Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы корпоративных системных кризисов

Итак, кризис организации – крайнее обострение противоречий внутри прежнего способа ее деятельности, повышающих опасность разрушения, распада. Выражается в резких, значительных изменениях.

Кризис организации может быть обусловлен:

1) внутренними причинами – нехваткой ресурсов, собственного капитала, растущими долговыми обязательствами, некомпетентностью руководства организации;

2) внешними причинами – природными катаклизмами; технологическими авариями; неблагоприятной финансово-экономической ситуацией в стране; состоянием внутреннего рынка; острой, недобросовестной конкуренцией.

Наиболее часто возникновение кризиса организации связано с внутренними причинами, в первую очередь, с риском деловых управленческих решений.

 

Рисунок - Опасность кризиса и жизнеспособность организации

 

Существует 5 типов управленческих системных кризисов.

1. Управленческий (корпоративный) кризис характеризуется наличием острой психологической или моральной несовместимости между менеджерами: либо в команде менеджеров высшего звена («топов»), либо в команде линейных менеджеров (среднее звено). Характерные особенности управленческого кризиса – высокая текучесть среди высших управленцев и руководителей среднего звена, постоянные конфликты между ними. Компанию «лихорадит», сотрудники разделяются на враждующие группировки. Во враждебные лагеря «засылается разведка», между лагерями мечутся перебежчики, люди друг друга обвиняют в предательстве, измене и т.п., словом, обстановка в компании принимает черты театра военных действий. Само собой о конструктивной работе в таких условиях нечего и мечтать.

2. Инновационный кризис проявляется в том случае, если руководство компании не очень грамотно вводит новшества. Внедрение новой технологии нередко сопровождается резким повышением уровня конфликтности, начинают увольняться ценные сотрудники, происходит внезапная смена руководства на высшем и среднем уровнях, многие работники берут больничные листы на продолжительное время или уходят в долгосрочные отпуска за свой счет, чтобы переждать тяжелый период, и т.д.

3. Репутационный кризис может быть связан с судебными исками против компании по причине наличия серьезных дефектов в продукции, которую эта компания производит. Средства массовой информации публикуют негативные материалы о компании – реальные факты или выдуманные сведения, начинаются массовые увольнения сотрудников, между акционерами и наемными «топами» возникают противоречия и конфликты, снижается прибыль.

4. Переходный кризис. Черты «тусовочного» периода, когда фирмы создавались на основе дружеских отношений людьми почти не представлявшими себе как вести бизнес, хватавшимися за любое подвернувшееся «перспективное» дело, до сих пор присутствуют во многих российских компаниях. Так, во многих крупных фирмах все зовут друг друга только по имени (на западный манер), очень развиты неформальные и дружеские отношения, есть стремление «выкладываться» на работе, нет должностных инструкций, нет средств морального стимулирования сотрудников и т.п. Эти признаки «тусовки», ее внешние проявления не так опасны, куда опаснее «игра в бизнес», когда деятельность не планируется, а игроки полагаются только на прежний опыт, интуицию и свою способность приспосабливаться к стихии рынка. Однако тусовочный период давно прошел, бизнес становится стабильным и нуждается в грамотной работе компетентных специалистов. Проблема стратегического планирования и стратегического управления неизбежно выступает на первый план.

Переходный кризис – не такое страшное явление как кризис предыдущих трех типов, так как это все-таки кризис развития, а не упадка. Как любой организм, в своем развитии компания проходит определенные этапы. В России сейчас наиболее типичным является кризис перехода от «тусовочного» этапа к этапу регламентации.

Этот переходный кризис проявляется в том, что в компании начинают «наводить порядок»: выстраиваются четкие взаимодействия власти и подчинения вводятся положения об управлениях и отделах, разрабатываются должностные инструкции, подробно описываются функции, обязанности и права сотрудников. На этом этапе, как правило, возникает служба по персоналу, в которую входит психолог.

Наведение порядка нравится не всем. Приверженцы неформальных и «тусовочных» отношений уходят из компании по разным причинам. Одному не нравится тот статус, который ему дают по новой штатной структуре, другой обиделся, а третий вообще «не хочет ни под кем ходить» и начинает свой бизнес. В любом случае обострение отношений, перестановки и увольнения могут сопровождать переходный кризис, и это нормально.

5. Кризис стабильности – это, собственно говоря, кризис застоя. Компания работает достаточно успешно, долгое время она прочно занимает свою нишу, пользуется известностью, имеет инвесторов, «обросла» надежными партнерами и постоянными клиентами. Однако нововведений в организации вообще нет, люди работают без энтузиазма, не имея высоких результатов в работе, часто требуют повышения заработной платы и расширения премиальных (бонусов), нередки случаи нарушения трудовой дисциплины, невыходов на работу. Если в компанию попадает «новичок», ориентированный на высокие результаты и карьеру, то он либо быстро «успокаивается» и становится «как все», либо увольняется по причине отсутствия перспектив. Компания не развивается: показатели не снижаются, но и не повышаются. В течение рабочего дня сотрудники часто перекуривают, пьют чай, разговаривают, а работают с неохотой.

 

Рисунок - Причины кризисов организации

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекции по дисциплине. 1. Необходимым условием для выхода организаций из кризиса является формирование корпуса современных управленцев | Государственное регулирование кризисных ситуаций. Участие государства в процессах финансового оздоровления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.