Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические основы связи языка и мышления. Афазия. Ее виды

Мыслит. процессы совершаются в головном мозге человека. Управление разными психич. ф-циями более или менее строго локализовано в разных участках мозговой коры (согласно иссл-ям с-ры и деят-ти чел. мозга). Управление разными видами речевой деят-ти также локализовано в разных зонах мозговой коры, причем все эти зоны находятся обычно в левом полушарии коры головного мозга. Здесь же помещен центр по управлению движениями правой руки человека, т.е. его главного рабочего инструмента (у левши речевые зоны и центр управления левой рукой могут быть локализованы в правом полушарии), что служит психофизиологич. аргументом в пользу гипотезы о совместном становлении и развитии речевой, мыслительной и трудовой деят-ти ч-ка. Гол. мозг состоит из множ-ва (~ 10 миллиардов) нервных клеток (нейронов) и их соединений (аксонов). Нейроны образуют серое вещество коры головного мозга, нервные волокна - белое вещество мозга. Посредством волокон обеспечивается связь м/у клетками и соединение их в стр-ры, способные изменяться в зависимости от характера мыслит. деят-ти, а также в процессе накопления организмом жизненного опыта. Предполагается, что функцию долговременной памяти выполняют соединит. нервные волокна. Сочетания нейронов создают физиологич. основу образов, возникающих во всех участках коры в результате деят-ти мозга. Поскольку все нервные клетки мозга взаимосвязаны посредством аксонов, то возбуждение одного сочетания нейронов вызывает и другие сочетания, что приводит к образованию понятий. Формы, разновидности и величины нейронов неодинаковы (в нервной с-ме ч-ка, головном мозге). В важнейших отделах коры мозга находятся самые меньшие нейроны. Плотность расположения нейронов в разл. участках коры головного мозга неодинакова и разным является также количество нервных путей, подходящих к нейронам, => возникающие у человека трудности выразить мысль вербально могут получить объяснения с физиологич. точки зрения. Наличие в мозге различных речевых зон обеспечивает существование в сознании человека мыслей, способных воплощаться в вербальной форме (письм., слуховой, моторной, звуковой), тогда как мысли, основанные на сочетаниях нейронов других зон мозга, могут выражаться не в вербальной форме, н-р в форме комбинаций красок у художников, музык. звуков у композиторов, и т.д. Речевые” зоны и их локализация в гол. мозге ч-ка. В норме (у правшей) находятся в левом полушарии. Зона Брока – задний отдел нижней (3-ей) лобной извилины – управляет уст. речью. Зона Вернике – первая височная извилина – связана с пониманием устной речи. Теменно-затылочная часть лев. пол-ия управляет логико-грам. связями языка. С пр. пол-ем связано чувственно-образное, конкретное мышление, с левым п-ем, где расположены речевые зоны,- абстрактн. мышление. Руководство всеми участками мозга, как речевыми, так и неречевыми, осуществляют лобные доли, на к-ые приходится ~ 3/4 всего объема коры гол. мозга. Помимо этого, лобные доли выполняют ф-цию обучения, в них совершается также интеллект. работа, носящая творческ., нестереотипный хар-р. Локализация речевых зон в левой половине больших полушарий гол. мозга может: 1) свидетельствовать о наличии специфически речевого мышления; 2) несомненно указывает на постоянно существующею связь м/у речевой деят-тью ч-ка и всеми остальными видами его мыслит. деят-ти. Строение нашего мозга свидет-ет о наличии устойчивой связи трудовой, умств. и речевой деят-ти ч-ка. Афазия - разнообразн. по своему проявлению реч. расстройства, связанные с утратой ч-ком способности выражать свои мысли вербально (словесно) вследствие поражения определ. зон коры гол. мозга. В завис-ти от того, в каких местах гол. мозга фиксируется его поражение, выделяют след. виды афазии: 1) моторная а. - утрата способности выражать свои мысли в устной форме (в речи). Этот вид реч. расстройства связан с нарушением деят-ти задних отделов нижней лобной извилины, зоны Брока; 2) сенсорная а. - потеря ч-ком спос-ти понимать обращенную к нему устную речь. Вызывается обычно поражением височной доли коры гол. мозга, зоны Вернике; 3) динамич. а. - утрата спос-ти связной речи, отсутствие в речи, порождаемой больным, правильных граммат. связей м/у словами высказывания. Возникает при поражении лобных долей левого полушария коры головного мозга; 4) семантич. а. - потеря способности понимать и формулировать сложные высказывания, находить в памяти нужные слова для называния знакомых предметов. Вызвана поражением теменно-височных долей левого полушария мозга. Наблюдаются также речевые расстройства, связанные, н-р, с утратой способности выражать мысли в письм. форме (аграфия), что вызывается поражением затылочной области коры головного мозга, или с утратой способности понимать (читать) письм. текст (алексия), возникающей вследствие нарушения деят-ти зоны мозга, к-ая находится на стыке височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга. Обычно разл. виды реч. расстройств взаимосвязаны, и любая афазия в той или иной мере приводит к нарушению функций рече-двигат. аппарата.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пражский, Копенгагенский, Американский структурализм | К № 18. Язык и познание. Когнитивная лингвистика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.