КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V Высшее благо — см. Абсолютное благо
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ •. . А ^ Абсолютная ценность — ценность абсолютного блага, превышающая любые иные ценности. + Абсолютное благо — благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях А. б. — это единение с Богом и обретение жизни вечной. ^ Альтруизм — готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание. Апатия — бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков. 4, Атараксия •*- невозмутимость; согласно этической системе Эпикура идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от страха, ограничением в потребностях и удалением от общественных дел. Б - Безусловное благо — благо само по себе, а не при определенных условиях как средство достижения другого блага..н Бескорыстие — способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям. ^ Благо — объективная ценность для человека. Субъективно связано с чувством удовлетворения от его достижения или получения. *В некоторых определениях использованы мысли св. Фомы Аквинского, папы Иоанна Павла II, Ларошфуко и Р. Шпемана. Благодать — сверхъестественная (идущая от Бога) поддержка, укрепляющая установку человека на освобождение от зла и преодоление соблазнов и помогающая это осуществить. -ц Благоразумие — добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков. Входит в число основных христианских добродетелей.
Блаженство — состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном (см. Мф. 5: 3—11). В Вина — нарушение заповедей или морального закона, совершенное сознательно или по небрежности (невнимательности). ~(- Внимательность — способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая В. есть необходимая предпосылка чувствительной совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения. . Воля — духовная сила, направленная на достижение познанного разумом добра. В. также побуждает разум к постижению истины и добра. Г -^ Гедонизм — этическая система, принимающая в качестве абсолютного блага удовольствие, достигаемое субъектом. Г. исходит из того, что объективное содержание наших стремлений и поступков есть лишь средство для достижения удовольствия от их результата или даже самого процесса деятельности. Грех — добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога. Г. может превратиться в состояние души, ведущее к отпадению от Бога. А 4 Декалог — десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай (Исх, 20: 2—17), ставших основой иудейской и христианской морали. -•\ Добро — то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Добровольность (поступка) — отсутствие внешнего принуждения, заставляющего совершить этот поступок вопреки собственной воле, v Добродетель — состояние души, в котором человек нацелен на правильный моральный выбор и способен его совершать. Д. в религиозном смысле — отсутствие состояния греха и пребывание в единении с Богом. По Аристотелю, счастье состоит в том, чтобы жить добродетельно.
-{-Долг — представление субъекта о должном в конкретной жизненной ситуации. •^ Должное — то, что рекомендуется моральным или религиозным законом и вменяется человеку в обязанность его совестью. Е л Естественный моральный закон — само собой разумеющиеся представления о морали, не опирающиеся на авторитет религиозного закона. •+- Закон в морали — система моральных правил, позволяющих отличать добро от зла и давать моральную оценку совершенным поступкам и вариантам предстоящего выбора..^ Заповеди — моральные правила, основанные на Откровении, предписываемые религиозным учением. В христианстве различаются заповеди закона (см. Декалог) и заповеди любви (Мф. 22: 37—39). •^ Зло — то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. 3. обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. -^-, Золотой середины принцип — в этике Аристотеля представление 6 том, что каждая добродетель находится в середине между двумя крайностями. Фундаментальную роль играет благоразумие, лежащее между распущенностью и бесчувственностью к удовольствиям. И -f- Императив — требование, предъявляемое к человеку обстоятельствами или моральным законом. Интенция — ориентация воли на совершение определенных поступков. к Казуистика — искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать. Казус — уникальная ситуация, требующая для этической оценки изощренного анализа. •f- Категорический ммператиз — требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, К. и. требует от человека, чтобы каждый его поступок мог стать универсальным прецедентом. Компромисс — ситуация, в которой ее участники частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично гудовлстворить свои интересы, не потерпев морального урона. Конфронтация — ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участники К. полагают свое достоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись.
Л Легалистское мировоззрение — представление о том, что моральное поведение целиком основано на долге исполнения морального закона, а не на основе свободы и любви. -V- Лицемерие — это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Необходимость лицемерить свидетельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока. j. Личность — ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил. С религиозной точки зрения, человек является Л., поскольку он есть образ и подобие Бога (Быт, 1: 26). -^. Любовь — фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в Л. Бога и заповедях Иисуса Христа (Мф. 22: 37—39). М ^~ Милосердие — высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях. Мораль — общечеловеческие нормы и образцы поведения, принятые в некотором обществе. ^_ Моральное (нравственное) богословие — раздел богословия, изучающий проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основания морали. •y- Моральные нормы — характеристики соответствия поведения человека требованиям морального закона и транслируемым в обществе образцам морального поведения. -J- Моральный закон — совокупность моральных норм, религиозных заповедей и образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта, л. Моральный статус субъекта — показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали. Н -V Намерение — внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации. ^, Натуральное благо — благо, связанное с получением природных вещей и социальных преимуществ, обеспечивающих самосохранение, воспроизводство и счастье субъекта. Неустранимость происшедшего — невозможность превратить происшедшее в небывшее (изменить прошлое), заставляющая смотреть в глаза реальности, в которую мы погружены. •-\- Нравы — принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.
О .f Ответственность — способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него. -(-Относительное благо — благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей. . Ошибка — неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку. «. П Порок — сознательный отказ от добродетели. -)- Поступок — действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность. 9-Ю. Шрейдер 129 .f- Практический разум — разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям. •ч- Принцип реальности — убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью. Принцип согласия с действительностью — основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность. Принцип сочувствия — установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоций другого субъекта, чтобы найти путь к общему пониманию проблемы и аргументов. Р *. Разум — способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире. ^ Разумного эгоизма принцип — представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов. -^ Рациональная этика — попытка рационального обоснования моральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества. -у Реализм — принятие как реальности всего того, что уже произошло и неотменимо существует, и поиск в этой реальности морально лучшего решения. j. Реалистическая этика — этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность. Рефлексия — анализ акта мышления, в котором этот акт становится объектом догоняющей его мысли. •f- Решение — выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив. ^. Риск — отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату. С г Самосохранение — натуральное благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями. f Свобода — отсутствие принудительного давления, т. е. возможность отдаться естественным склонностям. С. есть условие творческого развития личности и морального поведения. •l Свобода воли — необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами. Благодаря С. в. человек выходит за пределы природной предопределенности. 4. Свобода выбора — возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей. Синергия — активное соучастие человека с Богом в деле спасения, подразумевающее активные усилия человека в преодолении греха и готовность принять помощь Бога. ^ Соблазн — ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку) или греху ради достижения какого-либо натурального блага"или ради извращенного удовольствия совершить дурное дело. «-)- Совесть — способность практического разума интуитивно оценивать верность субъекта моральному закону и обнаруживать подстерегающие его соблазны. С. реализует этическую внимательность и осуществляет контроль над решениями, которые предлагает разум. С. может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести. j- Справедливость — соблюдение естественной симметрии при распределении ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных симпатий, интересов и выгоды. - Средство — действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы. Стоицизм — пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу). Стыд — внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение становится явным. Счастье — абсолютное благо в эвдемонистических системах этики и фактически в любых натуралистических системах этики. Аристотель свел С. к достижению добродетельной жизни. У Удовольствие — высшее благо в этике гедонизма. Состояние У. может достигатся в результате получения какого-то натурального 9* 131 блага. Стремление к У. может вступить в противоречие с принципом реальности. . Условное благо — то, что обладает ценностью лишь постольку, поскольку необходимо для безусловного блага. •f Утилитаризм — этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества. У. видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности. Ф ^ Фанатизм — готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки. Фатализм — установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей. X ^- Христианская этика — этика, основанная на заповедях Иисуса Христа о любви к Богу и любви к ближним, а также на Евангельской проповеди. Ц •f- Цели — те блага, которых субъект стремится в конечном счете достигнуть в результате совершаемых им действий. Ценностно-безразличная свобода — свобода выбора, рассматриваемая безотносительно к ценностям имеющихся альтернатив. При таком понимании свободы ценность самого выбора стоит выше выбираемых ценностей, а совершенный выбор — дурной или хороший — уменьшает свободу выбирающего. Ценностно-ориентированная свобода — свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает. 4- Ценность — характеристика сравнительного достоинства того или иного блага. ^ Цинизм — подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью или общепринятостью, отказ от моральной самооценки. • Ч ,l, Честность — сознательное стремление избегать обмана и самообмана. 1 Честь — установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данному кругу. Э • Эвдемонизм — этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни. -}„ Эволюционная этика — этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфро-имсоном. •}• Эгоизм — установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими. v Эпикуреизм — разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий через состояние апатии. „ Этика — философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и логическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Лекция 1. Введение в предмет этики................................... 9 Этика, мораль и нравы 9 Этика — как философская рефлексия о морали 15 Многообразие этических систем 16 Иерархия ценностей: цели и средства 19 Лекция 2. Истинное благо: различные представления 21 Удовольствие или счастье? 21 Счастье быть добродетельным 23 Принцип золотой середины 24 Эволюционная этика 26 Может ли принцип удовольствия быть основой морали? 28 Лекция 3. Абсолютизм и реализм этических требований 33 Условное, относительное и безусловное благо 33 Утилитарные этические системы 35 Утилитаризм и альтруизм 37 Этический абсолютизм 38 Три формулировки категорического императива 39 Цель и средства 42 Корыстна ли религиозная этика? 46 Лекция 4. Реалистическая этика.......................................... 48 Принцип согласия с действительностью 48 Принцип становления личности 50 Неустранимость происшедшего 52 Абсолютизм моральных запретов 53 . Религиозная этика и гуманизм 55 Реалистическое отношение к счастью 57 Приоритет духовного 59 Лекция. 5. Принцип сочувствия.......................................... 61 Этика и практика......................................... 61 Принцип сочувствия как моральный закон.. 64 Лекция 6. Справедливость................................................... 69 Асимметрия справедливости........................ 69 Критерии справедливости............................ 71 Справедливость и милосердие..................... 74 Лекция 7. Совесть................................................................. 77 Сверхразумность совести............................... 77 Всегда ли следует слушаться совести?......... 78 Совесть и внимательность............................... 80 Совесть и стыд.................................................. 82 Лекция 8. Модель моральной рефлексии......................... 86 Как определить моральный статус субъекта?..................................................... 86 Формальная структура рефлексии.,............ 90 Алгебра комбинирования добра и зла......... 93 Лекция 9. Свобода и моральный закон............................... 99 Ограничивает ли мораль свободу?.................. 99 Ценностно-ориентированная свобода............ 101 Укорененность свободы в природе человека как основа томистской этики........................ 103 Естественная направленность к благу............ 105 Свободный выбор — акт воли и разума......... 106 Путь обретения свободы.............................. 108 Мудрость и милосердие............................... 110 Свобода и моральный закон....................... 111 Моральный закон Евангелия........................... 113 Лекция 10. Как возможна мораль? (Вместо послесловия)................................................. 116 Литература........................................................................... 124 Словарь основных понятий.............................................. 125 Учебное пособие Шрейдер Юлий Анатольевич ЛЕКЦИИ ПО ЭТИКЕ Зав. редакционно-издательским отделом Т. И. Балашова Редактор О. И. Процент Художник Б. В. Сурков Художественный редактор В. И. Пономаренко Технический редактор И. В. Пронина Корректор Л. Е. Кронская Оригинал-макет сверстан в Компьютерном центре МИРОСа Н/К Изд..№ ФЗО(ОЗ). Подписано в печать 24.10.1994. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Объем 8,5 печ. л. Тираж 20 000 экз. Заказ № 705. Цена договорная Московский институт развития образовательных систем 109004 Москва, Нижняя Радищевская ул., д. 10. Издание подготовлено совместно с ассоциацией „Полиграфист". Москва, ул. Прянишникова, 2а (Лицензия ЛР № 040577 от 26.01.93) Московская типография № 6 Комитета Российской Федерации по печати, 109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |