Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3.5. Фискальная политика государства

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства:

· адаптивную политику, предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий,

· активную политику, направленную на ликвидацию причин ин­фляции.

Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество — социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями.

Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.

В краткосрочном периоде между уровнем инфляции и уровнем безработицы существует обратная зависимость: увеличение занятости, приводит к инфляции, так как при дефиците ресурсов начинается их "переманивание" путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Экономический спад вызывает сокращение занятости и совокупного спроса, что приводит к дезинфляции или даже к дефляции.

Английский экономист Олбан Филлипс в 1958 году опубликовал результаты своих исследований, согласно которым между процентным изменением номинальной заработной платы и уровнем безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г/г. существовала обратная зависимость. Дальнейшие исследования, проведенные, в частности, П. Самуэльсоном и Р. Солоу, позволили уточнить открытую О. Филлипсом зависимость, заменив фактор номинальной заработной платы уровнем инфляции. Дело в том, что доля номинальной заработной платы в ряде случаев достигает 3/4 величины издержек, поэтому направление их динамики совпадает. Несмотря на существенные доработки, произведенные П. Самуэльсоном и Р. Солоу, кривая, отражающая обратную зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы, получила название кривой Филлипса.

 
Простая или ранняя кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает взаимозависимость между безработицей и инфляцией в краткосрочном периоде.

Данная обратная зависимость уровня инфляции и уровня безработицы объясняется тем фактом, что довольно высокий уровень безработицы принуждает, ищущих работу, соглашаться на более мизерную заработную плату, что всегда сдерживает рост цен. В другой ситуации, наоборот, когда уровень безработицы довольно низок, работодатель для того, чтобы привлечь новых работников, вынужден повысить ставки заработной платы, отчего рост заработной платы опережает рост производительности труда. В другом случае, когда уровень безработицы низок, означает, что среди нетрудоустроенных остаются все менее пригодные к работе, т.е. менее квалифицированные работники. В итоге, рост совокупного спроса начинает превышать рост совокупного предложения, что ведет к росту уровня цен.

В такой ситуации кейнсианские рецепты не срабатывают: уменьшение безработицы при помощи наращивания совокупного спроса за счет государственных расходов означает "подкармливание" инфляции. Этот феномен более детально исследовал американский экономист М. Фридмен. Государственная политика стимулирования совокупного спроса приводит к снижению уровня безработицы, а затем (через увеличение денежной массы) к инфляции. Причем было замечено, что первоначально снижение уровня безработицы не влекло за собой значительного роста инфляции. Но каждая новая попытка дальнейшего снижения уровня безработицы дает все менее продолжительный положительный эффект, после чего уровень безработицы возвращается к некоторому исходному уровню, который М. Фридмен назвал естественным уровнем безработицы. При этом все быстрее растет уровень цен. Этот эффект объясняется тем, что вновь привлекаемые наемные работники ориентируются на номинальную заработную плату данного периода. Но через некоторое время цены начинают расти, что означает падение реальной заработной платы. Последующий рост занятости сопровождается ожиданием со стороны новых наемных работников падения уровня реальной заработной платы. Поэтому безработные все более скептически относятся к предложению новых рабочих мест, сопоставляя ожидаемую заработную плату и размер пособий по безработице. В свою очередь работодатели, столкнувшись с требованиями работников повысить заработную плату, примут решение об увольнении части работников. В результате уровень безработицы вырастет, возвращаясь все снова и снова к естественному уровню безработицы.

В пределе попытки государства снизить уровень безработицы не дают желаемого результата: уровень безработицы стремится к естественному, а темп роста цен все ускоряется.

 
Долговременная кривая Филлипса

На графике видно, что при каждой новой попытке снизить уровень безработицы кривая Филлипса смещается вверх, рождая целое их семейство. М. Фридмен в своих исследованиях показал, что продолжительные активные действия государства на рынке труда изменяют закономерность, выведенную О. Филлипсом, на противоположную: уровень безработицы и уровень инфляции изменяются в одном направлении. Такая ситуация возникла во многих странах в 70-е годы XX века.

Итак, ограничение уровня безработицы при помощи государственных расходов не дает продолжительного положительного эффекта. Более того, оно приводит к росту инфляции, если исходный уровень безработицы ниже естественного уровня. Следовательно, необходимо искать новые пути решения проблемы безработицы.

Естественный уровень безработицы есть уровень, стабилизирующий инфляцию. Он определяется как средний уровень безработицы за длительный период (за 10 и более лет), и ему соответствует естественный (потенциальный) объем ВВП. Естественный уровень безработицы различается по странам и периодам. Его факторами являются: изменение доли молодежи и женщин в составе рабочей силы; частота структурных сдвигов в экономике; степень развития страхования по безработице; жесткость заработной платы, порождающей "безработицу ожидания", связанную с ожиданиями хорошо оплачиваемой работы; уровень законодательно установленной минимальной заработной платы.

 

 

Понятие фискальной политики. Ее возможности. Дискреционная фискальная политика (эффект изменения налоговых ставок, «точно настроенная экономика»). Автоматическая фискальная политика (автоматические стабилизаторы, встроенные стабилизаторы, налоговая система, трансфертные программы правительства). Дефицит государственного бюджета. Циклический и структурный дефициты государственного бюджета. Проблема государственного долга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере | Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.