Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая деятельность. Виды РД. Речевая деятельность и речевое общение

Соссюр считал язык и речь двумя сторонами такого явления как РД – к-ая будучи одновременно физич., физиологич. и психической, помимо того относится к сфере индивидуального и социального. Язык – есть социальное и психическая сторона РД, необходим, для того чтобы речь была понята и производила все свое действие. Речь – индивид. и психофизич. сторона РД. Соссюр ввел понятие РД, чтобы показать что речь и язык находятся в диалектич. единстве и сосуществуют вместе, РД – свойство присущее ч-ку, она многообразна, имеет внешнюю (звуковую) и внутр. (психическую) стороны. РД включает в себя процесс расчленения мыслей посредством языка, процесс перевода ее из глубины чел. сознания во внешние материальные формы с помощью внутренней речи, а также в обратной последовательности процесс восприятия речи и усваивания ее содержания. Выделяют типы речи: 1. внутр. речь (внутр. проговаривание – речь про себя). 2. Речь дактильная – воспроизводящая слова при помощи определенных конфигураций пальцев и их движений. 3. Речь жестами – речь хар-ся своеобразными лексич. и граммат. закономерностями. 4. Речь письменная – вербальная (словесное) общение при помощи письменных текстов, оно может быть отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записями Вов время заседания). 5. Речь устная – вербальная (словесная) общение при помощи языковых средств воспринимаемых на слух. 6. Речь эгоцентрическая – обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Реч. деят-ть – деят-ть, орудием к-ой является язык и у к-ой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Т.о., различают 4 вида реч. деят-ти. Два из них производят текст — это говорение, письмо, и два из них осуществляют восприятие текста — это слушание и чтение. Как видим, язык здесь
воплощается в письм. форме (когда мы пишем и читаем) и в устной (когда мы говорим и слушаем).

РО – процесс установления и поддержания целенапр. прямого или опосредованного контакта м/у людьми при помощи языка. Мотив – потребность индивидов в обмене смысловой и оценочной информации. Цель – взаимодействие участников общения в разл. сферах своего существования и воздействие друг на друга в целях коммуникации разнообразных типов. РО бывает офиц. и неофициальным, публичным и не публ.. Обращение к тому или иному виду РО задается ситуацией и индивид. особенностями говорящих и слушающих. РО зависит от коммуникат. ситуации и обуславливается ею.

РО — обмен инфо (текстами), в таком обмене действуют по крайней мере двое — передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем реч. взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами яз. ср-ва и тактику реч. ходов. В сущности, в любой реч. деят-ти так или иначе происходит общение: читая научн. статью или рассказ, я «общаюсь» с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

Общение — сложное явление, к-ое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией — со стороны индивид. и групповых черт общающихся с позиции соц. ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой — со стороны специфики яз. и реч. единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров, и др.; этнографией — со стороны нац. и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядового; даже врачи-психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодоления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Текст (Т.) и дискурс (Д.). Типы дискурса как отражение культ.-яз. компетенции субъектов лингвок. сообщества | Теория речевых актов как область пересечения теории коммуникации и лингвистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.