Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Личность и политика




5.1 Политическая социализация личности.

5.2 Политическое участие и его формы. Проблема политического лидерства.

5.3 Политическая культура (ПК): сущность и типология.

Цель лекции: раскрыть роль человеческого фактора в политике – как человек вовлекается в политический процесс, при каких условиях роль той или иной личности как политика возвышается или падает, а также дать студентам представление о сущности и содержании категории «политическая культура», ее роли и значении в функционировании политической системы.

Содержание: рассматривается проблема политической социализации личности, в результате которой индивид обретает свойства политического человека; характеризуются пути и этапы политической социализации, а также факторы, которые на нее влияют. Показывается, что политическое участие - главный показатель способности человека быть субъектом политики, поднимаясь до уровня политического лидерства. Политическая культура (ПК) рассматривается как элемент политической системы, характеризующий субъекта политики, его политическую активность и зрелость, ценностные ориентации и установки, которые, в конечном счете, обуславливают особенности его реального поведения в политическом процессе.

5.1 Чтобы человек мог заниматься политической деятельностью, выступать в роли субъекта политики, он должен быть подготовлен к такой деятельности – приобрести соответствующие знания, способности, навыки и умения. Это достигается в процессе так называемой политической социализации (ПС). ПС – это процесс вовлечения личности в мир политики, в результате которого просто человек приобретает свойства политического человека.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями. Первый – это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь – это приобретение личностью нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то, и другое направления переплетаются, взаимодополняют и могут противоречить друг другу.

Процесс политической социализации – это, вместе с тем, процесс гражданского созревания, который проходит различные этапы. Политологи выделяют, как правило, три этапа. Первый – в возрасте от 3–5 до 12–13 лет. Начальные политические сведения и ориентации дети заимствуют от родителей, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. К концу этого этапа в первые школьные годы (7–13 лет) довольно резко возрастает их политическая информированность, способность воспринимать и понимать некоторые более общие и абстрактные политические символы. На втором этапе (13–18) формируется уже индивидуальное политическое сознание – политическое «я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим объектам дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют различные институты и должностные лица в политической системе. На третьем этапе (с 18 лет) человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди (могут избирать, быть избранными в правительственные органы, в политические партии и т.д. и т.п.).

В процессе политической социализации индивид испытывает влияние всей социальной среды, которая его окружает. Это социальная среда включает и собственно политические факторы, и неполитические факторы. Политические факторы – это характер и тип государственного устройства страны, в котором живет человек, политический режим, политические институты, партии, молодежные организации и движения, курсы политического образования в учебных заведениях и т.п. Неполитические факторы могут быть различных видов:

а) традиционные факторы – семья, группы сверстников, школа (особенно высшая), работа (трудовой коллектив), церковь, культура, искусство, литература, средства массовой информации;

б) нетрадиционные – молодежная субкультура, поп-музыка;

в) макросоциальные факторы – социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции, культура.

Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели становятся устойчивыми и «работающими» элементами. Речь идет о политической структуре личности, в которую входят:

а) политическое сознание;

б) политические интересы, потребности и мотивы;

в) политическая воля;

г) политическое поведение.

В результате политической социализации формируется определенный политический тип личности. В литературе обычно выделяются два типа личности: демократический и авторитарный.

5.2 В процессе политической социализации перед человеком оказываются возможности превращения его из объекта в субъект политики. Главный показатель того, что процесс совершился – это политическое участие (ПУ). Речь идет о практическом участии личности в политической жизни общества. ПУ - это вовлечение личности в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управление, носящих политический характер.

Формы, мотивы, интенсивность ПУ могут быть самые различные. Формы участия могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственное ПУ называется прямой демократией, это такие формы, как выборы, референдумы, собрания, митинги, забастовки и т.п. Опосредованное ПУ называется представительной демократией – это когда участие осуществляется через избранных представителей (парламент, местные органы, выборные органы общественно-политических организаций, делегаты, уполномоченные). ПУ может носить формы институциональные и внеинституциональные. К первому типу относятся формы, санкционированные законом (участие в качестве депутата высших или местных органов власти; в качестве членов избранных органов политических партий и т.п.). Примером внеинституционального и даже противоправного участия можно назвать несанкционированные митинги, пассивное неповиновение власти, бунт, самовольный захват власти и т.п.

Мотивы ПУ могут быть альтруистическими (стремление служить обществу) или корыстными (стремление к обогащению через использование властных каналов и т.п.). Кроме мотивов, как субъективных факторов ПУ, на интенсивность и характер ПУ могут влиять и внешние по отношению к личности факторы: политико-правовые условия в стране, материальные условия жизни, образование. Например, чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы ПУ, позволяющие выразить широчайший спектр политических взглядов и действий.

Лидерство как феномен носит универсальный характер: оно также неизбежно, как организация людей, там, где есть группа или организация, всегда имеется какая-то форма лидерства. Лидер – это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В истории политической мысли имеется несколько подходов к объяснению сущности ПЛ. Психологический подход связывает природу лидерства с личностными качествами: лидер – человек, который возвышается над другими в силу исключительных качеств, отличающих его от других людей.

Есть другой подход, согласно которому ПЛ связывается с властью: лидер тот, кто так или иначе осуществляет власть (Платон, Конфуций). Определению ПЛ через власть противостоит концепция функционального подхода. Сторонники ее отрицают непременную связь ПЛ с использованием власти: некоторые выдающиеся деятели были лидерами, не обладая формальной властью и не занимая официальных постов, и даже не стремясь к этому: это Махатма Ганди Мартин Лютер Кинг, А.Д. Сахаров.

В политической науке имеют место различные типологии лидерства. Одну из первых типологий предложил Макс Вебер (1864–1920 гг.). По Веберу лидерство – способность «отдавать приказы и вызывать повиновение». Он различал три типа лидерства:

а) традиционное лидерство. Основано на вере в святость традиций, обычаев, характерно для докапиталистических обществ;

б) рационально-легальное (или бюрократическое). Основано на вере в законность существующих порядков, характерно для индустриальных обществ. Лидер не в силу обычая, происхождения, а на основе законных (легитимных) процедур. Замена такого лидера производится по закону;

в) харизматическое лидерство. Основано на вере в исключительные, даже в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. («Харизма» – по гречески – милость, благодать, божественный дар, наделенность непогрешимостью в глазах последователей). Харизматического лидера заменить трудно или вообще невозможно.

Американский политолог проф. Принстонского университета Р. Такер предлагает следующую типологию лидерства с точки зрения механизма осуществления власти:

1) Лидер-реформатор. Верит в существующие общественные идеалы, но предлагает улучшить их. Примеры: Мартин Лютер Кинг, Н.С. Хрущев;

2) Лидер-революционер. Отрицает существующие идеалы, предлагает изменить коренным образом. Примеры: Маркс, Энгельс;

3) Лидер-консерватор. Не желает изменений, противодействует им. Примеры: Брежнев.

Ленина Такер считает классическим революционером, который в 20-х годах стал лидером-реформатором.

5.3 Политическая культура(ПК) как особая категория вошла в современную политологию и стала исследоваться в 50-х годах прошлого века. Постановка вопроса была в общих чертах следующей: почему в различных странах, которые все считаются в принципе демократическими, сходные политические процессы – выборы, смена властей, функционирование демократии и т.п. – совершаются по-разному, или, по крайней мере, имеют свои специфические черты? Почему в одной стране политические конфликты, как правило, решаются посредством всестороннего обсуждения и достижения приемлемого в данных обстоятельствах консенсуса, а в других этот процесс нередко принимает экстремистские формы?

Политологи пришли к выводу: по-видимому, кроме законов, общих принципов демократии, записанных в соответствующих документах, имеется нечто другое, что способно влиять на реальный политический процесс – делать его именно таким, а не другим. Они назвали это нечто – феноменом политической культуры общества. Носителями ПК могут быть отдельные люди, социальные группы, партии, политические движения, а также все общество.

Таким образом, ПК – совокупность знаний, традиций и образцов поведения. В ее содержание и структуру входят элементы политического сознания субъекта в виде устойчивых ценностных ориентаций (выработанных на основе знания и представлений о политической системе) и элементы политического поведения в виде устойчивых образцов установок и отношений к политической системе, а также традиций и норм, сложившихся в процессе политической практики в рамках функционирования данной политической системы.

В связи с различиями в политической культуре в различных странах встает вопрос о типологии этого явления. В современной политологии наиболее известной, распространенной является типология, предложенная американскими исследователями Г. Олмондом и С. Верба. В ней за основу взят тип ориентации субъекта политического процесса на специализированные политические объекты – элементы политической системы. В соответствии с таким подходом выделяются три основные типа ПК: патриархальная, подданическая и активистская.

В доперестроечном советском обществе ПК можно характеризовать как ПК подданнического типа. Хотя государство СССР в Конституции 1977 года называлось страной самой высокоразвитой народной демократии, на деле это было не так. Было тоталитарное государство с жесткой административно-командной системой, детально регулирующее как политическое сознание, так и политическое поведение граждан.

В настоящее время в постсоветских и постсоциалистических обществах, складывающихся после распада СССР, создаются условия для складывания нового типа политической культуры – демократической, активистской ПК. В Конституциях независимых государств СНГ, в том числе и в Казахстане, провозглашены свобода личности, политический плюрализм, правовое государство, отказ от диктатуры, насилия в сфере политических отношений. Складываются условия и предпосылки для внедрения в практику новых методов и традиций политической борьбы в обществе. Но процесс формирования политической культуры находится в самом начале. Препятствий, сложностей и проблем на этом пути немало. Общество заинтересовано в развитии новой ПК, которая должна способствовать его сплочению и консолидации на путях демократизации.

Лекция 6. Политическая система Республики Казахстан

6.1 Становление государственности и политической системы независимого Казахстана.

6.2 Конституционная реформа 1995 г. Особенности президентской системы правления.

6.3 Дальнейшая демократизация политической системы страны, реформы 2007 года

Цель лекции: охарактеризовать политическую систему независимого Казахстана, уяснить, чем она отличается от политической системы советского периода, в чем особенности президентской системы правления, учрежденной по Конституции РК 1995 года.

Содержание: показано, что до обретения независимости Казахской ССР были характерны все те черты, которые были присущи политической системе СССР (недемократической тоталитарный режим); охарактеризован процесс становления государственности независимого Казахстана и его новой политической системы в период 1990-93 гг. (анализируются Документы независимости – Декларация 1990г и Конституционный Закон 1991г, а также реальным процесс демонтажа старой политической системы); раскрываются основные черты Конституции 1995 года, провозгласившей переход к сильной президентской власти, а также характеризуются важнейшие направления политической модернизации, осуществляемой в Республике в настоящее время.

6.1 До обретения независимости политическая система Казахстана носила все те черты, которые были присущи политической системе бывшего СССР, в состав которого Казахстан входил как одна из пятнадцати союзных республик. Как известно, СССР был недемократическим государством тоталитарного типа, где имело место полное господство государство над гражданским обществом, над человеком и личностью. То же самое можно сказать о политической системе тогдашнего Казахстана. Система Советов, народных депутатов, придерживаясь принципа демократического централизма, отрицала разделение властей. Ядром политической системы была объявлена компартия, что означало ее фактическое всевластие, отсутствие в стране политического плюрализма и политической оппозиции.

Находясь в составе СССР, Казахская ССР не обладала полноценным государственным суверенитетом. Все ключевые решения в отношении внутренней политики принимались в тоталитарном центре – в ЦК КПСС и его Политбюро.

Становление политической системы независимого Казахстана связано с ослаблением, кризисом и последующим распадом СССР. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. В статье 6 Декларации провозглашается, что государственная власть республики обладает верховенством, самостоятельностью и полнотой внутри страны и во внешних сношениях. Так было положено начало созданию государственности независимого Казахстана. Вместе с тем, Декларация заявляла о том, что Казахская ССР добровольно останется в составе СССР на основе обновленного союзного договора.

Для процесса становления политической системы независимого Казахстана характерно принятие второго документа – Конституционного закона о государственной независимости республики Казахстан (16.12.1991.). Это было связано с изменением внешних условий молодого государства:

а) поражение путча 19–21 августа 1991 г., в Москве привело к ликвидации КПСС и поражению социализма в СССР;

б) события в Беловежской пуще 8.12. 1991 г. привели к распаду СССР.

С учетом этих событий Верховный Совет Казахской ССР 10.12.91 г. изменил название государства и 16.12.91 г. принял Конституционный закон, который провозгласил полную, ничем не ограниченную государственную независимость Республики Казахстан. Закон подтвердил демократический характер политической системы. В системе правления наметилась тенденция к переходу к президентской республике: Президент является главой государства и главой исполнительной власти; правительство ответственно перед Президентом, перед Верховным Советом – по вопросам исполнения законов.

Принятие первой Конституции (28.01.93 г.) означало завершение первого этапа становления политической системы РК. Конституция подтвердила положения Декларации 1990 г. и Конституционного закона 1991 г. о демократическом и правовом характере государства Республики Казахстан и президентский характер системы правления: Президент – глава республики, он возглавляет единую систему исполнительной власти, гарант прав и свобод граждан, имеет право вето на решения Верховного Совета (без права на его роспуск).

6. 2. Дальнейшее развитие политической системы Казахстана связано с Конституционной реформой 1995 г. Новая (вторая Конституция РК) была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. В ней, прежде всего, отражены важные изменения, произошедшие в объективных условиях политического процесса в стране. В конце 1993 года состоялся самороспуск Верховного совета и местных Советов. Отказ от всевластия Советов был провозглашен еще в Декларации 1990 года, но Советы как политическая идея и как политический субъект продолжали существовать в правовом поле, в том числе на конституционном уровне. Новая Конституция РК зафиксировала факт окончательной десоветизации политической системы республики. Особенность этого процесса в Казахстане – он был осуществлен в мирной форме (в отличие, например, от России, где не удалось избежать кровопролития).

По Конституции 1995 года Казахстан утверждает себя демократическим, светским, унитарным, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие, равным образом признаются и защищаются государственная и частная собственность.

В соответствии с Конституцией 1995 года осуществлен переход к сильной президентской власти.

Центральным институтом политической системы РК является Президент. В соответствии со ст. 40 Конституции он является главой государства и высшим должностным лицом, определяющим всю внутреннюю и внешнюю политику государства; вместе с тем он осуществляет арбитражные функции, координируя деятельность всех ветвей государственной власти, выступает гарантом прав и свобод граждан.

Двухпалатный парламент, являющийся высшей представительной властью, осуществляет законодательные функции; он издает законы, вносит изменения и дополнения в Конституцию, утверждает республиканский бюджет и контролирует ее исполнение, решает вопросы войны и мира. Он состоит из Мажилиса, избираемого прямым всенародным голосованием, и Сената, избираемого косвенным голосованием (всех депутатов маслихатов областей, городов республиканского подчинения и столицы).

Исполнительную власть осуществляет правительство республики и акимы на местах. Судебную власть осуществляет Верховный суд и местные суды.

Пятнадцать лет, прошедшие после принятия второй Конституции РК, подтвердили эффективность политической системы Казахстана, в частности, президентской формы правления в решении главных проблем транзитного периода – осуществлении демократических экономических и политических реформ. Целеустремленно и относительно в короткие сроки осуществлен переход к рыночной экономике, на основе которой в стране достигнуты самые высокие темпы экономического развития на постсоветском пространстве и один из самых высоких темпов в мире. В результате политических реформ, осуществляемых поэтапно и с учетом исторических особенностей страны, заложены основы демократии, ее принципы и процедуры постепенно внедряются а в политическую жизнь. При этом сильная президентская власть способствовала сохранению общественного согласия и стабильности в стране. Свидетельством общественного признания существующей политической системы являются итоги президентских выборов 2005 года, на которых действующий Президент Н. Назарбаев переизбран подавляющим большинством голосов избирателей.

Демократический потенциал действующей Конституции огромен, и он еще не исчерпан полностью.

6.3 Дальнейшая демократизация политической системы страны, реформы 2007 года

В Конституцию РК 1995 г. уже дважды были внесены изменения и дополнения – в 1998 г. и в 2007 г. Изменения (большие или малые) уже затронули 45 из 98 статей Конституции РК 1995 г. (причем в некоторые статьи уже дважды вносились изменения).

Принятый 18 мая на совместном заседании Палат Парламента и подписанный Главой государства 21 мая 2007 г. Закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана.

В 2007 г. было начато преобразование формы государства из президентской республики в президентско-парламентскую. Основными итогами конституционной реформы 2007 г. с точки зрения эволюции формы государства можно назвать следующие процессы:

1. Встройка в систему высших государственных органов основных элементов многопартийной системы и интеграция государственной системы с партийными механизмами формирования значительной и решающей части законодательного органа – Мажилиса Парламента РК, его деятельности. Особое значение имеет переход на более продвинутую и широко распространенную в зарубежных странах пропорциональную избирательную систему.

2. Укрепление статуса Парламента. Эти изменения при определенных условиях могут иметь главное значение для последующей эволюции формы государства. Депутатский корпус Сената увеличен за счет президентской квоты (с 7 до 15 депутатов). В эту квоту включены и депутаты, чьи кандидатуры согласованы с Ассамблеей народа Казахстана.

Вырос и депутатский корпус второй Палаты казахстанского Парламента - Мажилиса (к 67-ми депутатам в 1998 году добавлены 10 мест для избранников от политических партий) до 107 депутатов. 98 депутатов Мажилиса избираются по пропорциональной системе от политических партий, а 9 депутатов представляют Ассамблею народа Казахстана, избираемых на мажоритарной основе. По реформе 2007 г. общее увеличение численности депутатов всего Парламента РК на 38 человек, весь депутатский корпус составляет 154 человека.

3. Изменен порядок формирования исполнительной ветви власти, процедура вынесения вотума недоверия Правительству. Важным элементом реформы является некоторое ограничение власти Акимов на местах и формирование новой взаимосвязи, некоторых противовесов в отношениях местных исполнительных органов (в данном случае Акимов) и местных представительных органов (маслихатов).

4. В порядке противовеса усилению Парламента осуществлено системное укрепление статуса и власти Президента, особенно Первого Президента Республики. Фактически укрепляется и статус Администрации Президента. Увеличено количество назначаемых Президентом парламентариев и конституционно закреплено формирование им Ассамблеи народа Казахстана, которая впервые получила представительство в Парламенте.

5. В порядке противовеса усилению Парламента РК несколько укреплены также и полномочия Конституционного Совета РК в отношении актов Парламента РК (его Палат).

6. Положение о том, что теперь Сенат Парламента РК может выполнять функции Парламента в целом по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса Парламента РК, вызванного досрочным прекращением его полномочий (п. 5) ст. 55 Конституции РК в ред. 2007 г.), может рассматриваться так же, как антикризисная норма.

7. Получили развитие некоторые элементы правовой системы, которые могут оказать позитивное влияние на состояние с правами и свободами человека (вопросы смертной казни и санкционирование ареста судом). Осуществлена передача полномочий формирования судейского корпуса Высшему Судебному Совету (Квалификационная коллегия юстиции упразднена). С 1 января 2007 г. положено начало практики суда присяжных заседателей в РК.

К резервам конституционного развития можно отнести и возможность усилить в перспективе экологическую направленность деятельности государства как одну из его конституционных характеристик, конституционную институциализацию уполномоченного по правам человека, дальнейшее расширение прав Парламента и Конституционного Совета, дальнейшую реформу судебной власти, в частности, путем выведения ее из зоны прямого влияния местной исполнительной власти за счет создания окружных судов, некоторое перераспределение полномочий между Президентом и Правительством, дифференциацию в перспективе местного государственного управления и местного самоуправления и т.д.

При этом, данные изменения должны проводиться только по мере созревания необходимых условий.

Лекция 7. Политические партии и партийные системы, развитие многопартийности в Казахстане

7.1 Политические партии и партийные системы: понятие, функции, типология

7.2 Политические партии в Казахстане

Цель лекции: раскрыть место и роль политических партий в современном политическом процессе, ознакомить студентов с их генезисом, а также с проблемой типологии партий и партийных систем, а также становлением многопартийности в современном Казахстане.

Содержание: рассматривается понятие партии, дается ее определение как субъекта политического процесса, характеризуются основные признаки партий и ее функции. Далее говорится о генезисе политических партий, их типологии, характеризуются партийные системы, проводится анализ партогенеза в РК.

7.1 Важнейшим субъектом политического процесса, наряду с государством, является политическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова partis – часть, группа.

В понимании сущности политической партии можно выделить различные подходы, обобщая которые, можно сказать: политическая партия – это организация, представляющая собой добровольный союз людей на определенной идеологической основе, направленной на завоевание, либо на участие во власти на государственном уровне для того, чтобы использовать ее (власть) в целях реализации своей политической программы в интересах определенной группы (слоя, класса), которая является социальной базой партии.

Можно выделить четыре основные признака политической партии:

1) Партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека;

2) Партия – это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей;

3) Цель партии – завоевание и осуществление власти;

4) Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.

Основное предназначение партий – представлять интересы граждан в органах власти. Важнейшие функции политических партий: выявление и агрегирование реальных интересов, которые существуют в обществе; участие в избирательных компаниях; работа в парламентах и муниципалитетах; распространение принятых в обществе идей, ценностей и норм; формирование общественного мнения по конкретным проблемам; рекрутирование новых членов партии.

Современные партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 века. В этом смысле, политические партии могут рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по другим регионам мира. В политологии общепринята предложенная М. Вебером классификация этапов в истории политических партий:

а) аристократические группировки (виги и тори, на основе которых позднее возникли либеральная и консервативная партии Англии);

б) политические клубы (политические клубы при французском парламенте, например, «Якобинский клуб» во главе с Робеспьером);

в) массовые партии.

Основными причинами возникновения массовых политических партий стали:

а) распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;

б) столкновение интересов больших социальных групп и необходимость разрешения конфликтов между ними.

Существует множество принципов классификации политических партий, например:

а) политическая идеология;

б) социальные интересы;

в) роль партии в политической системе и их внутренняя организация.

В зависимости от политической идеологии можно выделить следующие типы партий: коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, фашистские. В соответствии с выражением тех или иных социальных интересов можно выделить такие типы партий: национальные партии; религиозные партии; демографические партии или движения партийного типа. С учетом роли партии в политической системе и ее внутренней организации различают партии провластные, оппозиционные, избирательные, парламентские, целевого назначения и авангардные. Например, в Казахстане провластными являются партии «Нур-Отан», «Руханият» и др., оппозиционными – Коммунистическая партия Казахстана, «Настоящий Ак жол».

Под партийной системой понимается совокупность политических партий, отношения между которыми характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть. Исторически сформировалось три основных вида партийных систем: однопартийная, двухпартийная (бипартизм) и многопартийная.

Однопартийные системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов. В условиях тоталитаризма правящая партия, единственная в стране массовая партия, утрачивает общественный характер, превращается в государственную структуру и становится этатистской партией («этатизм» (фр.) – государство). В настоящее время однопартийные системы существуют в Китае, КНДР, Кубе.

Бипартизм – (преимущественно англосаксонский вариант – Англия, США, Австралия) автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием. Такое парламентское большинство в принципе гарантирует устойчивость кабинета министров и делает возможным наиболее полное представительство интересов граждан – с учетом чередования.

Жесткости бипартизма противопоставлены многообразие и гибкость многопартийной системы. Основные партии многопартийной системы, так называемые правительственные, создают коалиционные правительства, так как ни одна из них не имеет достаточного большинства для самостоятельного формирования власти. Политологи выделяют несколько вариантов такой системы: трех-, четырех- и плюпартийная (со множеством партий).

7.2 Для стран СНГ характерна тенденция модификации общественных движений в политические партии. Демократия как форма осуществления власти обязательно предполагает наличие разных интересов в обществе, поэтому только для нее характерно существование многопартийности. После распада СССР и ухода КПСС с политической арены появились реальные возможности формирования многопартийности в Республике Казахстан. В стране конституционно признано идеологическое и политическое многообразие.

Различаются три этапа многопартийности в нашей стране:

- 1-й этап: 1987-1989 г.г. - появление дискуссионных клубов, историко-просветительских обществ, движений гражданских инициатив и т. д.;

- 2-й этап: 1990-1994 г.г. - начало институционализации протопартийных структур в связи с принятием союзного Закона “Об общественных объединениях” 9 октября 1990 года, а в 1991 году аналогичного казахстанского закона;

- 3-й этап наступил с 1994 г., когда политические партии впервые получили возможность участвовать в выборах в представительные органы страны всех уровней.

- 4-й этап наступил с введением голосования на выборах в Мажилис по партийным спискам (квота на 10 мест, с преодолением 7-ми процентного барьера числа голосов избирателей).

Принятие в июле 2002 года Закона “О политических партиях” и внесение поправок в упомянутый документ в ноябре 2008 года изменило статус многих действовавших тогда политических партий РК. Этот Закон установил ряд новых требований, определяющих процесс образования и деятельности политических партий страны, и обозначил 5-й этап в развитии многопартийности в РК.

Согласно данному Закону, партия должна насчитывать не менее 40 тысяч членов, а в каждом регионе в партийных ячейках - не меньше 700 представителей, чтобы быть зарегистрированной Министерством Юстиции. Кроме того, в случае второго неучастия партии в выборах в Мажилис, предполагается ее ликвидация. Не допускается формирование политических партий по признакам профессиональной, расовой, этнической и религиозной принадлежности, а также деятельности в Казахстане политических партий других государств.

Аналитики на этом этапе различали четыре группы политических партий: проправительственные (созданы самой правящей элитой), лояльные (инициированные гражданами, не имеющие разногласий с властью), умеренно оппозиционные (готовые поддержать курс реформ, но не согласные с методами его реализации) и радикально оппозиционные (не согласные с властью, выступающие за кардинальные перемены в политической системе).

В стране наблюдается активизация партийных отношений, возрастает значимость политических организаций в общественно-политической и социально-экономической сферах. С другой стороны, у многих партий сходные политические программы и платформы. Например, партия “Нур Отан” основной политической целью обозначила активное участие в политической жизни общества; содействие претворению политических и экономических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных реформ рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан; утверждение социальной справедливости и сохранения стабильности в стране; укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Под этими словами подписались бы многие политические образования Республики Казахстан, т. к. все они в своих программах указали, в той или иной вариации, подобную цель.

На процесс становления партийной системы оказывают влияние следующие факторы: слабая структура социальных групп казахстанского общество, влияние мажоритарной избирательной системы, отсутствие четкой идейно-политической платформы и др. По-видимому, чтобы стать, наконец, влиятельной политической силой, количество партий в РК должно уменьшится, так как тенденция к их объединению, слиянию, видимо, сохранится.

На сегодняшний день в РК зарегистрировано 9 политических партий, а именно: Народно-демократическая партия “Нур Отан”; Демократическая партия “Ак жол”; Демократическая партия Казахстана; Партия Патриотов Казахстана; Казахстанская социал-демократическая партия “Ауыл”; Партия “Руханият”; Коммунистическая партия Казахстана; Коммунистическая Народная партия Казахстана; Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП февр.2007 г.). Таким образом, в Казахстане действует сравнительно небольшое число республиканских политических партийных организаций, официально прошедших необходимую процедуру регистрации в соответствующих инстанциях.

Политические реформы, осуществленные в 2007 году в Республике Казахстан, заложили новый принцип формирования состава Мажилиса. Теперь эту палату Парламента РК должны представлять депутаты, избранные только по партийных спискам (по избирательной системе пропорционального представительства). И это говорит о том, что в процессе развития многопартийности в РК наступил новый (6-й) этап.

Роль политических партий в РК неизмеримо возросла, так как теперь именно они, в основном, формируют депутатских корпус второй палаты Парламента РК (Мажилис). Кроме того, на заседаниях партийных фракций введено обсуждение кандидатуры будущего Премьер-Министра, именно партийные фракции должны определять, как голосовать депутатам, поэтому Премьер-Министр представляет партию парламентского большинства.

Все эти шаги в политической модернизации страны осуществляются для дальнейшей демократизации Казахстана, сохранения государственной стабильности. Создаются условия гибкого перехода государства на новый этап продвижения к гражданскому обществу, в котором будет создан эффект обратной связи в политической системе и будут надежно защищены интересы большинства населения, а не корпоративные интересы меньшинства.

Лекция 8. Национальная политика в РК, Казахстан – субъект международных отношений

8.1 Этнодемографическая ситуация в стране. Содержание национальной политики РК.

8.2 Принципы и направления внешней политики Казахстана.

Цель лекции: охарактеризовать основные принципы национальной политики независимого Казахстана, уяснить в чем заключается специфика геополитического положения Казахстана.

Содержание: показано, что обретение независимости Казахстаном поставило ряд новых вопросов в области национальной политики; охарактеризована этно-демографическая ситуация в стране; показана роль и значение Ассамблеи народа РК; раскрываются принципы внешней политики РК, а также ее важнейшие направления, успешно реализуемые в Республике в настоящее время.

8.1 Казахстан, имея огромную территорию (девятую в мире), имеет малочисленное население. Кроме того, доля титульной нации в структуре населения страны в результате ряда причин к концу 80-х годов 20 века составляла менее 40 %. В 1979 году из 14,7 млн. жителей казахов насчитывалось 5,3 млн., а русских — 5,9 млн. человек.

На численность казахов в структуре населения Казахстана повлиял целый ряд факторов, начиная с казахско-джунгарской войны и столыпинской аграрная реформы; национально-освободительные движения в Центральной Азии против царского самодержавия; установление советской власти в Казахстане; гражданская война в 1918-1920 годы; политический геноцид против казахского народа в период насильственной коллективизации и репрессии казахской элиты как "врагов народа" в 1937-1938 годы; потеря родины для военнопленных во время Второй мировой войны.

Все это привело к тому, что на сегодняшний день за пределами Казахстана в 43 странах мира проживает более 5 млн. или 30-35% от общей численности казахов. 80% из них живут в Узбекистане, КНР и в России. В Узбекистане – более 2 млн.; в Китае около – 2 млн.; в России около – 1 млн.; в Монголии – 83 тыс.; в Туркменистане – 74 тыс.; в Турции – 12 тыс.; в Кыргызстане – 10 тыс.; в Иране – 5 тыс.

Развал Советского Союза и последовавшие за этим стремительные изменения в социально-экономической и политической жизни, не могли не повлиять на состояние этнодемографической ситуации. Экономические трудности (особенно в первые годы реформ) стимулировали эмиграционные настроения среди населения. Кроме этого, ликвидация прежде существовавших культурных символов, олицетворявших советский народ (интернационализм, ощущение единой родины в рамках СССР, господство русского языка и культуры и т.д.) и утверждение новых культурных ценностей (рост этнического самосознания, расширение сферы применения государственного языка, переименование населенных пунктов) вызвали чувство глубокого неудовлетворения у большинства представителей славянского населения. Психологический дискомфорт стал одним из немаловажных факторов эмиграции русскоязычного населения.

С 1989 по 1999 годы население Казахстана сократилось с 16,46 млн. человек до 14,95 млн. человек (или 1,51 млн. человек). Процессы эмиграции, а также этническая специфика естественного прироста изменили этнический состав населения. Так, наблюдалось значительное снижение численности европейцев: немцев - в 2,6 раза; русских - в 1,3 раза; украинцев - в 1,6 раза; белорусов - в 1,5 раза. Отмечался рост численности представителей тюркоязычных народов: казахов, узбеков, уйгуров, турков. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в среде турков и узбеков - на 53,3% и 39,7%. Пик эмиграции пришелся на 1994 год, за которым последовала стабилизация миграционных процессов. В результате миграции Казахстан покинули люди преимущественно активного трудоспособного возраста (30 - 45 лет). Следствием этого стало старение населения, снижение рождаемости и рост смертности.

Усилия государства в сочетании с природной толерантностью народа не позволили деструктивным силам в стране и за ее пределами использовать пробудившееся национальное самосознание казахов и диаспор в неблаговидных целях. Тем самым было обеспечено единство общества. Стабилизирующую роль играет Ассамблея Народа Казахстана. Возрождаются культурно-духовные традиции и наследие, в стране активно работают национальные культурные центры всех основных этнических диаспор, проживающих в Казахстане.

В настоящее время межэтническая ситуация в стране остается достаточно стабильной. Согласно данным экспертных опросов, с точки зрения казахстанцев, в числе факторов, способных дестабилизировать общественную жизнь, межэтнические отношения занимают далеко не первое место. За прошедшие годы в Казахстане межэтнических конфликтов не произошло. Это стало следствием правильного определения государством приоритетов в укреплении межнационального согласия, общности культурно-ценностных установок среди подавляющего большинства населения. Сыграло свою роль и отсутствие исторических форм, традиций ортодоксального ислама в сознании казахов, а также отсутствие радикальных религиозных традиций в православной среде казахстанского общества.

Национальная политика регулирует и направляет деятельность и отношения между различными этническими сообществами. В демократическом государстве она определяет средства и методы, при помощи которых достигается межэтническое единство на основе экономических, политических и социальных рычагов, культуры и языка.

В своих выступлениях Глава государства неоднократно подчеркивал, что в основу Национальной идеи Казахстана должны быть заложены четыре фактора: национальное единство; сильная конкурентоспособная экономика; интеллектуальное, созидающее общество; построение Казахстана как уважаемого государства.

Основные принципы национальной политики в Республике Казахстан включают в себя: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка и религии; запрет любых форм ограничения данных прав граждан по соответствующим признакам; сохранение исторически сложившейся целостности Казахстана; гарантия прав народов республики в соответствии с Конституцией и нормами международного права; содействие развитию их национальных культур и языков и т.д.

Проводимая в стране политика уже дала свои первые результаты. Согласно состоявшейся в 2009 году национальной переписи населения, количество казахстанцев выросло и теперь составляет 16004,8 тыс. человек, а доля казахов во всём населении составила 63,1% (или 10,1 млн. чел). Перепись зафиксировала тенденцию к росту числа жителей Казахстана, сменившую период падения 2000 годов. Это объясняется сокращением эмиграции европейских этносов, увеличением темпов роста численности казахов (с +22,9% в 1989-1999 до +26,2% за 1999-2009 года) и сокращением темпов убыли русских (-15,3% за период между 1999-2009) и немцев (-49,6%). Самыми многочисленными национальностями по итогам переписи являются, как и раньше, казахи (10,1 млн.) и русские (3,8 млн.). Доля казахов после переписи 2009 года в населении страны 63,1% (53,4% в 1999 г.), русских – 23,7% (30,0%), узбеков – 2,8% (2,5%), украинцев – 2,1% (3,6%), уйгур – 1,4% (1,4%), татар - 1,3% (1,7%), немцев – 1,1% (2,4%), других этносов – 4,5% (5,0%). В результате неравномерной динамики естественного движения, а также величины и направленности миграций у разных этнических групп украинцы уступили 3-е место узбекам, а немцы - татарам и уйгурам.

8.2 В международные отношения вступают только те субъекты, которые обладают суверенностью, то есть достаточной независимостью. Например, Казахская ССР являлась государством, которое имело свое министерство иностранных дел, но самостоятельностью оно не располагало, всё согласовывалось в этом плане с соответствующим союзным министерством. Сегодня же Республика Казахстан - суверенное государство и представляет на международной арене интересы всех народов, проживающих на её территории. За короткий исторический период с момента объявления своей независимости Казахстан стал надежным и ответственным партнером в сфере международных отношений. Внешняя политика страны базируется на следующих важнейших основаниях: многовекторность; сбалансированность; прагматизм; конструктивный диалог, направленные на развитие двусторонних отношений и многостороннего сотрудничества.

Основными принципами внешней политики Казахстана, в соответствии со статьей 8 Конституции РК являются: уважение принципов и норм международного права; проведение политики сотрудничества и добрососедских отношений между государствами; мирное разрешение международных споров; равенство государств и невмешательство во внутренние дела друг друга; отказ от применения вооруженной силы.

Геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании в своем окружении зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности. Казахстанская дипломатическая служба решает задачу включения РК в мировые и региональные структуры, тесной интеграции со всеми государствами мирового сообщества, особенно, с государствами постсоветского пространства.

Прорыв Казахстана на мировую арену связан, в первую очередь, с активной внешнеполитической деятельностью главы государства. В период с 1990 года Президентом РК осуществлено более 200 государственных, официальных и рабочих визитов практически во все крупнейшие страны мира.

Казахстан, в целях обеспечения национальной безопасности, добился подписания Будапештского меморандума (1994 год) о гарантиях безопасности Казахстану со стороны России, США и Великобритании. Такие же гарантии были получены от Франции и Китайской Народной Республики.

В настоящее время Республика Казахстан признана более чем 100 государствами мира и имеет с ними дипломатические отношения, является полноправным и активным членом с 1992 года ООН и её структур. За годы членства в ООН Казахстан внес значительный вклад в обеспечение международного мира и безопасности. Наша страна занимает активную позицию по вопросам ядерного оружия, нераспространения оружия массового уничтожения, предотвращения конфликтов, борьбы с наркотрафиком, организованной преступностью, нелегальной миграцией, незаконной торговлей оружием. Эти усилия по сохранению и поддержанию мира в различных регионах планеты, конструктивные инициативы по различным аспектам международной безопасности были не только замечены, но и по достоинству оценены большинством стран. Не случайно, что в 2010 году Казахстан занимает почетное место председателя ОБСЕ. Избрание на столь высокий пост – это не просто дань уважения очевидным успехам страны на пути демократизации, но и оценка потенциала страны в плане ее возможностей по укреплению стабильности и разрешению сложных ситуаций в различных регионах мира, а также планомерной и эффективной работы по развитию и поддержанию стабильности.

Провозглашённый Казахстаном и проводимый курс многовекторности в мировой политике даёт свои ощутимые результаты. В этом плане особое место занимает подписанные соглашения о стратегическом и демократическом партнёрстве с США, стратегическом партнёрстве с Японией, соглашениях о мерах доверия вдоль границы в рамках проекта “шанхайская пятёрка”, договоры о дружбе с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Украиной, создание Таможенного союза и др.

Во внешнеполитическом развитии достойное место занимают взаимоотношения с бывшими соседями по СССР, теперь по СНГ. К сожалению, не оправдались многие надежды, которые связывались с созданием СНГ. Центробежная инерция оказалась сильней усилий по интеграции. И уже на протяжении десятка лет Содружество как организация переживает стагнацию, вызванную отсутствием реальных достижений и множеством нерешенных проблем. Не меньшее значение для республики имеют и такие направления внешнеполитической деятельности, как укрепление связей с Азиатским регионом, Азиатско-Тихоокеанское направлении, Развитие и укрепление связей с Европой и Америкой.

Таким образом, география международных связей Республики Казахстан охватывает практически все континенты.

Список рекомендуемой литературы

1. Акишев А.А. Политическая мысль Казахстана второй половины XIX – ХХ века. – Алматы, 1979.

2. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1993.

3. Ашин А.Г. Основы политологии. – Алматы, 1996.

4. Баласагунский Юсуф. Наука быть счастливым. – М., 1971; Благодатные знания. – М., 1984.

5. Власть. Очерки современной политической философии Запада // Отв. ред. В.В. Мишвиниерадзе. – М., 1989.

6. Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации // Полис. – 1999. – № 1.

7. Даль Р.А. Введение в теорию демократии. – М., 1992.

8. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. – 2004. – № 3.

9. Дьяченко С. и другие. Политические партии Казахстана // Справочник Алматы. – 1997.

10. Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право. Критика немарксистских политологических концепций. – М., 1983.

11. Зиманов С.З., Атишева А.А. Политические взгляды Чокана Валиханова. – Алма-Ата, 1965.

12. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. – М., 1990.

13. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись двух тысячелетий. – Л., 1992.

14. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. – 1991. – № 5.

15. Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой позиции // Полис. – 1998. – № 6.

16. Мельвиль А.Ю. Еще раз о сравнительной политологии и мировой

политике // Полис. – 2004. – № 5.

17. Миллс Р. Властвующая элита. – М., 1959.

18. Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии / Под ред. В.Г. Юстузова, А.П. Голикова. – СПб, 1995.

19. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

20. Нурпеисов Е., Котов А. Государство Казахстан: от Ханской власти к президентской республике. – Алматы: Жеты жаргы, 1995.

21. Нысанбаев А. Историческая практика защиты прав и свобод человека в Казахстане. – М., 1999. – № 4.

22. О них говорят (20 политических портретов). – М., 1989.

23. Платон. Государство. – Соч. в 3-х т. – Т. 3 (1). – М., 1971.

24. Платон. Политика. – Соч. т.3, ч. 2. – М., 1972.

25. Политическая система, государство и право в буржуазных и развивающихся странах. – М., 1988.

26. Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты // Под ред. В.Г. Ревуненкова. – Л., 1983.

27. Политические портреты. – М., 1989.

28. Пономарев В.А. Общественные организации в Казахстане и Кыргызстане (1987–1991) (опыт справочника). – Алма-Ата: МП «Глагол», 1991.

29. Поппер К. Демократия и народоправие // Новое время. – 1991. – № 8.

30. Проблема политического лидерства в советском обществе // Общественные науки. – 1989. – № 1-6; 1990. – № 1-2.

31. Рябов А.И., Чистяков В.Г. Политическая культура // Саясат 12. – 1995. – № 1.

32. Сартон Дж. Вертикальная демократия // Полис. – 1993. – № 2.

33. Семенова Л.Н. Конституция как зеркало политического режима // Мысль. – 1996. – № 2.

34. Становление гражданского общества в странах Центральной Азии. – Алматы, 1999.

35. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. – Свердловск, 1989.

36. Сулимов К.А. Политико-философское понимание политического

насилия: поиски смысла // Полис. – 2004. – № 3.

37. Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность // Полис. – 1992. – № 5-6.

38. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис. – 1992. – № 1-2.

39. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. – М., 1966.

40. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. – 1992. – № 4.

41. Шестопал Е. Оценка личности лидера // Полис. – 1997. – № 6.

42. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. – М., 1988.

Содержание

Введение

Лекция 1. Предмет политологии

Лекция 2. Власть

Лекция 3 Гражданское общество и правовое государство

Лекция 4. Демократия. Современные концепции и политическая практика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.2 сек.