВИЕ, что переживается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно приводит к внешнему действию».
8.МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Базируются на признании побуждающей функции субъективных переживаний.
8.1.КОНЦЕПЦИЯ О «ЦЕНТРАЛЬНОМ МОТИВАЦИОННОМ СОСТОЯНИИ»(Д. Биндра).
Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к конкретному классу побудительных стимулов и реактивную склонность к соответствующему классу типично-видовых действий.
Эмоциональные реакции входят в этот класс необходимым и неотторжимым компонентом.
Б.И. Додонов.
Б.И. Додонов рассматривал эмоции в качестве важнейшей составляющей мотивации. Он подчеркивает ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ:
- эмоция — это одновременно и оценка других ценностей, и
- ценность сама по себе.
Биологическая теория П.К.Анохина.
Эмоции определяются как приспособительный фактор в жизни животного мира.
Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Информационная теория П.В.Симонова.
ЭМОЦИЯ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ МОЗГОМ ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА СООТНОШЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ В КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ.
Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между
- эмоцией (Э),
- потребностью (П),
- информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин),
- и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис),
выражается формулой:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЕГО СИЛА И КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬЮ И СПЕЦИФИКОЙ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, А С ДРУГОЙ — РАЗНИЦЕЙ (РАЗРЫВОМ) МЕЖДУ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРОЙ СУБЪЕКТ РАСПОЛАГАЕТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ, И ИНФОРМАЦИЕЙ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПОТРЕБНОСТИ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление