Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая оценка природных ресурсов и эффективность природоохранной деятельности




Эрроу

Механизмы общест венного выбора. Теорема невозможност и

 

Поскольку целевое качество окружающей среды является результатом реализации государственных экологических программ, финансируемых за счет бюджетных средств, в мировой практике для определения целевых его параметров применяются механизмы общественного выбора.

 

Любой механизм общественного выбора представляет собой порядок, в соответствии с которым индивидуальные предпочтения трансформируются в общественно упорядоченные.

 

На сегодняшний день существует два механизма общественного выбора: прямая и представительная демократия.

 

Прямая демократия предполагает непосредственное участие в голосовании каждого индивида, что позволяет ему самостоятельно демонстрировать свои предпочтения. Представительная демократия заключается в том, что избранные и делегированные в государс твенные органы представители определенных социальных групп отстаивают там

 


интересы своих избирателей. В результате общественный выбор осуществляется с учетом индивидуальных предпочтений.

 

И прямая, и представительная демократия предполагают, что решение принимается в том случае, если за него проголосовало большинство участников выборов. Правило большинства голосов означает, что из двух альтернатив первая предпочтительнее для общества, чем вторая, тогда и только тогда, когда большинство предпочитает эту альтернативу.

 

Однако исследования общественного выбора доказали, что при голосовании по принципу большинства голосов ни од ин механизм не способен обеспечить учет всех без исключения индивидуальных предпочтений. Этот феномен называется парадоксом голосования, и в наиболее законченном виде он представлен в теореме невозможности, сформулированной К. Эрроу.

 

По мнению Эрроу, для того, чтобы общественный выбор адекватно отражал индивидуальные предпочтения, он должен отвечать следующим условиям:

 

 
При любом данном наборе совершенно упорядоченных, рефлексивных и транзитивных индивидуальных предпочтений механизм принятия общественных решений должен обеспечивать такие общественные предпочтения, которые характеризуются всеми этими тремя свойствами2.

 

 
Если каждый индивид предпочитает альтернативу А альтернативе

В, то и общественный выбор отдает предпочтение той же альтернативе.

 

 
Предпочтения в отношении двух альтернатив А и В не должны зависеть от ранжирования других альтернатив.

 

Эрроу доказал, что общественный выбор невозможен без нарушения по крайней мере одного из перечисленных условий. В частности, при голосовании по принципу большинства нарушается первое условие Эрроу транзитивность предпочтений.

 

Чтобы доказать это, предположим, что три индивида – Иванов. Петров и Сидоров – должны осуществить выбор среди трех альтернатив А, В и С, давая им оценку по трехбалльной шкале (где 3 – высший балл). Допустим, что были получены следующие результаты голосования:

 

2 Упорядоченность и ли сравнимость предполагае т, ч то любые две аль тернативы можно сравнить между собой, и индиви д в сос тоянии выбрать о дну из ни х. Рефлексивность означае т, что любая аль терна тива, по крайней мере, не ху же самой себя. Транзитивность предпо лагае т, ч то если а льтерна тива А предпочти тель нее В, а В – пре дпочти те льнее С, то А обязате льно долж на предпочи та ться боль ше, чем С.

 

 


 

  A B C
Иванов      
Пет ров      
Сидоров      

 

 

Таблица говорит о том, что Иванов и Сидоров предпочитают альтернативу А альтернативе В, Иванов и Петров – альтернативу В альтернативе С, Петров и Сидоров – альтернативу С альтернативе А. Следовательно, для большинства альтернатива А предпочтительнее В, а альтернатива В – чем С. Согласно правилу транзитивности, никто не может предпочитать альтернативу С больше, чем А. Однако мы видим, что в данном случае это правило не соблюдается.

 

Основной моделью прямой демократии является модель медианного (среднего) избирателя. Медианный избиратель делит электорат на две половины, одна из которых предпочитает большее, а другая – меньшее количество государственных расходов на реализацию той или иной программы (в нашем случае, по обеспечению целевого качества окружающей среды). Равновесная величина государственных расходов в модели медианного избирателя точно соответствует предпочтениям среднего избирателя. Но при голосовании по принципу большинства голосов в силу нарушения условия транзитивности не исключена возможность существования множественного, а не единственного равновесия, поскольку предпочтения индивидов могут сгруппироваться таким образом, что у них будет несколько точек максимума.

 

В условиях представительной демократии на результаты голосования влияют интересы отдельных индивидов, их групп и представителей законодательной власти. Представительная демократия позволяет использовать выгоды от специализации депутатов на определенных проблемах. В то же время возможно принятие решений, противоречащих интересам большинства, под воздействием групп особых интересов.

 

Таким образом, определение оптимального качества окружающей среды как общественного блага в рамках существующих механизмов общественного выбора часто происходит без учета предпочтений определенной части индивидов.

 

 


ЛЕ КЦ И Я 6

 

 

В оп р осы л екц ии

 

 
Основные методы экономической оценки экологических благ и природных ресурсов.

 
Экономическая оценка природных ресурсов и экологических благ на основе методов декларированных и выявленных предпочтений

 
Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

 
Показатели эффективности природоохранных мероприятий

 

 
Учет факторов времени, риска и неопределенности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.