Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль права в жизни общества

Введение

В обобщенном виде систему юридической науки можно представить как состоящую из трех структурных подразделений:

· Общетеоретических и исторических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, процессуальных отраслей права и др.);

· Отраслевые юридические науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития определенных отраслей права.

· Прикладных юридических наук (криминалистики, судебной статистики, судебной медицины, судебной психиатрии, криминологии и др.).

Общетеоретические юридические науки, и в первую очередь – общая теория государства и права, исследуют наиболее общие, исторически складывающиеся закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права в их неразрывном единстве. Закономерности такого рода являются исходными, предопределяющимися, всеохватывающими в отношении как отраслевых, так и прикладных юридических наук.

Основы отраслей права рассматривают предмет исследования отраслей, их понятия и положения, особенности функционирования основных правовых норм. Прикладные юридические науки служат выявлению, оценке и внедрению наиболее эффективного инструментария, обеспечивающего надлежащую реализацию правовых предписаний.Изучение предмета помогает:четко представлять роль и место правовых отношений в профессиональном становлении и развитии личности;ознакомиться с основами конституционного строя и содержанием Конституции Республики Беларусь, правами и обязанностями гражданина Республики Беларусь, основами административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь использовать необходимые нормативные правовые акты для повышения индивидуальной правовой культуры и активного участия во всех сферах жизни общества.

Право - это систематизированная совокупность правил, установленных или санкционированных государством, а также принятых путём референдума, имеющих обязательный характер и направленных на регулирование общественных отношений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением. Социальная ценность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан. В классовом обществе нет другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить регулирование экономических, государственно-политических, организационных и ряда других отношений. Благодаря свойствам права оказывается возможным ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно, непрерывно во времени. И потому именно право в классовом обществе является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого. И мораль, и право: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы Различия: 1) Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. 2) В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль). 3) Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли. 4) Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). 5) Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм. 6) С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права. 7) Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и взаимосвязанности юридических норм, их деление на отрасли и институты. Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих обширный круг однородных общественных отношений. Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладающих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми институтами. Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное и закрепленное государством и нормативно – правовыми нормами и актами. Нормой права (юридической нормой) или правовой нормой определяется объем прав, обязанностей, образ действий всех индивидов. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации, ее эффективное использование. Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Он возник вместе с появлением государства, так как он является правовой нормой, принятой государственной властью. В настоящее время верховенство закона начинается с Конституции, она является важным ядром всей правовой системы страны. Все законы в нашей стране должны соответствовать Конституции Республики Беларусь. Кроме нормативно-правовых актов существуют и другие источники права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, священные писания. Правовой обычай – санкционированные государством правила поведения, которое сложилось в общественных отношениях как устойчивая норма. Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. Юридическая доктрина – научно-обоснованные мнения учёных правоведов по вопросам содержания и применения правовых норм. Священные писания – религиозные книги, в которых содержатся правила поведения для последователей определённой религии. Нормативно–правовой акт – это не только закон. Законом является норма права, принятая законодательной властью, то есть, парламентом. Кроме закона к нормативно-правовым актам относятся указы главы государства, постановления правительства, приказы министров и т. д.

Виды нормативных правовых актов:

- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

- Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

- Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

- Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

- Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

- Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

- Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

- Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

- Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

- Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

- Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

- Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

- Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

- Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

- Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

- Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

- Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определения времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. помещения текста акта в официальном издании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в официальных газетах «Беларусь сегодня», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка» и некоторые другие, на которые можно официально ссылаться или иным предусмотренным законом способом.На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Законы и декреты президента подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Правовая норма, действующая с обратной силой, означает, что она распространяет свои действия на общественные отношения, возникшие до её вступления в законную силу. Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации. В соответствии с международным принципом территориального верховенства, как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативные акты местных государственных органов действуют в пределах той территории, на которую распространяются их юрисдикция.

По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектом права, находящиеся на его территории. Это – граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданствам, а так же все организации, функционирующие на территории государства. Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций.

Существуют некоторые особенности, связанные с распространением действий определённых нормативных правовых актов на граждан, независимо от места их нахождения. Так, по Конституции гражданину Беларуси гарантируется защита и покровительство государства как на его территории, так за его пределами. Определенные лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Например, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определённой служебной принадлежности обладают дипломатическим иммунитетом. Эти лица пользуются правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть); признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке; признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу; отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Правоотношения – это юридическая форма общественных отношений, представляет собой возникающих на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями гарантированных государством.

Субъектами правоотношений являются субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения.

Субъектами права являются индивиды и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации; социальные общности; государство в целом.

Юридический факт – это такие сформированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновении, существование, изменение и прекращение правовых отношений.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие, правопрекращающие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствие. По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния.

События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права. Деяния – акты волевого поведения людей.

Юридическая ответственность – мера государственного принуждения, которая выступает правовой реакцией государства на правонарушение.

Виды юридической ответственности: Уголовная; Административная; Гражданско-правовая; Дисциплинарная.

Правопорядок – это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям, вследствие строгого и неукоснительного их осуществления.

Правопорядок является результом законности, это реализованная законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений.

Законность – верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих и иных правовых актов всеми органами государства.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, настроений, в которой выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому. Содержание правосознания имеет оценочный характер.Структурными составляющими правосознания являются: правовая психология; правовая идеология.

Правосудие - деятельность суда, направленная на рассмотрение и разрешение споров, связанных с нарушением в области гражданского, уголовного, административного и иных общественных прав

Историко-правовая мысль о правах и свободах человека

Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости. Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д. Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права. Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья. В духе античных естественно-правовых идей Фома Аквинский утверждал, что цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя. Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа. Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы.

Классификация основных прав человека и их единство

Права человека – одно из существенных свойств гражданского общества, определяющее уровень его культуры и цивилизации. Правовое государство и права человека неотделимы. Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности личности, закреплённые в конституциях и законах. Права человека носят всеобщий универсальный характер, это выражается в том, что:

1) все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы;

2) все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;

3) права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

4) проблема прав человека – всеобщая.

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах. Вслучаях,предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается Выделяют следующие поколения (этапы утверждения в культуре) прав человека. Первое поколение: права гражданские и политические. Второе поколение: права социальные, экономические и культурные. Права второго поколения, по сути, дополняют права первого поколения, позволяя снизить уровень естественного социального неравенства в обществе и наметить перспективы для личностного роста всех граждан, независимо от уровня их изначального материального благосостояния. Третье поколение: права солидарности. Предпосылками появления третьего поколения прав стали требования стран третьего мира об утверждении всеобщих прав человека и гражданина, независимо от историко-культурных условий в развитии национальных экономик и политических систем. Проблема «солидарности» рассматривается юристами как проблема культуры организации отношений между человеком и обществом в решении вопросов осуществления внутренней и внешней политики государства. Утверждается, что в своей деятельности органы власти и общественные структуры должны исходить из интересов каждого гражданина, не забывая, конечно, соотносить их с совокупными интересами большинства. Человек как творец и общества, и государства должен представлять для них наивысшую ценность. В ряду прочих прав мировым сообществом провозглашаются права на экономическое и социальное развитие и равенство всех государств мира, гарантии осуществления Всеобщей декларации прав человека (1948)

Обязанности человека перед обществомследующие:

-Воздерживаться от пропаганды национальной, расовой и религиозной ненависти;

-Беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

-Стремитьсяксоблюдениюправчеловекаиосновных свобод;

-Защищать окружающую среды;

-Соблюдать законы

Преступление против человечности, совершенные во время второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения, что обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945г. сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства-члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. К настоящему времени в системе ООН заключено более 60 соглашений по правам человека. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.

В основе прав человека, признаваемых как в международном, так и национальном праве, лежит Международный Билль о правах человека. Он включает в себя: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второй факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни

Помимо указанных важнейшими международными документами в области прав человека являются:

- Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 года;

- Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года;

- Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 года.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея провозгласила и приняла Всеобщую декларацию прав человека. В этом документе впервые были зафиксированы всеобщие права человека для всех и для каждого. Сегодня декларация издается более чем на 360 языках и является самым переводимым документом в мире. Статья 1 всеобщей декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, право на признание его правосубъектности».Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным, до тех пор. Пока его виновность не будет доказана в суде,где обеспечатся ему все возможности для защиты. Каждый человек имеет право на гражданство, вступать в брак и основывать семью, владеть имуществом, право на свободу убеждений, на свободу мирных собраний, на социальное обеспечение, на труд, на равную оплату за труд, на отдых, на образование (Начальное общее должно быть бесплатным, техническое и профессиональное – общедоступным, высшее – одинаково доступным для всех на основе способностей каждого)».

Понятие и источники конституционного права

СовременнуюКонституцию можно охарактеризовать, как наивысшую правовую форму, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Основные черты Конституции:

- закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

- установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

- закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

- разделение и взаимодействие властей;

- прямой характер действия норм Конституции.

Действующая конституция выполняет следующие функции:

- Юридическая функция заключается в том, что Конституция является основным законом государства, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

- Политическая функция - Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы.

- Экономическая функция - Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную.

- Социальная функция - Конституции провозглашает Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство.

- Духовно-идеологическая функция заключается в том, что изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой и иной культуры.

Конституция – это основной закон РБ, закрепляющие основы конституционного строя, права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательной системы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной, исполнительной властей, компетенцию Президента РБ, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране. Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как «унитарного демократического социально-правового государства». В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:

- национальная солидарность – единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь;

- народовластие – наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества, функционирования местного самоуправления, проведение референдумов и Всенародных собраний;

- социальная справедливость – гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни;

- верховенство права – принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение свобод и прав человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права

Право – это возможность получения определённых благ.

Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определёнными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Свободы – это те же права, но для них (в отличие от непосредственно прав) характерна большая автономия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая её границы, не должно вмешиваться. Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Важнейшим правом человека является право на жизнь. В соответствии с этим правом каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Право на жизнь относят к личным правам и свободам. Под правовым статусом гражданина понимается совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, а также их гарантии, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития. Права гражданзакреплены в статьях второго раздела «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь. Указанный документ разделяет Личные, политические, социально-экономические и культурные права человека.

Обязанность – общественно необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.

Граждане Республики Беларусь обязаны:

- соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;

- беречь историко–культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;

- защищать Республику Беларусь;

- уплачивать государственные налоги, пошлины и иные платежи.

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

К личным правам и свободам относятся: - Свобода, неприкосновенность и достоинство личности; - Право на личную жизнь; - Неприкосновенность жилища; - Свобода передвижения и выбора места жительства; - Право на определение отношения к религии; - Свобода мнений и убеждений.   Политические права и свободы: - Право на управление делами государства; - Право избирать и быть избранным; - Право на обращение в государственные органы; - Свобода печати и информации; - Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; - Свобода объединений; - Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах;   К экономическим, социальным и культурным правам Конституция относит: - Право на труд; - Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда; - Право на отдых; - Право на охрану здоровья; - Право на благоприятную окружающую среду; - Право на социальное обеспечение; - Право на жилище; - Право на образование; - Право на сохранение национальной принадлежности; - Право на участие в культурной жизни.

Органы государственной власти Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь – является Главой государства, гарантом Конституции РБ. Избирается на 5 лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть гражданин республики, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в государстве не менее 10 лет перед выборами. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Парламентом является Национальное собрание - представительный и законодательный орган страны. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей, куда входит 110 депутатов, и Совета Республики, формируемого из 64 человек. Национальное собрание имеет представительный характер, т. е. оно выражает интересы граждан страны Срок полномочий белорусского Парламента – четыре года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно её полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты. Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера Решения Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме постановлений. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Осуществляет исполнительную власть в стране. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом РБ. Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Основные полномочия Правительства закреплены в Конституции, а также в законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчинённых ему государственных органах». В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. Хотя Президент формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако он обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти. Решение Совета Министров Республики Беларусь принимается большинством голосов членов Правительства, которые присутствовали на заседании. В случае равенства голосов, решение считается принятым, за которое проголосовал председательствующий. Законом определены вопросы, которые рассматриваются исключительно Советом Министров, следовательно, по ним могут приниматься постановления Правительства, но не распоряжения Премьер-министра. Структуру Правительства определяет Президент. Он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства. Формирование нового Правительства начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр: осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет ответственность за его работу; подписывает постановления Правительства; в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции связанные с организацией и деятельностью Правительства. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть - избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решения Конституционного Суда исполняются государственными органами и должностными лицами. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. К числу последних относятся; дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами. К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. Прокуратура – государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону при расследовании преступлений, соответствии закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Деятельность местного управления и самоуправления строится на следующих принципах:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

В соответствии с Конституцией к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении; Установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими, находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями.

Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.

Единую систему местных Советов депутатов в республике составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, посёлка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, посёлка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атестація програмних засобів | Понятие и сущность административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.