Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, функции и методы социологии




Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, ко­торые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замк­нутые школы со своими методологическими установками. В ре­зультате социологическое знание обрело достаточно разветвлен­ную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими.

Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т.е. по специфике изучае­мого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социоло­гии можно выделить три основных аспекта: 1) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, ак­центирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, вы­явлении закономерностей процесса исторической эволюции и т.д.).

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:

1. Общесоциологическая теория (общая социология), занима­ющаяся изучением общества как целостной системы, выявлени­ем наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.

2. Частные социологические теории («теории среднего ран­га»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т.д. Их теоретико-методологический базис — общесоциологическая теория.

3. Конкретные социологические исследования различных со­циальных явлений и процессов («социография»). Их непосредствен­ным теоретическим фундаментом выступают частные социологи­ческие теории в соответствующих исследовательских областях.

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источ­никам получения знания принято выделять теоретическую и эм­пирическую социологию.

Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая — на познание внешних проявлений этой реально­сти. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологи­ей, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпи­рики основывают свои выводы на фактах, на результатах прове­денных исследований. Эмпирический уровень — это уровень фак­тов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого ими знания. Теоретичес­кая социология дает причинное объяснение фактов на базе уста­новленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая — стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания раз­личают фундаментальную и прикладную социологию.

Фундаментальная социология направлена на приращение науч­ного знания, прикладная социология — на получение практичес­кого результата, решение конкретной социальной задачи. Фунда­ментальная наука занимается построением глобальных концеп­ций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная — призвана решать конкретные проблемы, напри­мер, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.

Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку — со­циологию.

 

Функции социологии

 

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обус­ловливает множество выполняемых ею социальных функций.

Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих струк­турных элементах обеспечивает приращение нового знания о раз­личных сферах социальной жизни, а также раскрывает законо­мерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социо­логия стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть зна­ния об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, се­мьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкрет­ных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных соци­альных общностей, невозможно обеспечить управ­ление.

Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение прак­тических проблем, на выполнение социального заказа. В рамках данной функции выделяют:

а) Функцию социального контроля, исполнение которой пред-
полагает, что социологические исследования дают информацию
для осуществления контроля, снятия социальной напряженности
и предотвращения кризисных ситуаций.

б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно
обоснованных прогнозов развития социальных процессов в буду-
щем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится вы-
явить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или
необходимостью показать перспективу и конечный результат,
который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход
развития социального процесса.

в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты
социологических исследований используют для создания проек-
тов в различных сферах общественной жизни. Это касается разра-
ботки целевых комплексных программ развития отдельных сфер
общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970-х
годов, советские социологи принимали активное участие в со-
ставлении комплексных планов социального развития предприя-
тий, районов, городов, областей, регионов.

Идеологическая функция. Результаты исследований могут ис­пользоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулиро­вания поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы цен­ностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно со­циологические концепции того или иного рода выступали веду­щими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установле­нии либерально-демократического режима в Англии. Труды Фран­суа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма высту­пала ведущим интеллектуальным направлением в России. Ра­систская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.

Просветительская (образовательная) функция. Социология — это мощный инструмент самопознания общества, средство про­свещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собствен­ным бытием.

Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для про­гнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.

 

Заключение

 

Во-первых, социологи могут получать интересующую их информацию о человеческом обществе из сотен и тысяч источников, необязательно из беседы с респондентами или заполненной анкеты. Социолог может слушать разговоры людей на улицах, читать книги, надписи на заборах, вывески, сидеть в архивах, изучать общества, которых давно уже нет.

К тому же состояния массового сознания – не единственная сфера, исследуемая социологом, поскольку для него важно не только то, что люди говорят и пишут, но и то, как они себя ведут, что делают и т.д. И, наоборот, метод опроса сам по себе не является специфически социологическим. (Историки эмпирической социологии могут подтвердить: опросы не были первым средством фиксации практически значимой социологической информации). Можно просто опрашивать людей, чтобы знать их отношение к той или иной актуальной проблеме (довольны ли они ассортиментом супермаркета на углу, как часто они меняют зубную щетку и т.д.). Но в таких опросах нет никакой социологии. Это – просто демоскопия, замеры мнений населения.

Во-вторых, и это гораздо важнее, социология никогда не ограничивается сбором данных об обществе, ‑ полученных с помощью опроса или иным путем. Социология – «логия», а не «скопия» или «графия».

Оставим здесь сложный разговор о претензиях социологии (и вообще всех дисциплин социально-гуманитарного профиля) на научность в том смысле, в каком таковой обладают физика, химия, астрономия и т.п.

Социология стремится объяснять явления, ей изучаемые, а не просто описывать их. Плохо ли, хорошо ли это у нее получается - вопрос другой. Социология в собственном смысле начинается там и тогда, где и когда заканчивается опрос или другая процедура сбора данных.

Конечной задачей социологии как научной дисциплины является анализ информации, а не ее получение, построение теорий, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение. (Хотя, само собой разумеется, надежность данных есть необходимая предпосылка для притязаний на обоснованность выводов).

Иначе говоря, социология начинается там, где мы задаемся вопросом: почему одни люди ходят в кино парочками, а другие читают толстые книги в одиночестве, почему одни покупают дорогие автомобили и ходят в рестораны, а другие инвестируют денежные средства в прибыльные проекты, почему одни голосуют за «левых», а другие за «правых», кто эти люди, как их суждения и поступки связаны с их биографической ситуаций, профессией, семейным положением, конфессиональной принадлежностью, доходом, возрастом, полом и т.п.

Установление взаимосвязей между отдельными характеристиками социальных феноменов – прямой путь к формулировке теоретических моделей и схем, конструирующих «неизбежно упрощенные» образы реальности общества, но в то же время делающих ее более понятной и предсказуемой.

 

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

 

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко

(подпись)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.