Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы (допущения и требования) бухгалтерского учета и их значение




Функции и объекты бухгалтерского учета и их классификация.

Бухгалтерский учет, находясь в постоянной динамике и развитии, занимает все более важные позиции в области регламентации экономи­ческих отношений, обретая тем самым функциональную основу управ­ленческой деятельности в целом.

Наряду с экономическим анализом, финансовым контролем бухгалтер­ский учет составляет самостоятельную функцию управленческой деятель­ности. В свою очередь в системе управления бухгалтерский учет выполня­ет ряд функций, в состав которых входят: контрольная, обеспечение со­хранности имущества, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция. В условиях возникновения различных форм собственности, формирования рыночных отношений и совершенствова­ния нормативной базы происходит усиление контрольной функции бух­галтерского учета благодаря развитию его форм и методов, использова­нию зарубежного опыта, широкому внедрению вычислительной техники в работу бухгалтеров, экономистов и аудиторов.

Изменения в структуре экономики привели к значительному расши­рению прав организаций на осуществление хозяйственной деятельности, в результате чего в значительной мере был ослаблен финансовый конт­роль, контроль за затратами на производство и реализацию продукции, контроль выполненных работ и оказываемых услуг, что незамедлительно привело к большим финансовым потерям и более крупным негативным явлениям среди хозяйствующих субъектов. В этих условиях функция кон­троля хозяйственных отношений не только обрела старые позиции, но и посредством новых технологических и технических разработок вышла на первый план в деятельности работников учетного аппарата, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций, которые наделены обязанностью осуществлять действенный контроль за использованием различных видов ресурсов. В единой целостной системе бухгалтерского учета роль его контрольной функции усиливается и при­обретает еще большее значение, поскольку администрации, руководите­лям, менеджерам необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платеже­способность предприятий-конкурентов.

Контроль — это процесс, позволяющий определить достижение орга­низацией своих целей. Процесс контроля состоит из соблюдения требо­ваний разрабатываемых стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Система форм финансово-экономического контроля является функ­циональной основой бухгалтерского учета, имеющая неоценимое прак­тическое назначение в плане наблюдения за всеми объектами учета и выявления причин отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом с целью их устранения в оперативном по­рядке.

Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его кон­трольной функции. Следует особо отметить, что для реализации этой функции необходимы соответствующие технические и организационные предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, конт­рольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. Научно и технически грамотно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различ­ных коррумпированных группировок и т. п., но и предупреждать их.

Основным инструментом для реализации этой функции является инвен­таризация имущества организации, которая позволяет определить измене­ния, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документа­ми и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для пра­вильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Прове­дение инвентаризации связано с обработкой, как правило, больших объе­мов информации, поэтому в этом процессе целесообразно широко исполь­зовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять откло­нения и устанавливать сохранность собственности. Особенно эффективно применять вычислительные машины, когда велика номенклатура товарно-материальных ценностей (сотни и тысячи наименований).

Действенная система бухгалтерского учета позволяет совместно с дру­гими службами обеспечить сохранность собственности, создать заслон всевозможным видам хищений, порчи и потерь.

Информационная функция. Результативность управления любой орга­низацией в значительной степени определяется качеством ее строения и уровнем информационного обеспечения. Важная функция, которую вы­полняет бухгалтерский учет в системе регулирования хозяйственных от­ношений и условиях формирования рыночной экономики, — это инфор­мационная функция. В связи с этим важное значение для внутренних и внешних пользователей имеет своевременно поступающая объективная экономическая информация. Это подтверждает и законодатель: «Инфор­матизация — организационный социально-экономический и научно-тех­нический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Экономическую информацию классифицируют на первичную и вто­ричную. Естественно, что для каждой экономической системы будут свои собственные границы между первичной и вторичной информацией. В каждом случае первичной информацией будет поступившая в организа­цию извне, а вторичной — переработанная внутри системы, которая в дальнейшем поставляется субъектам управления — службам предприя­тия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информа­цию в совокупности с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения, а также внешним пользова­телям — действующим и потенциальным инвесторам, различным госу­дарственным органам, от деятельности которых во многом зависит ста­бильное функционирование организации.

Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации прихо­дится свыше 70% общего объема экономической информации (колеба­ния этого показателя зависят от особенностей техники и технологии производства, организации производства, труда, управления и др.).

Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает все­стороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализиро­ванную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах фи­нансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В зависимости от поставленной цели, круга решаемых задач теми или иными пользователями в процессе финансового управления организаци­ей: бухгалтерского (финансового) учета, производственного (управлен­ческого), анализа финансово-хозяйственной деятельности и принятия уп­равленческих решений, а также в зависимости от уровня объекта управ­ления, учетную и аналитическую информацию необходимо различать по ее максимуму и минимуму. Считается, что «... каждый вид информации следует дифференцировать по объектам управления и срокам выдачи. Различной может быть и периодичность информации: смена, сутки, не­деля, декада, месяц, квартал и др.»

Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления как со стороны внутреннего менеджмента, так и со стороны внешних сособственников.

В хозяйственной деятельности любой организации заинтересованы многие лица: во-первых, сама организация; во-вторых, большой круг других субъектов (акционеры, инвесторы, кредиторы, контрагенты и, наконец, государство). Эти интересы разнообразны. К их числу относят­ся и имущественные интересы. Так, сама организация заинтересована в получении максимальных доходов при минимуме расходов.

Имущественный интерес акционеров (учредителей, иных инвесторов) заключается в получении максимальной суммы дивидендов (иных отчис­лений от прибыли). В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» дивиденды (иные отчисления от прибыли) выплачиваются из чистой прибыли организации и в конечном итоге зависят от ее величины.

Кредиторы и другие контрагенты заинтересованы в реальном исполне­нии организацией своих обязательств перед ними и отсутствии претензий к ним со стороны организации. Имущественный интерес потенциальных акционеров, инвесторов, кредиторов и контрагентов заключается в выборе наилучшей организации для приложения своих финансовых ресурсов.

Государство заинтересовано в сборе максимальной суммы налогов. Объекты налогообложения определяются налоговым законодательством через обобщение конкретных фактов экономической деятельности. Ис­числение налогов производится путем применения к объектам обложе­ния (точнее налоговой базе) ставки налога.

Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделе­ний за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с постав­щиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акцио­нерами, учредителями и т. д.).

В этой связи стоит обратить внимание, что сами по себе лица не имеют возможности непосредственно воспринимать экономическую де­ятельность хозяйствующих субъектов, особенно если они в ней напря­мую не участвуют. Это достигается благодаря бухгалтерскому учету — путем создания и использования учетной информации как функции об­ратной связи. Таким образом, одной из косвенных подфункций обрат­ной связи бухгалтерского учета является обеспечение имущественных ин­тересов различных субъектов общества.

Во-первых, бухгалтерский учет обеспечивает частные имущественные интересы организации. В ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете» среди основных задач учета отмечена задача предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внут­рихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Во-вторых, бухгалтерский учет обеспечивает имущественные интересы государства. В частности, ст. 7 Закона РФ «О налоге на прибыль предпри­ятий и организаций» конкретно устанавливает, что суммы налога опреде­ляются на основании бухгалтерского учета и отчетности. Аналогичные по­ложения содержатся и в законодательных актах по другим видам налогов: о налоге на добавленную стоимость, налоге на имущество, налоге на пользователей автодорог и т.д. Учетные документы при необходимости используются как доказательства налоговых нарушений, которые, в свою очередь, являются основанием для применения финансовых санкций.

В-третьих, бухгалтерский учет обеспечивает частные имущественные интересы других субъектов: акционеров (учредителей), инвесторов, креди­торов, контрагентов и т.д. В этом отношении первичные учетные докумен­ты могут служить в качестве подтверждения (доказательства) исполнения сделок, а документы отчетности — как средство для принятия решений об использовании финансовых ресурсов. Кроме того, документы бухгалтерско­го учета являются доказательствами при защите имущественных интересов этих субъектов от недостоверной учетной информации, предоставляемой заинтересованной организацией. Ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете» в качестве важнейших задач учета определяют формирование полной и дос­товерной информации о деятельности организации и обеспечение ею вне­шних и внутренних пользователей для контроля за соблюдением законода­тельства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, ис­пользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответ­ствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Бухгалтерский учет обеспечивает не только частные имущественные интересы конкретных, непосредственных пользователей учетной инфор­мации, но и имущественные интересы неограниченного круга лиц по­тенциальных инвесторов, учредителей и контрагентов, т.е. практически всего общества в целом. В ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете» среди основных целей законодательства о бухгалтерском учете предусмотрено составление и представление сопоставимой и достоверной информации о деятельности организации. В этом смысле функцией бухгалтерского учета является обеспечение публичного интереса.

Бухгалтерский учет обеспечивает пользователей и заинтересованных лиц объективной информацией о состоянии хозяйствующего субъекта, соответствуя тем самым признаку публичности учета, отсутствие которо­го привело бы к невозможности, с одной стороны, реализовать частные интересы, а с другой — обеспечить целостность, устойчивость и нор­мальное развитие организаций, государства, нации, социальных слоев, наконец, общества в целом.

Аналитическая функция. Для того чтобы обеспечить выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необ­ходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своей организации, так и его существующих и потенциальных контра­гентов. Для этого необходимо владеть методикой оценки финансового состояния предприятия, иметь соответствующее информационное обес­печение и квалифицированный персонал, способный реализовать дан­ную методику на практике.

С позиции обеспечения управленческой деятельности можно выде­лить три основных требования, которым должна удовлетворять бухгал­терская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений в области инвестици­онной политики; оценки динамики и перспектив изменения прибыли субъекта хозяйствования; оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования.

Для обеспечения указанных требований в организациях осуществля­ется анализ финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, который представляет собой методы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на ос­нове его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и лю­бым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедо­ступной информации. Тем не менее, принято выделять два вида финан­сового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками самого предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соот­ветственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней инфор­мационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. В процессе финансового анализа применяются раз­личные приемы, методы и модели.

Таким образом, аналитическая функция бухгалтерского учета состоит из способов и методов накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющих целью:

*оценить текущее и перспективное финансовое состояние пред­приятия;

*оценить возможные и целесообразные темпы развития предприя­тия с позиции финансового их обеспечения:

*выявить доступные источники средств и оценить возможность и
целесообразность их мобилизации;

*прогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В общем виде предметом бухгалтерского учета является хозяйствен­ная деятельность организации. В более конкретном содержании предмет состоит из многочисленных и разнообразных объектов общественных отношений, которые можно разделить на две группы:

1) объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность;

2) объекты, составляющие хозяйственную деятельность.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы (процессы заготовления сырья и материалов, производства, реализации). Поскольку эти процессы осуще­ствляются постоянно и последовательно, можно говорить о кругообороте средств организации, который носит непрерывный характер, что и выте­кает из определения бухгалтерского учета.

Объекты первой группы это:

1).Имущество предприятий (всех форм собственности) в виде матери­альных и денежных средств и обязательств. По составу и характеру ис­пользования имущество организации подразделяется на две группы: вне­оборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя:

А)Основные средства, т.е. средства, стоимость которых свыше 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной опла­ты труда за единицу (в бюджетных организациях — 50-кратного размера) и срок службы которых более года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняют натуральную форму, их стоимость переносится частями по мере износа (т.е. амортизируется) на вновь создаваемый продукт. Это позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость срока их службы по установленным законо­дательством нормам. К основным средствам относятся: здания, машины, оборудование, транспортные средства, некоторые дорогостоящие виды хозяйственного инвентаря.

Б).Нематериальные активы — объекты долгосрочного пользования,
не являющиеся вещественными ценностями, т.е. не имеющие физичес­кой основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. Как
и основные средства, они переносят свою стоимость на себестоимость
продукции по частям в течение определенного срока их использования
путем начисления износа (амортизации). При этом предприятия вправе
устанавливать эти сроки (нормы) самостоятельно. Исключением из об­щего правила являются организационные расходы по созданию органи­зации, признанные в соответствии с учредительными документами вкла­дом участника в уставный капитал, а также товарные знаки и знаки об­служивания. Указанные виды нематериальных активов не
амортизируются. К нематериальным активам относятся: права на изоб­ретения, промышленные образцы, товарные знаки, права на ноу-хау (тех­нический опыт, секреты производства), авторские права, патенты, изоб­ретения, права пользования природными ресурсами, места на товарно-
сырьевых и фондовых биржах, цена фирмы, организационные расходы,
связанные с созданием предприятия (разработка учредительных докумен­тов и технико-экономическое обоснование и т.д.).

В).Долгосрочные инвестиции это:

— капитальные вложения — затраты на строительство, улучшение зе­мель (мелиоративные, осушительные и т д.), проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы;

----финансовые вложения (долгосрочные, сроком более года) — инве­стиции организации в доходные активы (ценные бумаги) других органи­заций и государства (облигации и другие долговые обязательства госу­дарства), вклады организации в уставные (складочные) капиталы других
организаций, созданных на территории РФ или за ее пределами, займы,
предоставленные другим организациям, государству (в соответствии с дей­ствующим законодательством), инвестиции в дочерние и зависимые об­щества.

Оборотные активы состоят из оборотных фондов и фондов обраще­ния.

Оборотные фонды полностью потребляются в течение одного про­изводственного цикла, их стоимость полностью включается в себестои­мость продукции, они меняют первоначальную стоимость. В связи с этим
предприятие вынуждено постоянно возобновлять процесс приобретения
оборотных фондов. К данной группе активов относятся сырье, материа­лы, комплектующие изделия, тара, топливо, быстроизнашивающиеся
предметы (это средства труда, служащие менее года, независимо от их
стоимости, а также предметы стоимостью до 100-кратного размера мини­мальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их служ­бы, а в бюджетных организациях — до 50-кратного его размера).

Фонды обращения — это предметы обращения, денежные средства
и средства в расчетах, отвлеченные средства

К предметам обращения относится готовая продукция, находящаяся на складе готовой продукции и предназначенная для реализации либо отгруженная покупателям.

Денежные средства — остатки наличных денег в кассе организации либо на счетах в банках (расчетном, текущем, валютном и др.), а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, вексе­ля) и др.

Средства в расчетах — различные виды дебиторской задолженности. Дебиторы — должники организации за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, по полученным векселям, суммы за подотчетными лицами: покупатели и заказчики; задолженность дочерних и зависимых обществ, учредителей по взносам в уставный капитал; финансовые вло­жения (краткосрочные, сроком менее года). Это, аналогично долгосроч­ным финансовым вложениям, инвестиции организации в доходные ак­тивы (ценные бумаги) других организаций и государства, вклады органи­зации в уставные (складочные) капиталы других организаций, созданных на территории РФ или за ее пределами, займы, предоставленные другим организациям, государству (в соответствии с действующим законодатель­ством), инвестиции в дочерние и зависимые общества.

Отвлеченные средства — суммы прибылей, подлежащие перечисле­нию в бюджет в виде налогов, и суммы, использованные на образование специальных фондов предприятия.

2). Источники собственных средств (обязательства организации) слу­жат для образования хозяйственных средств предприятия. Состоят из собственных и заемных средств.

 

Источники собственных средств:

* уставный (складочный) капитал — собственный капитал. Образует­ся за счет вкладов учредителей (участников) в имущество при со­
здании предприятия для обеспечения его жизнедеятельности в
соответствии с учредительными документами. По государственным
и муниципальным унитарным предприятиям — величина уставно­
го фонда;

* специальные фонды — имеют строго целевое назначение. Это фор­мируемые предприятием добавочный, резервный капиталы, фон­ды накопления, потребления;

* целевые финансирование и поступления — средства, полученные из
бюджета, из отраслевых, межотраслевых фондов специального на-
значения, субсидии правительственных органов для осуществления мероприятий целевого назначения;

* нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями). Чистая прибыль — это часть
балансовой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации пос­ле уплаты налога на прибыль и отчислений в различные фонды.

Источники заемных (привлеченных) средств:

* кредиты банков —- подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные кредиты банков и займы на срок до одного
года выдаются под товарно-материальные ценности, расчетные
документы в пути. Долгосрочные кредиты выдаются на срок более
одного года на внедрение новой техники, расширение и техничес­кое перевооружение и оснащение производства;

* кредиторская задолженность — временно привлеченные со сторо­ны средства. Сюда относятся: текущая задолженность организации
другим организациям — кредиторам (например, поставщикам за
товарно-материальные ценности, подрядчикам за выполнение работы и оказанные услуги, задолженность перед дочерними и зави­симыми обществами и др.);

— обязательства по распределению — особая группа, включающая за­долженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и другим внебюджетным фондам, задол­женность перед бюджетом (налоговые платежи). Эти обязательства существенно отличаются по своему экономическому содержанию, так как образуются путем начисления в самой организации, а не поступают со стороны.

Объекты второй группы — это хозяйственная деятельность. В учете процессы хозяйственной деятельности представлены отдельными хозяй­ственными операциями.

В процессе снабжения учитываются такие хозяйственные операции, как поступление материалов от поставщиков, оплата транспортных рас­ходов по их доставке, отпуск материалов в производство.

В процессе производства учитываются затраты, прямо или косвенно влияющие на стоимость производимой продукции (работ, услуг), опреде­ляется себестоимость выпущенной продукции.

В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет или в кассу выручки от реализации продукции (работ, услуг), списание производственной себестоимости, расчет прибыли.

Как уже было отмечено, все эти процессы можно назвать кругооборо­том средств организации, который носит непрерыв­ный и последовательный характер.

Любая наука, и в этом ряду бухгалтерский учет не исключение, имеет свои принципы. Принцип (principium) — в переводе с латинского языка буквально означает «начало» или «основа».

Индивидуализация любого изучаемого объекта по отношению к дру­гим строится на основании принципов, которыми он обладает. Система принципов бухгалтерского учета не только относит его в отдельную под­систему управления, но и подчеркивают его значимость для стабильного функционирования организации. В совокупности с требованиями, предъяв­ляемыми к бухгалтерскому учету, принципы составляют систему правил и руководств, соблюдение которых обеспечивает не только корректную по­становку ведения бухгалтерского учета в организации, но и как результат — наиболее эффективное использование всех ресурсов организации.

Принципы бухгалтерского учета лежат в основе разработки конкрет­ных правил ведения учета, закрепляемых в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих эту сферу общественных отношений. В российских нормах не акцентируется внимание на существовании такой категории как «принципы» учета. Вместо этого используются такие по­нятия как «требования» и «допущения».

В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприя­тия» ПБУ 1/94, утвержденном Приказом Минфина России № 100 от 28.07.94 г., впервые в российских нормативных документах упоминается о принципах учета, но оговариваются они как «допущения» (п.2.2.) и «требования» (п.2.3.).

Понятие «допущения» предполагает определенные условия, создавае­мые организацией при постановке бухгалтерского учета (базовый, осно­вополагающий принцип), существенные черты которых нашли отраже­ние во всех законодательных и нормативных актах, регулирующих дея­тельность хозяйствующего субъекта на территории РФ., В результате установлены следующие допущения:

1.Имущественной обособленности.

2.Непрерывности деятельности.

3.Последовательности применения учетной политики.

4.Временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Перечисленные допущения необязательно объявляются организацией в своей учетной политике, принятие и следование им предполагается.

Допущение имущественной обособленности организации состоит в том, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (ПБУ 1/98, ч. 1. п. 6.).

Допущение непрерывности деятельности указывает на то, что организа­ция будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерения ликвидации или существенного сокращения дея­тельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установлен­ном порядке. Если же указанные намерения у организации существуют, то она обязана их заявить в учетной политике на предстоящий финансовый год и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансо­вый год. Обозначенное допущение в обязательном порядке должно ис­пользоваться в аудиторской практике, так как аудитор должен информи­ровать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или о сокращении ее деятельности (ПБУ 1/98, ч. 2. п. 6.).

Допущение последовательности применения учетной политики предпо­лагает, что выбранная организацией учетная политика применяется по­следовательно, от одного отчетного года к другому, тем самым обеспечи­вается преемственность приемов и способов ведения учета (ПБУ 1/98, ч.З. п.6.).

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятель­ности означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия от­носятся к тому отчетному периоду, и, следовательно, отражаются в буху­чете, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факта­ми. Например, начисленная работникам организации заработная плата относится на издержки производства или обращения того периода, в ко­тором она начислена, независимо от времени выплаты начисленной сум­мы работникам в натуре (ПБУ 1/98, ч. 4. п. 6.).

Понятие «требование» означает совокупность обязательных к испол­нению правил ведения бухгалтерского учета. Российские стандарты буху­чета (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организа­ции» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России № 60н от 09.12..98 г., и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет­ность организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерс­кая отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Мин­фина России № 43н от 06.07.99 г.) включают следующие общепринятые требования к ведению бухучета организации:

1. Полноты.

2. Своевременности.

3. Осмотрительности.

4. Приоритета содержания перед формой.

5. Непротиворечивости.

6. Рациональности.

и составлению бухгалтерской отчетности:

1. Достоверности.

2. Нейтральности.

3. Целостности.

4. Последовательности.

5. Сопоставимости.

6. Существенности.

7. Соблюдения отчетных дат и периодов.

8. Установленной структуры отчетности.

9. Языка и измерителей составления отчетности.

10.Права подписи.

Требование полноты обеспечивает полное представление об имуществен­ном и финансовом положении организации, а также о финансовых резуль­татах ее деятельности. Соответствие указанному требованию достигается посредством отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/98 ч.1 п.7). Также принципа полноты обязаны при­держиваться составители бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99, ч.2 п. 6).

Требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерс­кой отчетности (ПБУ 1/98 ч.2 п.7).

Требование осмотрительности устанавливает большую готовность орга­низации к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем воз­можных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов). В отечественной практике предусмотрен процесс образования резервов по сомнительным долгам на основе проведенной в конце отчетного года инвентаризации непогашенной в установленный срок дебиторской за­долженности (ПБУ 1/98 ч.З п.7).

Приоритет содержания перед формой обеспечивает отражение в бухгал­терском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из правовых форм, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем орга­низации крупных ссуд не является незаконным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состоя­ния организации, особенно при задержке выплаты начисленной заработ­ной платы работникам организации, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной (ПБУ 1/98 ч.4 п.7).

Требование непротиворечивости предусматривает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской от­четности данным синтетического и аналитического учета (ПБУ 1/98 ч.5 п.7).

Требование рациональности предполагает рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятель­ности и величины предприятия (ПБУ 1/98 ч.6 п.7).

Требование достоверности регламентирует то, что бухгалтерская отчет­ность сформирована и составлена исходя из правил, установленных нор­мативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ (ПБУ 4/99, ч.1 п. 6).

Требование нейтральности определяет, что при формировании бухгал­терской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удов­летворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетно­сти перед другими. Информация не является нейтральной, если посред­ством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий (ПБУ 4/99, п. 7).

Требование целостности полагает, что бухгалтерская отчетность орга­низации должна включать показатели финансовой деятельности филиа­лов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенные на отдельные балансы (консолидированная отчетность) (ПБУ 4/99, п. 8).

Требование последовательности устанавливает последовательное при­менение учетных процедур (методик) на некотором отрезке времени. В российском законодательстве данная норма получила отражение в допу­щении последовательности применения учетной политики, зафиксиро­ванном в нескольких нормативных актах, включая Закон «О бухгалтерс­ком учете». Устанавливается порядок изменения учетной политики в слу­чаях, когда это имеет существенные последствия для понимания информации пользователем. В целях обеспечения сопоставимости дан­ных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводить­ся с начала финансового года. Если говорить о содержании и форме бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним, то они подлежат последовательному применению в организации от одного отчетного периода к другому (ПБУ 4/99, п. 9).

Требование сопоставимости обеспечивает предоставление совокупнос­ти данных для пользователя в форме, позволяющей сравнивать одно экономическое явление с другим или таким же, но имевшем место в другое время. Составление сопоставимой информации выделено в Зако­не «О бухгалтерском учете» как одна из целей законодательства о бухгал­терском учете. Таким образом, подразумевается направленность всей нормативной базы на данное требование. Требование сопоставимости отчетных данных зафиксировано также в Инструкции о порядке за­полнения форм годовой бухгалтерской отчетности, ПБУ4/99 п. 10. В соответствии с ними данные в бухгалтерской отчетности приводятся минимум за два года. Если данные за период, предшествующий отчет­ному году, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, уста­новленных нормативными актами. Указанной норме также соответ­ствует составление квартальной отчетности нарастающим итогом с на­чала отчетного года.

Сопоставимость информации обеспечивается единством методологии учета и подкрепляется российской нормативной базой, которая является обязательной для исполнения всеми организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации.

Требование существенности устанавливает, что показатели об отдель­ных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных опера­циях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организа­ции или финансовых результатов ее деятельности. В свою очередь, пока­затели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтере­сованными пользователями финансового положения организации или фи­нансовых результатов ее деятельности (ПБУ 4/99 п. 11).

Требование соблюдения отчетных дат и периодов содержится в п. 12 и п. 13 ПБУ 4/99 и состоит в обязанности организаций при составлении бухгалтерской отчетности считать отчетной датой последний календар­ный день отчетного периода, а в качестве отчетного года — календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государствен­ной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организа­ций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Принцип установленной структуры гласит о том, что каждая составля­ющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная российским за­конодательством о бухгалтерском учете, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наи­менование организации с указанием ее организационно-правовой фор­мы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетно­сти (ПБУ 4/99 п. 14).

Требование языка и измерителей определяет, что отчетность составля­ется на русском языке и в валюте РФ (ПБУ 4/99 пп. 15, 16).

Требование «права подписи» закрепляет правило, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централи­зованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет (ПБУ4/99 пп. 17).

В международных бухгалтерских стандартах учета, на рельсы которых постепенно переходят национальные бухгалтерские системы мирового сообщества, наряду с основополагающими принципами используется ряд других учетных принципов. Рассмотрим лишь наиболее значимые из них:

*оценки имущества и обязательств;

*двойной записи хозяйственных операций;

*предусмотрительности;
* существенности;

*соответствия и т.д.

Принципы оценки (денежного выражения) имущества и обязательств не имеют жесткой регламентации в международных нормах. Основой боль­шинства из них является метод «исторической оценки», т.е. оценки на дату совершения операции (первоначальная стоимость). Используются также способы текущей и реализационной оценки (в отличие от метода «исторической оценки»).

Принцип двойной записи хозяйственных операций имеет такое же на­значение, как и в отечественном бухгалтерском учете. Именно этот ме­тод ведения бухгалтерского учет вне зависимости от «национальности» бухгалтерского учета позволяет выявить и отразить взаимосвязи хозяй­ственных операций и представить в итоге хозяйственную деятельность как целостную информационную модель.

Принцип предусмотрительности (консерватизма) предопределяет так­тику поведения фирмы по отношению к возможному риску. Предус­мотрительность предполагает осторожность и консерватизм при отра­жении операций. Необходимо придерживаться требования консерва­тизма для того, чтобы чистые активы и чистая прибыль не были завышены. В случае неуверенности в том, нужно ли отражать конкрет­ную операцию, бухгалтер должен использовать принцип предусмотри­тельности, который предполагает точную оценку и применяется по-разному в различных организациях. В большей степени он использу­ется для того, чтобы не ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности. Наглядный пример обозначенного принципа состоит в асимметричном учете прибыли и убытков, т.е. прибыль отражается в учете после совершения операций, а убыток с момента возникновения предположения о его возможном появлении. Для покрытия таких убыт­ков предусматривается создание специальных резервов (резервов по сомнительным долгам) в момент образования сомнительных задолжен­ностей.

В российской практике образование резервов по сомнительным дол­гам предусмотрено лишь по окончании финансового года, что неактивно отражается на финансовом состоянии организации. Такое различие в порядке формирования резервов сомнительных долгов позволяет сделать вывод, что в отечественной практике не в полной мере реализуется прин­цип осторожности.

Принцип существенности допускает в МФСО (международные стан­дарты финансовой отчетности) возможность не регистрировать те собы­тия, работа по учету которых не оправдывается полезностью результатов, но при этом не подменяется принцип полного учета важнейших собы­тий.

Принцип соответствия требует, чтобы финансовая информация имела отношение к принимаемым решениям. Информация должна влиять на решения пользователей, помогая им оценивать прошлую и настоящую деятельность предприятия, его положение и движение денежных средств. Для того чтобы информация была уместна, она должна обладать свой­ствами прогнозирования и обратной связи. Прогнозирование помогает пользователям предвидеть исход событий. При этом информация, кото­рая подтверждает правильность или неправильность прогнозов пользова­теля, обладает качеством обратной связи. Используя эти две характери­стики соответствия, пользователь может формировать свои решения на основании финансовой информации.

Отличительной чертой системы бухгалтерского учета в экономи­чески развитых странах является нежесткая регламентация процедур­ной стороны. У них нет единого национального плана счетов, единого методологического центра, потока инструктивных материалов, обяза­тельных к исполнению. Бухгалтерский учет служит для зашиты прав и интересов собственника (в то время как в России он направлен преж­де всего на соблюдение норм налогового законодательства) Разные ориентиры и условия хозяйствования порождают соответствующие осо­бенности в составе и структуре принципов учета. Однако проведенная в последние годы работа по реформированию бухгалтерского учета привела к определенным результатам, в частности, в российских нор­мативных актах «допущения» и «требования», условия и правила в основном соответствуют принципам бухгалтерского учета, принятым в мировой практике.

Несмотря на положительные сдвиги в достижении основной цели реформирования системы бухгалтерского учета — приведение отечествен­ной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыноч­ной экономики и международными стандартами финансовой отчетнос­ти, основной этап на этом поприще еще впереди. Это преодоление сло­жившихся учетных традиций и экономической нестабильности посредством реализации норм российского и международного права в области регулирования бухгалтерского учета и внедрение продеклариро­ванных принципов в практику ведения учета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.