Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки инструментов экологической политики




 

Экологическая политика применяет инструменты как пр ямого (direct), так и косвенного (indirect) регулирования. Инструмент ы прямого регулирования предполагают непосредственное воздействие на поведение индивидов при помощи моральных, правовых и других социальных норм. Косвенное регулирование опирается на экономические стимулы. Оно включает: 1) методы негативной мотивации, предполагающие изъятие части дохода субъектов, нарушающих экологические нормы и 2) методы позитивной мотивации, предполагающие вознаграждение субъектов, соблюдающих экологические нормы и занимающихся природоохранной деятельностью.

 

Каждая из двух указанных групп инструментов эколого -

экономического регулирования имеет свои достоинств и недостатки.

 

Прямое регулирование характеризуется следующими преимуществами:

 

 
Установленные и доведенные до сведения предприятий и домашних хозяйств меры нормативно-правового и административно-контрольного регулирования служат достаточно действенным инструментом достижения целевого качества окружающей среды.

 

 
Соблюдение установленных норм легко контролировать орг анам государственного управления.

 


 
 
Его главными недостатками являются: Способность тормозить инновационный процесс. Отсутствие гибкости в принятии экологических решений.

К преимуществам косвенного регулирования принято относить то, что его меры:

 

 
Формируют устойчивые стимулы к сокращению загрязнения окружающей среды, в том числе, посредством инноваций.

 

 
Обеспечивают гибкость механизма эколого-экономического регулирования.

 

 
Создают условия для самостоятельного выбора предприятиями стратегии природоохранной деятельности.

 

 
Посредством механизма ценообразования способствуют сохранению природных ресурсов для будущих поколений.

 

 
Обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.

 

Его типичными недостатками являются:

 

 
Сложность точного установления начального уровня платы за эмиссию загрязняющих веществ и связанная с этим непредсказуемость конечного результата природоохранной деятельности.

 

 
Высокая чувствительность к инфляции, требующая постоянной корректировки размеров платежей.

 

 
Риск снижения конкурентоспособности продукции национального производства на международных рынках вследствие роста совокупных природоохранных издержек.

 

При выборе определенной модели экологической политики важно подобрать такие инструменты и их комбинации, которые позво лят решить конкретную задачу с наибольшей эффективностью. Спецификой экологических проблем является то, что они большей частью не могут быть решены рыночным путем, и поэтому необходимо активное вмешательство государства.

 

При выборе инструментов экологической политики используются следующие критерии:

 

Ø Экономическая эффективность. Поскольку экологическая политика требует расхода ресурсов и ведет к потерям ВНП, необходимо стремиться к минимизации издержек на ее реализацию.

 

Ø Информационное обеспечение. Необходимо учитывать, какой вид информации требуется, в каком объеме эта информация может быть технически обеспечена и сколько она будет стоить.

 

 


Ø Издержки управления. Нужен учет расходов на экологический мониторинг и другие формы контроля за применением инструмента экологической политики.

 

Ø Взаимосвязь с другими видами политики. Следует помнить о взаимодействии и взаимовлиянии различных видов политики, в том числе экономической, а также учитывать наличие оппозиции экологическим решениям со стороны отдельных политических кругов (как правило, промышленных лобби). Например, решение о введении или увеличении экологического налога несовместимо со стимулирующей фискальной политикой.

 

Ø Временной лаг. Здесь учитывается разрыв во времени между принятием решения о применении инструмента экологической политики и получением ожидаемого результата. Степень реакции субъектов экономики на отдельные меры экологического регулирования может быть самой разной.

 

Ø Степень серьезности экологической проблемы. Если проблема считается очень серьезной (например, существует угроза здоровью и жизни людей), то можно пренебречь критерием экономической эффективности.

 

Ø Тип проблемы. В зависимости от того, о каких объектах и подсистемах окружающей среды идет речь, применяются различные комбинации инструментов экологической политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.