Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3




Основные варианты отношений врача, медицинской сестры и пациента. Биоэтические проблемы профессиональной деятельности медицинской сестры

1. Отличительные особенности современного врача и современного пациента.

2. Понятие ятрогении.

3. Характеристика различных вариантов отношений врача и пациента: патернализм, коллегиальность, техницизм, контрактность и договорной вариант.

4. Профессиональная этика и этикет, их особенности в области медицины и здравоохранения.

5. Внешний вид и речь медицинского работника. Слово врача как лечебный фактор.

6. Принципы отношений медицинской сестры и пациента. Профессиональная этика медицинской сестры.

 

Особенности современного врача, м/с и современного пациента

Медик по определению толкового словаря, лицо с высшим или средним специальным медицинским образованием. Пациент – больной, лечащийся у врача. В определениях, как всегда, все просто. В реальных отношениях все гораздо сложнее. В них есть моменты незыблемые, повторяющиеся из века в век, и то, что привносит каждая эпоха своими особенностями. Современный пациент достаточно образован, часто имеет собственное представление об организме и его функциях, понимание своей болезни и поэтому склонен к самолечению. К медицине относится скептически, к врачам – с недоверием. Охотно пользуется всевозможными «народными», «магическими» и прочими методами лечения.

Современный медицинский работник все более склонен относиться к пациенту как к объекту лечебных воздействий, переоценивает роль инструментальных данных в диагностике, лечение предпочитает осуществлять по отработанным схемам и стандартам.

Что следует помнить, общаясь с больным человеком? То, что он страдает. Болезнь, какая бы она ни была, это всегда неприятность, огорчение, стеснение свободы. А в худшем случае – несчастье, стресс или крушение планов, надежд – личная катастрофа. В некоторых случаях человек начинает считать себя ущербным и долго не может принять коренные изменения в организме, свыкнуться с ними, приспособиться. Больной ищет и ждет общения в надежде на помощь. Он готовится к встрече с волнением, обдумывает, что и как сказать о себе, своих бедах и переживаниях, связанных с болезнью.

Первый контакт между медицинским работником и пациентом – это важное событие, где бы он не происходил. Больной изучает м/р прежде всего как человека: опрятен ли он, внимателен и участлив в разговоре, нетороплив и спокоен или суетлив, проявляет ли реальную готовность помочь или только соблюдает форму. Не должен м/р впадать и в другую крайность – причитать и ахать вместе с пациентом. Больной ждет реальных действий, прежде всего точного установления диагноза.

Врач на какое-то время становится активатором воли пациента к выздоровлению, а иногда и частью его воли. В общении врача и пациента важным посредником является медицинская сестра, которая должна способствовать формированию этих отношений в оптимальном направлении. К сожалению, нередки случаи, когда плохо воспитанная и плохо обученная медицинская сестра сводит на нет психотерапевтическую работу врача.

Дефекты общения медицинских работников с больными приводят не только к ятрогенным заболеваниям, но и к диагностическим и тактическим ошибкам.

Понятие ятрогении

Ятрогенные заболевания определены как «болезни, вызванные таким поведением врача или других медицинских работников, которое оказало неблагоприятное воздействие на психику больного, в результате чего у больного возник ряд новых болезненных ощущений, складывающихся в самостоятельную картину заболевания». Имеется большая группа заболеваний или осложнений, возникших «в результате действия врача», но не по его вине, а вследствие индивидуальной непереносимости или побочного действия правильно применяемых лекарственных средств, диагностических исследований и профилактических мероприятий. Тем не менее, все они относятся к ятрогениям.

Кроме того, о ятрогении можно говорить не только в тех случаях, в которых вследствие лечения или исследования возникло новое заболевание, но и в таких, в которых вследствие неадекватных действий врача или ухудшается течение основного заболевания, или приводит к летальному исходу. Заметный рост числа ятрогенных заболеваний и смертей в последние годы частично обусловлен введением в широкую практику многих новых лекарственных средств, диагностических и лечебных манипуляций.

Что может вызвать ятрогению?

1. Низкая общая культура поведения врача и других медицинских работников.

2. Недостаточное чувство ответственности и профессионального долга.

3. Переоценка значения инструментально-лабораторных исследований вместо истинно врачебного ознакомления с больным.

4. Слабая профессиональная подготовка.

5. Неоправданная самоуверенность, нежелание признавать свои ошибки.

6. Невнимание к организации обслуживания больных, пренебрежение контролем за медсестрами.

7. Несвоевременное обследование больных.

8. Неоправданное проведение активно-диагностических и лечебных процедур.

9. Нарушение правил асептики и противоэпидемического режима.

10. Пассивность, уклонение от необходимых активных действий.

 

 

Основные варианты отношений врача и пациента

Традиционно выделяют пять вариантов отношения м/р-пациент: патернализм, коллегиальность, техницизм, контрактность и договорной вариант.

Для патернализма характерно отеческое, покровительственное, заботливое отношение. Врач – непререкаемый авторитет, берущий на себя решение всех проблем пациента. Мнение больного обычно не спрашивают. Этот вариант наиболее распространен на практике.

При коллегиальных отношениях врач и пациент – уважающие друг друга ответственные сотрудники, объединенные общей целью. Взаимопонимание поддерживается в диалоге, средства достижения цели согласовываются. Нынешнее российское законодательство в сфере здравоохранения ориентировано на развитие коллегиальных отношений врача и пациента.

Техницизм, которым страдают многие современные врачи, своеобразно проявляются в отношениях с пациентами. Врач предпочитает иметь дело с десятком анализов, данными инструментальных обследований, а не с больным непосредственно. Поставив диагноз, он начинает лечить болезнь, четко следуя известной технологии. Такие «мелочи», как личность страждущего, его переживания, уход за ним, доктора интересуют мало.

Контрактность в отношениях врача и пациента – наивная попытка сделать общение предельно простым, деловым, как на рынке. Заключается контракт на четких условиях: врач продает определенную услугу, пациент – покупает, оплачивает. В медицинской практике этот вариант в чистом виде почти не встречается.

Договор предоставляет возможность частично исправить бесчеловечность контрактного варианта отношений. Договорные отношения считаются более основательными и длительными, могут включать широкие моральные обязательства и действовать независимо от контракта. Врач и м/с, например, не могут отказать больному в помощи при экстренных обстоятельствах.

Учитывая огромное многообразие ситуаций, в которых взаимодействуют врач и пациент, можно предположить, что все выделенные варианты отношений и их сочетание встречается в реальной практике. Предпочтительными, близкими к идеалу являются коллегиальный и договорной варианты отношений.

Совершенно особым образом складываются отношения с пациентами в педиатрии. Здесь необходимым посредствующим звеном выступают отношения с родителями пациента. Они должны носить особо доверительный характер, чтобы с помощью родителей снять у ребенка страх и ощущение угрозы, возникающее от столкновения с новым, неведомым, непривычным миром лечебного учреждения.

 

Профессиональная этика и этикет

Этика профессионального взаимодействия в сущности определяется теми же древними, очень емкими принципами: «Не навреди», «Делай добро». Это означает, будь внимательным, душевным, деликатным в отношениях с коллегами. Помогай советом и делом в трудную минуту. Не вреди профессиональной репутации. Делись знаниями и практическим опытом. Создавай атмосферу дружеского, творческого взаимодействия.

 

Внешний вид и речь медицинского работника. Слово как лечебный фактор

Внешний вид медицинского работника должен внушать пациенту уважение, доверие, вызывать положительные эмоции. Подчеркнуто опрятная профессиональная одежда, никаких излишеств в косметике, спокойное, доброжелательное выражение лица, уверенные, неторопливые движения, никогда никакой суетливости, спешки.

Во время беседы с пациентом глаза и лицо должны выражать внимание и заинтересованность. Речь должна быть правильной, внятной, убедительной по построению и содержанию, эмоциональной окраске. Она должна соответствовать образованию и уровню интеллекта пациента, учитывать его возраст, ибо цель врача в общении – быть понятым наиболее полно. Поэтому в речи недопустимы непонятные медицинские термины, профессиональные жаргонизмы и бытовые обороты, грубые выражения, намеки, бестактность, длинноты и прочее.

Слово может и должно оказывать реальное лечебное воздействие. Хирург Н.И.Пирогов учил: «Вести себя у постели больного так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.