Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики




Концептуальные положения

Целевые ориентации

Цели обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.

По своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности.

Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

Ø научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

Ø природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

Ø последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

Ø доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

Ø прочности (повторение - мать учения);

Ø сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

Ø принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

Ø принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

Ø учета возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Особенности содержания

Содержание образования в традиционной массовой школе, сложилось еще в годы советской власти и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют "коридоры", внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны.

 

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

Ø регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур;

Ø централизации контроля;

Ø ориентации на среднего ученика.

Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".

Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав").

Методы усвоения знаний основываются на:

Ø сообщении готовых знаний;

Ø обучении по образцу;

Ø индуктивной логике от частного к общему;

Ø механической памяти;

Ø вербальном изложении;

Ø репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:

Ø самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель,

Ø планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

Ø итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

Таким образом, традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:

Табл 1.

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
Ø Систематический характер обучения Ø Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Ø Организационная четкость Ø Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Ø Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении   Ø Шаблонное построение, однообразие Ø Нерациональное распределение времени урока Ø На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Ø Учащиеся изолируются от общения друг с другом Ø Пассивность или видимость активности учащихся Ø Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика - 2 минуты в день) Ø Слабая обратная связь Ø Усредненный подход Ø Малая возможность индивидуального обучения  

 

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится аудитории лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов, экзаменов.

 

7.4.2. Педагогические технологии на основе личностной

ориентации педагогического процесса

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности обучаемых, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к учащемуся в традиционной технологии – атмосферу уважения, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.