Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная типология языков. Основные функции языка и его общественные функции

Функциональная типология, таким образом, исследует не общий тип языка, не общий способ выражения грамматических отношений, или преобладающий в данном языке общий способ, а частные типы в нем, т.е. типы формальной репрезентации универсальных семантических зон, понятийных полей, лингвистических континуумовПредмет функциональной (социолингвист.) типологии языков состовляют сходство и различия м/у языками в объеме их обществ. ф-ций и сферу потребления, а также в соц. оценках языков людьми. Сложность состоит в том, что социолингвистические и коммуникативные различия между языками мира многочисленны, глубоко содержательны, разнообразны, разноплановы или разнородны и поэтому достаточно независимы друг от друга. В ФТ как и в области лексической типологии не удается выстроить многомерные типологические классификации языков, здесь пока идет поиск типологически значимых признаков языков. На этой основе строятся социолингвист. Хар-ки языков, однако понятие функцион. тип языков еще не выработан, так как отдельные и существенные социолингвист. хар-ки языков не удается представить как комплекс взаимосвязанных признаков. Ф-ции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Однако основные базовые функции выделяют все. К основным ф-циям относят коммуникативную и когнитивную.

Коммуникат. ф. проявляется в назначении языка служить орудием, средством при передаче информации, обмене мыслями и сообщении о переживаемых эмоциях. Конечно, наряду с вербальным языком (словесным), мы используем и средства невербального общения (жесты, мимику, позы), которые дополняют звуковую речь, выражая чувство или побуждая к действию. Однако они не могут выразить расчлененных понятий и связных мыслей. Когнитивная (мыслеобразующая или познавательная) функция тесно связана с первой. Базовые ф-ции языка проявляются в частных: эмотивной, эстетической, метаязыковой, апеллятивной, контактоустанавливающей, в ф-ции хранения и передачи национального самосознания, традиций, истории народа и в некоторых других. Эмотивная ф. проявляется в выражении настроений, эмоций путем подбора слов, использования определенного типа интонации: У него такая физиономия! Метаязыковая ф. обнаруживается тогда, когда возникает необходимость в объяснении непонятного слова или какого-либо языкового факта: С лог – это минимальная произносимая единица. Апеллятивная (регулятивная) ф. наблюдается в тех случаях, когда говорящий побуждает слушающих к каким-либо действиям: Возьми ручку, пожалуйста. Контактоустанавливающая ф. – это функция создания и поддержания контакта между собеседниками. Она выражается обычно словами и фразами речевого этикета: Здравствуйте! Как поживаете? Всего вам доброго. Эстетич. ф. проявляется в эстетическом воздействии языка художественной литературы на читателя. Ф-ция хранения и передачи нац. опыта обнаруживается во многих языковых явлениях, и в частности в значениях слов и во фразеологич. оборотах типа кафтан, тяжела шапка Мономаха.

В уч. заведениях языки выполняют 3 основные учебно-педагог. ф-ции: 1. Язык используется как вспомогательное средство при обучении др. языку. 2. На языке ведется преподавание (обучение). 3. Язык является учебным предметом. СОЦ. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ Ф-ЦИИ: Язык является соц. категорией, т. е. выполняет определенные функции в обществе. К таким ф-циям можно отнести ф-цию воздействия (с помощью языка один ч-к воздействует на другого, н-р, начальник отдает распоряжение подчиненным). Др. ф-ции – ф-ция общения, ф-ция формирования и выражения мыслей и т. д. Воздействие соц. среды на язык и речевое поведение людей изучает социолингвистика – особое направление в язык-ии, к-ое возникло и сформировалось в самостоят. научную дисциплину в ХХ в. В разных ситуациях общения необходимо использовать разные яз. ср-ва. Это хорошо понимали задолго до возникновения социолингвистики. Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс называется яз. социализацией, т. е. языковым «вхождением» в данное общество, его тоже изучает социолингвистика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Языковая ситуация и ее компоненты. Типы яз-вых ситуаций и обусловливающие их факторы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.