Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и речь. Многоаспектность и историческая эволюция этих понятий. Проблема тождества и отличия языка и речи

В лингвистике принято различать 2 стороны яз. явлений – собственный язык и речь. Противопоставление языка и речи было предложено Ф.де Соссюром. Для него «всякий лингвистич. феномен представляет всегда 2-а аспекта, из которых каждый соответствует другому и без него не имеет значимости». Соссюр различал язык, речь и речевую деятельность, которая их объединяет. «Язык – только опред. часть, но важнейшая реч. деят-ти. С одной стор. – это социальный продукт речевой способности, а с другой – совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц». Язык – это готовый продукт, он никогда не предполагает преднамеренности. Язык – явление по своей природе однородное, это система знаков в которой естественно существенным является соединение смысла и акустического образа, оба эти компонента знака в равной степени психичны. Язык до такой степени есть нечто особое, что ч-к лишившийся дара речи, сохраняет язык, так как он понимает слышимые им языковые знаки. Речь Соссюр понимает как индивидуальный акт воли и разума, в котором следует различать комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своих мыслей и психофизический механизм, позволяющий ему объективировать свои комбинации. Речь в говорящем коллективе проявляется сумма всего того, что говорят люди. Она включает индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих, акты фонации зависящие от воли говорящих и необходимые для реализации этих комбинаций. Язык – есть социальное и психическая сторона РД, необходим, для того чтобы речь была понята и производила все свое действие. Речь – индивидуальная и психофизическая сторона РД. Различия речи и языка: 1. Язык – социален, является социальным продуктом и устанавливается индивидом уже в готовом виде, его конвенциональность не есть общественный договор. Речь – индивидуальна, это индивидуальный акт воли и понимания. 2. Язык противостоит речи как потенция ее реализации. Язык существует в мозге в виде грам. системы и словаря – реализация этих потенциальных возможностей происходит в речи. 3. Речь неустойчива, интуитивна и однократна. Язык – устойчив и долговечен. 4. Язык отличается от речи как существенная от побочного и белее или менее случайного. Существенными являются нормативные факты языка. Побочны и случайны колебания и индивидуальные отклонения в речи. Речь шире языка из-за возникающих потребностей выражения разнообразных мыслей. Язык как нормированное явление стремится ограничить речь определенными свойственными ему правилами – речь, напротив часто переходит за пределы этих правил, что приводит к изменению языковых норм

Речь: Своеобразное материальное сырье языка. Имеет в качестве исходной внешней формы своего существования членораздельные звуки.У многих народов эти звуки фиксируются искусственным путем с помощью письма.

2 осн. формы существования речи (но не языка!) – устная и письменная (в последнее время, в связи с развитием информационных технологий, все чаще говорят об еще одной форме речи – компьютерной/ электронной/ гипертекстовой).

В спонтанной речи может быть много случайного, индивидуального, ситуативного, не относящегося к языку.

Результат речи: Дискурс (в общем случае = текст, обусловленный ситуацией и рассматриваемый в связи с ней); Текст; «Языковой материал» вообще.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К № 18. Язык и познание. Когнитивная лингвистика | Текст (Т.) и дискурс (Д.). Типы дискурса как отражение культ.-яз. компетенции субъектов лингвок. сообщества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.