Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические субсидии




Инструменты косвенного эколого-экономического регулирования

 

Несмотря на то, что многие экологические проблемы связаны с провалами рынка и его неспособностью к их радикальному решению, экологическая политика широко использует инструменты косвенного эколого-экономического регулирования. В их основе лежит рыночный подход к мотивации экологически ответственной деятельности пр и помощи воздействия на издержки и выигрыши экономических субъектов через систему экономических стимулов,

 

К наиболее распространенным инструментам косвенного эколого - экономического регулирования относятся: 1) экологические субсидии; 2) инструменты системы экологического налогообложения; 3) инструменты кредитной системы; 4) инструменты системы страхования; 5) рынок прав (разрешений) на загрязнение окружающей среды.

 

 

Экологическая субсидия – это выплата или налоговая льгота, предназначенная для покупки природоохранного оборудования или реализации природоохранных мероприятий. В отличие от налогов и штрафов, которые являются инструментом наказания субъектов, загрязняющих окружающую среду, субсидии предназначены для поощрения их природоохранной деятельности. Они могут выступать в виде прямых выплат, дотаций, налоговых льгот и займов с пониженной процентной ставкой.

 

Теоретическое обоснование этого инструмента эколого - экономического регулирования дано в рамках теории прав собственности, включая подход Коуза, утверждавшего, что право загрязнять окружающую среду является неотъемлемым атрибутом любой экономической деятельности.

 

До недавнего времени предприятия-производители пользовались окружающей средой совершенно бесплатно, поэтому введение платы за

 


природопользование часто воспринимается как необоснованное требование государства. Эту проблему помогает решить субсидия, которая противопоставляется экологическому налогообложению, так как в данном случае предприятие, вместо того, чтобы самому платить за загрязнение, получает средства на природоохранную деятельность.

 

Экологическая субсидия выступает в двух основных формах: субсидия на приобретение природоохранного оборудования и с убсидия на единицу снижения уровня загрязнения.

 

Субсидия на приобрет ение природоохранного оборудования позволяет сократить издержки предприятия-загрязнителя, связанные с внедрением природоохранных технологий. С теоретической точки зрения такая субсидия служит для интернализации положительных внешних эффектов, обусловленных потреблением природоохранного оборудования. Например, если субсидия выдается для покупки определенного типа природоохранного оборудования (например, газопромывателя), то конечным результатом станет повышение спроса на это оборудование, вызванное снижением его цены. Равновесие на рынке такого товара будет достигнуто в том случае, если субсидия в точности равна предельному внешнему выигрышу (MEB), соответствующему оптимальному объему выпуска данного товара. Такой тип субсидии получил название субсидии Пигу (пигувианской субсидии) по аналогии с налогом Пигу (пигувианским налогом).

 

На рис. 9.4.1 представлена модель экологической субсидии на приобретение природоохранного оборудования на примере гипотетического рынка газопромывателей, который описывается следующими уравнениями:

 

MSC = 70 + 0,5 Q; MPB = 350 – 0,9 Q; MEB = 56 – 0,2 Q;

MSB = MPB + MEB = 406 – 1,1 Q,

 

где Q – количество газопромывателей, произведенных за год, MSC – предельные общественные издержки, MPB – предельный частный выигрыш, MEB – предельный внешний выигрыш, MSB – предельный общественный выигрыш.

 

Рыночное равновесие достигается в точке пересечения кривых MSC и MPB, которой соответствует равновесное количество Q = 200 (шт.) и равновесная цена P = 170 (млн. долл.). Однако если принять во внимание внешние выигрыши, экономически эффективное равновесие будет достигнуто в точке пересечения кривых MSC и MSB с координатами Q* =

210 (шт.) и P* = 175 (млн. долл.). Поскольку внешние выигрыши от очистки

атмосферного воздуха не учитываются в рыночной цене и не улавливаются рынком, реальный выпуск газопромывателей и их реальная рыночная цена

 


ниже оптимального уровня. Если потребителям газопромывателей, то есть предприятиям-загрязнителям, предоставить субсидию в размере s = MEB, они приобретут большее их количество. В нашем примере s = MEB = 56 –

0,2 (210) = 14 (млн. долл.), на графике показана при помощи отрезка KL.

Цена, выплачиваемая предприятиями-загрязнителями, будет равняться равновесной цене за вычетом субсидии, то есть (P* – s) или (175 – 14) = 161 млн. долл.

 

P

 

MSC

 


 

Pe = $175

 

Pc = $170

 

Pe – s = 161


K

Субсидия = $14 млн.

 

 

L

MSB


 

MPB

 

 

0 Q


Qc = 200


Qe = 210


 

 

Рис. 9.4.1. Модель экологической субсидии на приобретение природоохранного оборудования

 

Однако, как и в случае налога Пигу, главной проблемой субсидирования является невозможность точного измерения внешнего выигрыша. Выразить в деньгах предельный внешний выигрыш в виде улучшения здоровья людей или состояния экологических систем в лучшем случае трудно, а чаще всего – невозможно. Поэтому маловероятно, что использование субсидий на покупку природоохранного оборудования приведет к эффективному распределению ресурсов. Однако за счет более низкой цены они действительно способны активизировать его приобретение.

 

У субсидий как инструмента эколого-экономического регулирования есть и другие недостатки. Чаще всего их критикуют за то, что они лишают загрязнителей стимула искать альтернативные способы решения экологических проблем. Субсидии позволяют фирмам экономить, отказываясь от других, более дорогостоящих, но, возможно, и более эффективных альтернатив. Кроме того, субсидии могут тормозить технологическое обновление в области природоохранной деятельности, поскольку фирмам выгоднее использовать старое оборудование,

 


поддерживаемое субсидиями, чем внедрять другие технологии, на которые субсидирование не распространяется. Наконец, субсидирование обеспечивается за счет средств государственного бюджета, то есть его финансирование обеспечивают либо налоговые поступления, либо государственный долг. В результате ресурсы общества перераспределяются в пользу предприятий-загрязнителей, что противоречит современным принципам экологической политики.

 

Еще одним видом экологического субсидирования являются субсидии, основанные на объемах предот вращенных эмиссий. В этом случае государство выплачивает предприятию-загрязнителю субсидию в расчете на каждую единицу очистки окружающей среды ниже некоторого заранее установленного уровня. Такая субсидия рассчитывается по формуле:

 

S = s (Z 0 – Zi),

где Z 0 – заданный уровень, Zi – реальный уровень очистки. Достоинством этого типа субсидии, в отличие от субсидии на

приобретение природоохранного оборудования, является то, что она

устанавливается вне зависимости от метода природоохранной деятельности, тем самым не препятствуя технологическим усовершенствованиям. С другой стороны, субсидия на единицу предотвращенного загрязнения может вызвать противоположный эффект, не предупреждая, а усиливая загрязнение окружающей среды. Причиной этого является снижение издержек предприятия-загрязнителя, что, в свою очередь, способствует увеличению его прибыли. Если для данной отрасли характерны низкие барьеры для входа новых фирм, высокая прибыль может привлечь в нее предпринимателей из других отраслей. Поэтому в долгосрочной перспективе, несмотря на то, что каждый отдельно вз ятый загрязнитель будет сокращать свои эмиссии, в среднем уровень загрязнения возрастет за счет прихода в отрасль новых фирм.

 

Присущие экологическим субсидиям недостатки не мешают их применению в мировой практике эколого-экономического регулирования. Так, в Италии применялось прямое субсидирование отраслей, внедряющих современные малоотходные и безотходные технологии. В США субсидии широко использовались для финансирования государственных экологических проектов, а также для стимулирования энергосбережения, например, покупки энергосберегающих осветительных приборов и лампочек. Во многих странах субсидии в форме налоговых льгот используются для стимулирования деятельности по переработке отходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.