Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен на потребительском рынке Украины и их характеристика




В зависимости от сферы обслуживания национальной экономики с учетом особенностей различных ее сфер цены классифицируются на:

• оптово-отпускные цены (цены на промышленную продукцию, а также на товары при оптовых закупках и продажах);

• закупочные цены (цены на продукцию сельского хозяйства, они играют туже роль, что и оптово-отпускные цены);

• сметные цены (это цены на продукцию строительства, сметная стоимость строительного объекта в целом и усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта, например за 1м2 жилой площади, 1м2 малярных работ);

• розничные цены (цены, по которым продукция реализуется населению в розничной сети);

• цены на услуги называемые тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) различают следующие виды цен - ФРАНКО. Иными словами цена ФРАНКО - это цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова "франко". Франкование цен широко используется как во внутренний, так и в международной торговле. В практике отечественного ценообразования наибольшее распространение франкование цен приобрело на железнодорожном транспорте. В этой области действуют такие виды франко:

- «франко станция отправления» (когда транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх заданной цены);

- «франко станция назначения» (когда транспортные расходы включены в цену до станции назначения);

- «франко вагон станция отправления» (когда транспортные расходы включают и расходы, связанные с погрузкой товара в железнодорожные вагоны до момента отправления);

- «франко вагон станция назначения» (когда транспортные расходы включают и расходы, связанные с погрузкой и выгрузкой товара и доставке его потребителю);

– «франко склад поставщика» (когда в цену товара включены только расходы, связанные с отпуском товара со склада поставщика);

- «франко склад покупателя» (когда транспортные расходы включены в цену товара на всех этапах его следования вплоть до доставки его на склад покупателя).

В зависимости от порядка установления и в соответствии со статьей 6 Закона Украины от 03.12.90 г. № 507-ХII "О ценах и ценообразовании" с изменениями и дополнениями от 05.03.98 г. № 184/98 - ВР, независимо от форм собственности, установлены следующие виды цен:

государственные (фиксированные); регулируемые; свободные (договорные).

Государственные (фиксированные) цены - это цены (тарифы), которые устанавливаются специальными постановлениями правительства и решениями региональных органов самоуправления на отдельные виды продукции или услуги, которые имеют особое социальное значение и являются, строго фиксированными (тарифы на электроэнергию, отпускаемую для населения, тариф на перевозку грузов, пассажиров, багажа железнодорожным транспортом, цены на проезд в городском транспорте, квартплата, ряд услуг социальной сферы и др.).

Государство может фиксировать цены тремя способами:

• введением государственных прейскурантных цен;

• «замораживанием» свободных рыночных цен;

• фиксированием цен предприятий-монополистов.

Как показывает мировой опыт, практически во всех странах, правительства в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие. Обычно государство устанавливает цены на товары, от которых зависит уровень всех других видов цен: уголь, нефть, газ, электроэнергия, услуги городского транспорта, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя их на определенном уровне, государство оказывает влияние на всю систему цен. Если государство вмешивается в политику цен, то это приводит к возникновению дефицита при росте спроса на товар и возникновению ценовых диспропорций, вызванных установлением ценовых дотаций на ряд жизненно важных товаров. Такие дотации необходимы, если оптовые цены на товары (например, на продукты питания) устанавливаются значительно выше розничных цен.

Второй способ фиксирования цен — это «замораживание» на определенное время рыночных цен. Практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию.

У государства имеется возможность зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение определяется долей участия предприятия на рынке производимого и реализуемого товара, которая дает ему возможность самостоятельно или действуя другими хозяйствующими субъектами оказывать решающее влияние на конкурентов, затруднять доступ на рынок другим компаниям и извлекать выгоду за счет взвинчивания цен, ущемляя при этом интересы своих партнеров и потребителей.


Регулируемые цены (тарифы) -это такие цены, рост которых ограничивается государством. Для этого применяются следующие способы:

1) установление предельного уровня цен на отдельные товары;

2) установление предельного уровня рентабельности к себестоимости или предельного уровня торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в процентах к оптово-отпускной цене;

3) введение косвенных налогов на определенную группу товаров (НДС, акцизный сбор);

4) определение лимита разового повышения цен на конкретные товары.

Перечень таких товаров, цены на которые подлежат регулированию и перечень продукции и товаров для населения, на которые осуществляется регулирование размера торговых и снабженческо-сбытовых надбавок путем установления предельного уровня рентабельности ежегодно утверждается органами власти (распоряжением Минфина Украины, глав областных государственных администраций).

Свободные цены - это цены, которые устанавливаются в зависимости от спроса и предложения по договоренности без ограничения размера прибыли. Но поскольку продавец заинтересован продать свой товар как можно дороже, а покупатель купить его как можно дешевле, цена в конечном счете устанавливается с учетом их экономических интересов.

Однако, государство может оказывать свое влияние и на рыночные цены.

В системе свободных рыночных цен государство может устанавливать определенные условия, которые бы ограждали участников рынка от недобросовестной конкуренции. Для этого вводится ряд запретов:

1) на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне;

2) на вертикальное фиксирование цен — запрет для производителей навязывать свои цены поставщикам и торговле;

3) на демпинг, представляющий собой продажу товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.

Такие запреты существуют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Законом Украины от 22.05.97 г. "О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий" введено новое понятие - обычная цена, которое первоначально касалось плательщиков налога на прибыль предприятий и НДС, исключительно в тех случаях, которые были определены соответствующим налоговым законодательством. Закон Украины от 24.12.2002г. № 349-1У
“О внесении изменений в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” внес коррективы в определение обычной цены, согласно которым «обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора».

Примером обоснования уровня обычных цен (что было предусмотрено и старой редакцией п. 1.20 Закона о прибыли), если в течение отчетного периода предприятие осуществляло продажу товара связанным лицам и имели место бартерные операции может быть следующий (табл. 2.1).

Источником погашения суммы налогового обязательства по НДС с разницы 3312 грн. будет прибыль, остающаяся после налогообложения.

Во втором случае, можно и не предоставлять обоснование, сославшись на нормы первого абзаца пп. 1.20.1 ст. 1 Закона о прибыли, что обычная цена определялась как цена договора, которая соответствует уровню справедливых рыночных цен.

Но если органу налоговой службы удастся доказать, что договорная цена является ниже справедливой рыночной, то использование такой договорной цены в качестве обычной неправомерно и повлечет за собой штрафные санкции. Это означает, что сам плательщик при обосновании обычной цены, во избежание претензий контролирующих органов, должен контролировать соответствие договорных и справедливых рыночных цен, и при их несоответствии устанавливать обычную цену на уровне справедливой.

В случае продажи товаров без оплаты или с частичной оплатой в рамках бартерных операций база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычной цены (п. 4.2 Закона об НДС).

Так как согласно пп. 7.2.1 этого же Закона при продаже товара покупателю выдается налоговая накладная, в которой, в частности, указываются цена продажи товара (фактическая) без учета НДС и общая сумма денежных средств, подлежащая оплате с учетом налога, то при продаже товара по цене ниже обычной продавец выписывает две налоговые накладные:

- на продажную (фактическую) стоимость товара – первый ее экземпляр предоставляется покупателю, второй – остается у продавца;

- на разницу между обычной ценой и фактической ценой продажи товара.

Эта накладная покупателю не выдается, оба экземпляра остаются у продавца.

Выписываются обе накладные под одним номером, причем на второй делается дополнительная отметка (например, «доп.» через дробь), по которой сразу можно будет определить, что данная налоговая накладная выписана на сумму разницы между обычной ценой и фактической ценой продажи. Данные обеих накладных заносятся продавцом в Книгу учета продажи товаров (работ, услуг).

Если предприятие по бартерному контракту продало товар за 10800 грн., в т.ч. НДС – 1800 грн. Первоначальная стоимость товара – 10000 грн. без учета НДС.

Ввиду того, что товар не продавался другим покупателям и первоначальная его стоимость соответствует ценам, сложившимся на рынке идентичных товаров, за обычную цену принимается первоначальная стоимость данного товара.

В таком случае предприятие выписывает две налоговые накладные:

- № 12 на общую сумму 10800 грн.,

- № 12/доп. на общую сумму 1200 грн. (1000 · 120% - 10800).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.