Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексика

В основе научного произведения лежит общеупотребительная лексика. Это та лексика, которая составляет основу любого стиля: все слова употребляются в их прямых значениях. Кроме того, особенностью научного стиля является обилие терминологической лексики. Много слов с абстрактным значением, много служебных слов (предлогов, союзов), а также много слов, которые обеспечивают логические связи между предложениями. В лексике научного стиля следует разграничивать:

1) Терминологическую лексику;

2) Общенаучную и общетехническую лексику;

3) Слова-организаторы научной мысли.

Первая группа занимает большое место в научном стиле, так как термины несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы. Общенаучные и общетехнические термины выражают основные понятия науки и техники. Они многозначны в общем языке и однозначны в научной литературе. Третья группа – слова-организаторы – очень важны, т.к. часто встречаются, без них невозможно передать информацию. Формально они представлены союзами, наречиями, предложно-именными словосочетаниями, вводными словами и словосочетаниями, безличными и неопределенными личными предложениями. Это могут быть слова: в результате, таким образом, поэтому, кроме того, следовательно и мн. др. Такие слова помогают передать логичность и последовательность научного изложения.

2.Грамматика.

С развитием науки в языке научной литературы выявилась общая закономерность: расширение возможности имени и сужение возможности глагола. Преобладают относительно длинные предложения, в два раза длиннее, чем в художественной литературе, что обусловлено особенностью научного изложения. Так как всякое научное произведение по сути своей является развернутым, то для современной научной литературы характерно:

· употребление большого количества абстрактной лексики;

· большое количество отглагольных существительных, образованных с помощью суффикса «ение» (сложение, ударение, рассмотрение);

· употребление единственного числа в значении множественного (например, «волк – хищное животное из рода собак»);

· употребление родительного падежа с окончаниями «а» или «я» при обозначении части целого (килограмм песка (не песку));

· преимущественное употребление родительного падежа в научном стиле до 36-40% против 12-15% в разговорной речи;

· частое употребление существительных с прилагательными (сложные вещества, экономическая теория, рекламная деятельность).

3. Синтаксис.

Для синтаксиса научного стиля характерно:

1) Распространение сложных предложений.

2) Широкое употребление пассивных конструкций, конструкции с глаголами на – ся в форме настоящего времени (характеризуется, отмечается, используется).

3) Много конструкций с предлогами типа: «в результате», «в силу», «в процессе», «на основе», «в интересах» и т. п.

4) Распространение безличных, неопределённо-личных предложений (при описании факторов, явлений, процессов), номинативных предложений (в рубрикациях, в названиях книг, разделов, параграфов, в подписях к рисункам, таблицам и так далее).

5) Большая роль вводных слов и конструкций, «для связи мыслей», последовательности изложения («во-первых», «таким образом», «следовательно») для выражения предположения («очевидно», «вероятно»), для оценки степени достоверности излагаемого («действительно», «конечно», «разумеется» и так далее).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы языковых средств научного стиля | Общая характеристика официально-делового стиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.