КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология исторической наукиАбакан Конспект лекций Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине Б. 1. Б. 1. История Центр социально-политического и гуманитарного образования
(на правах рукописи)
1. Конспект лекцийразработан в соответствии с рабочей программой дисциплине Б. 1. Б. 1. «История»
2. Разработчик (и): Арчимачева М.Ю. ст. преп. _____________________________________________________________________________ ФИО, должность _____________________________________________________________________________
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры истории, политологии и правоведения 15.03..2011г. протокол № 3
Зав. кафедрой истории, политологии и правоведения Медведева Н.Н.
Тема: Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки. Цель: представить историю как науку и ее место в системе гуманитарного знания. План: 1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки. 2. Методология исторической науки. 3. Подходы в изучении истории. Источники изучения истории. 4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография.
1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки. Вокруг истории во всем мире велась и ведется идейная борьба, приводящая порой к серьезным конфликтам. История нашего Отечества также не осталась в стороне от данных процессов. Так, кровопролитными событиями ознаменовались 90-е гг. XX в., начало XX в. (августовский путч, события 1993г., чеченская война, грузино-осетинский конфликт и др.). Десятки тысяч погибших, оставшихся без собственного крова, уничтоженные в мирное время, материальные и духовные ценности, разлад производства. Это и многое другое стало жестокой реальностью сегодняшней исторической действительности. Историческая судьба народа обязывает тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, политических кризисов. И без знания истории невозможно восстановление и сохранение национального прошлого. «История» происходит от греч. сл. «historia», что означает рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. Принято считать, что «отцом» истории был древнегреческий историк Геродот (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.) Этот термин используется в двух смыслах: 1)для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) когда речь идет о науке, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Т. е. все имеет свою историю: человек, общество, семья, экономика и т.д. Объектом изучения истории является общество. Предметом изучения истории являются закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства. Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь явлений объективной жизни или этапов исторических процессов, выражающихся в исторических событиях и фактах. Факты составляют основу исторического знания, это фрагмент уже состоявшейся действительности. Сами по себе «голые» факты ничего не выражают. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от общенаучных и идейно-теоретических взглядов историка. При изучении Отечественной истории важно понять, какие функции выполняет этот курс. Выделяются следующие функции: 1. Познавательная функция – функция выявления закономерностей исторического развития (сохранение, обобщение, обработка накопленного социального опыта). 2. Мировоззренческая функция заключается в формировании системы обобщенных взглядов, убеждений на факты, события, деятельность исторических личностей и т.д. Изучение истории формирует научное мировоззрение человека. 3. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, моральные качества (долг, честь, совесть). 4. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности. 5. Практически-рекомендательная функция – выработка научно-обоснованного политического курса. 6. Прогностическая функция исторического познания заключается в предвидении будущего. Т. О. изучение истории представляет собой сложный процесс реконструкции прошлого, а предметом ее является процесс формирования предпосылок, зарождения, развития и становления российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.
Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение). Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования. К методам изучения истории относятся следующие: 1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени. 2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов 3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений. 4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени. 5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития. В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования: 1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию. 2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки. 3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений. 4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества. Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |