Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советское государство и право в годы Гражданской войны и интервенции




Изменение гос. системы

В годы войны продолжали созываться Съезды советов. С 1920 года установился сессионный порядок работы ВЦИК. В результате изменился характер деятельности президиума ВЦИК: если раньше он просто готовил заседания ВЦИК, то теперь он стал замещать ВЦИК в период между его сессиями, т.е. президиум ВЦИК вошел в систему высших органов власти и управления. Возглавил эту систему Совет рабочей крестьянской обороны (1918г.) – это чрезвычайный орган. Председатель – Ленин.

В годы войны произошла перестройка органов государственного управления. Ряд наркомалов НКПС, НАРКОМПРОД, НКВД получили чрезвычайные полномочия. Произошла централизация гос. аппарата: местные исполкомы стали подчиняться не избравшим из съездам, а вышестоящим исполкомам.

В Систему гос. управления включены профсоюзы и кооперации. В них вводилось обязательное членство. Профсоюзы следили за исполнением гос. планов, а кооперация распределяла продукты и промтовары по карточкам населению.

Усилился контроль за гос. управлением. Вместо штатного наркомата гос. контроля, состоявшего из чиновников в 1920 году возникла Рабоче-крестьянская инспекция РКИ, состаявшая из рабочих и крестьян, избранных трудовыми коллективами. Делегаты должны были отчитываться о своей работе на собрании трудовых коллективах, т.к. оплату за работу в РКИ они получалина своих предприятиях.

Возникли чрезвычайные органы власти в районах, где возникала угроза советской власти. Они назначались сверху, властями, местные советы им подчинялись. В годы войны завершилось создание Красной армии. Ее образование началось с демократизации старой царской армии. Когда в декабре 1917 года в ней были отменены старые чины и звания … 1918 года образовывалась Красная армия. Она формировалась на основе добровольности только из трудящихся. В годы войны добровольность была заменена всеобщей воинской повинностью, выборность командиров заменялась их назначениям. В связи с этим в армию стали призывать и нетрудовые элементы, как специалисты они могли быть назначены на должности командиров, но для контроля за такими командирами в армии был введен институт военных комиссаров, они наделялись равными правами с командирами. В ходе военного строительства создавались местные военкоматы, образовывались рода войск, открывались военные учебные заведения для подготовки командных кадров из трудящихся.

Новая тема.

В декабре 1917 года СНК принял Декларацию прав народов России, по которой все народы РИ получили право на самоопределение, т.е. право образовать самостоятельные государства в составе России или выйдя из ее состава. На основе Декларации из России вышли и образовали самостоятельные государства Финляндия, Турецкая Армения, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Украина, причем на Украине и в Прибалтике в 1918 году возникли советские республики. Между ними и РСФСР развивались конфедеративные и федеративные отношения. Конфедеративные связи привели к образованию конфедерации в июне 1919 года по Декрету Об объединении советских республик России, Украины, Литвы и Латвии для борьбы с империализмом. Федеративные связи базировались на двусторонних договорах. В 1920 году РСФСР заключила договоры с Украиной Азербайджаном, Арменией, в 21 году с Грузией и Беларусией. На основе этих договоров возникли объединенные наркоматы в области экономики, торговли, финансов, связи. Народы, не вышедшие из состава России тоже образовали свои государства но в составе России, т.о. возникла Российская Федерация.

В годы войны расширилось социалистическое правотворчество. Создано много законодательных актов, регулирующих новые общественные отношения, поэтому декретом от 30 ноября 1918 года запрещались ссылки на старое законодательство. Одновременно, с накоплением нормативного материала стала необходимость его систематизации. Первые советские кодексы. В 1918 году принят КЗАГС. Он конкретизировал и развил дальше нормы советкого семейного права, изложенные в первых советских декретах о браке.

Если по первым декретам церковный брак вообще не имел законодательной силы, то КЗАГС уточнял, что церковные браки, до принятия декрета признаются действительными, а после – нет. КЗАГС расширил группу лиц между которыми могли заключаться акты. Снимался запрет на браки между двоюродными братьями и сестрами, между дядями и племянницами, тетями и племянниками. Перестали считаться преступными прелюбодеяния кровосмесительства, престала служить препятствием вступления в брак монашество и обет безбрачия, устанавливалось, что брак не создает общности имущества супругов, их собственность разделена, они могли вступать между собой в имущественные отношения.

«Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 года

1. Февральская революция 1917 года. Изменения государственной системы в период республики

Государственный политический кризис 1916-1917 годов разрешился в ходе февральской революции, в результате которой была свергнута монархия. Но, несмотря на отречение царя, Россия до 1 сентября 1917 года юридически по форме правления оставалась монархией, т.к. никаких постановлений верховных органов об упразднении монархии не было принято. Прежней оставалась и форма государственного устройства – унитарное государство. Несмотря на это, в России образуются новые органы власти. Их особенностью было двоевластие, т.е. существование двух властей. С одной стороны – временное правительство (орган власти буржуазии), с другой – советы (органы власти рабочих и крестьян). Реальная власть оказалась у советов, т.к. им подчинялись военные силы: милиция, красная гвардия. Временное правительство не имело вооруженной опоры. Оно держалось только потому, что советы признали его, как власть. Советы признали временное правительство потому, что во главе его стояли меньшевики и эсеры, которые называли февральскую революцию буржуазной и считали, что власть должна перейти к буржуазии.

Между временным правительством и советами были разногласия по вопросу о форме правления. Временное правительство сначала выступало за конституционную монархию, а потом за парламентскую республику. Советы – за республику советов.

Для парламентской республики характерны:

· разделение властей

· профессиональный парламент

· местное самоуправление

· федерализм

Для советской республики:

· централизм

· соединение властей

· унитарное государственное устройство

Вопрос о форме правления обсуждался в августе 1917 года на Московском государственном совещании, но его решить не удалось – произошел мятеж Корнилова, который хотел установить военную диктатуру. Мятеж провалился, и 1 сентября 1917 года Россия была провозглашена республикой.

Временное правительство, выступавшее за парламентскую республику, стало формировать ее органы: был создан предпарламент (Временный совет республики), который должен был контролировать правительство и готовить законопроекты, настоящий парламент планировалось создать на Учредительном Собрании.

Провозглашение республики повлекло за собой изменения в государственном устройстве: унитарная Россия стала превращаться в федерацию. Временное правительство в своей декларации 1 марта обещало решить национальный вопрос и принять соответствующие законы на Учредительном Собрании. Однако народы не желали ждать Учредительного Собрания. И, ссылаясь на декларацию, стали провозглашать свои автономии и независимые государства. В июне 1917 года была провозглашена национальная автономия Украины, но Временное правительство ее не признало. Временное правительство распустило финский сейм, требовавший автономии. Но движение за автономию ширилось. Образовались административные автономии в Сибири, Туркестане, Закавказье. Временное правительство было вынуждено начать решение национального вопроса и в середине сентября подготовило законопроекты об автономии Финляндии и областной, т.е. административной автономии. Вопрос о независимости Польши не решался, т.к. она была оккупирована Германией, но в будущем Временное правительство обещало признать ее независимость.

В период республики произошло изменение государственной системы. Во главе ее встало временное правительство. Оно было образовано 1 марта 1917 года Временным комитетом Госдумы, а сам комитет был сформирован Госдумой 27 февраля 1917 года, когда была свергнута монархия. 3 марта Временное правительство приняло декларацию, где провозглашалась амнистия политзаключенных, равноправие всех граждан отмена сословий и основные права и свободы граждан. Главной задачей объявлялись подготовка к Учредительному Собранию, т.к. оно должно было сформировать высшие органы власти.

В центральном аппарате сохранялась система отраслевого управления через министерства, но добавились новые министерства: труда, продовольствия, вместо синода – министерство по делам вероисповедания. Сохранялась система особых совещаний, но возникли еще экономический совет и главный экономический комитет для координации деятельности всех органов, управлявших экономикой. Упразднялись органы полиции и политического сыска, т.к. они противоречили курсу демократизации.

Местный госаппарат реформировался радикальнее, чем центральный. Должности губернаторов упразднялись, и вместо них назначались комиссары временного правительства. Получило развитие местное самоуправление: вводилось волостное земство, расширялись права городских дум и земств.

В судебной системе создавалась административная юстиция. Административные суды рассматривали дела между администрацией и органами самоуправления. Также они рассматривали жалобы на должностных лиц. Но административные суды проверяли лишь законность действий должностных лиц, а не разбирали дела по существу. В целом, царская судебная система, созданная реформой 1864 года, сохранилась.

Изменения госсистемы затруднялось постоянными правительственными кризисами: в апреле, июне и сентябре 1917 года.

2. Политические партии в период демократической республики.

В период республики основными партиями, борющимися за власть, стали кадеты, социалисты (меньшевики и эсеры), большевики.

Политические программы партий остались прежними, но основными в них стали вопросы аграрный и о форме правления.

Кадеты отказались от идеи конституционной монархии и высказались за парламентскую республику. По аграрному они продолжали выступать за сохранение помещичьего землевладения, но признавали, что часть помещичьих земель можно дать крестьянам за выкуп, как в 1861 году.

Социалисты стояли за парламентскую республику, но допускали ее существование в форме советов. В аграрном вопросе эсеры выступали за конфискацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа на условиях уравнительного землепользования, за социализацию земли, т.е. за ликвидацию всякой собственности на землю (и частной и государственной).

Большевики выступали за республику советов против парламентской. Они считали, что в парламенте заседают профессиональные политики, получающие плату от государства, и поэтому не защищали интересы трудящихся. Депутаты советов получают зарплату в трудовом коллективе, т.е. они совмещают депутатскую деятельность с рабочей, таким образом, они будут защищать интересы рабочих.

В период республики кадеты и социалисты участвовали в работе коалиционных правительств. Во втором коалиционном составе временного правительства с июля 1917 года роль социалистов усилилась, а с сентября 1917 года они стали преобладать над кадетами.

Монархические партии распались.

Партии социалистов и большевиков участвовали в работе второй власти – советов рабочих крестьянских депутатов. До сентября 1917 года в советах преобладали меньшевики и эсеры. Происходила организация советов по производственному и территориальному признаку. Территориальная система включала областные, губернские, уездные и волостные советы. Высшим органом был Съезд Советов, и его исполнительным органом был ЦИК, образовавшийся в июне 1917 года на 1ом Всероссийском съезде советов. Сложились организационные принципы построения советов:

· выборность

· коллегиальность

· отчетность перед избирателями

· право отзыва депутата, не выполнившего наказы избирателей

Политическая деятельность большевиков в период двоевластия характеризовалась курсом на мирный переход всей власти от временного правительства к советам. Но после расстрела июльской демонстрации, который привел к единовластию советов, большевики взяли курс на вооруженное восстание.

3. Законодательная политика временного правительства.

Законодательная политика временного правительства была направлена на демократизацию. Провозглашалась свобода союзов, т.е. все граждане без особого разрешения могли объединяться в общества и союзы и вступать в соглашения с заграничными общественными организациями. Упрощался порядок регистрации общественных организаций: они стали регистрироваться в окружном суде, а не в МВД. Разрешалось создание. Упразднялась цензура. Ограничивалось применение чрезвычайных мер. Запрещались аресты без суда. Провозглашалась амнистия политзаключенных. Отменялись национальные ограничения. Смещалось уголовное законодательство. В марте 1917 года отменялась смертная казнь. Преступнику, осужденному на смертную казнь, она заменялась каторгой на 15 лет. Однако после расстрела юльской демонстрации смертная казнь за государственные и воинские преступления восстанавливалась, вводилась уголовная ответственность за агитацию протии правительства. Усиливалась ответственность.

Курс на демократизацию сворачивался.

В основу аграрной реформы временное правительство положило кадетскую программу. Принять ее должно было Учредительное собрание. Но крестьяне не хотели его ждать и стали самовольно захватывать помещичьи земли. Временное правительство ввело наказание за самовольный захват земель.

Правовые меры по стабилизации экономики преследовали цель преодолеть кризис путем введения государственного регулирования экономики. Весной 1917 года были введены твердые цены и государственные монополии на сбыт важнейших товаров, также вводилась продразверстка. Но эти меры провалились, т.к. в условиях рынка предприниматели отказались торговать по твердым ценам. Для подготовки законопроектов было создано юридическое совещание. Оно подготовило законопроекты об установлении в России парламентской России с сильной президентской власти, в которой президент являлся главой государства и главой правительства и имел право законодательной инициативы.

При министерстве юстиции была образована чрезвычайная следственная комиссия для расследования деятельности бывших царских министров.

4. Учредительное собрание

Царь манифестом об отречении предоставил решение вопроса о форме правления Учредительному собранию. Все политические партии в своих программах приняли решение участвовать в выборах Учредительного собрания.

Временное правительство созвало особое совещание по выборке законодательства о выборах. К сентябрю 1917 года оно было подготовлено. Выборы проводились на основе равного прямого избирательного права. Получили права женщины и военнослужащие. 18 лет для военнослужащих и 20 лет для гражданского. Цензы имущественные, грамотности, оседлости не предусматривались.

Выборы проводились по партийным спискам. Из нескольких бюллетеней в урну спускался только один.

Сначала Временное правительство назначило выборы на 17 сентября 1917 года, затем отложили на ноябрь. Большевики провели в выборы в Учредительное собрание в середине ноября. По итогам выборов большевики получили большинство в столицах, крупных промышленных центрах, а также на ближних к ним фронтах. В аграрных районах большевики получили от 11-18%, в Сибири – 10%, в Закавказье – 5%. В этих районах, а также в районах казачьих войск победили эсеры.

УС создано 5 января 1918 года. Председатель – эсер Чернов. Партийный состав: социалисты (60%), большевики (25%), буржуазные партии (15%).

Таким образом, при парламентской системе партия эсеров могла бы сформировать правительство. Но в целом выборы отразили общенациональный поворот в сторону социализма. Однако, основная масса населения понимает социализм не как большевики, т.е. без частной собственности и рынка, а по-своему, как справедливый строй, который даст им мир и землю. Т.е. идеи большевицкой программы о национализации земли и колхозах были чужды крестьянам.

После роспуска учредительного собрания произошло окончательное утверждение советской системы. Большевики в своей партийной программе записали, что вопрос об учреждении новой власти должно решить учредительное собрание. И в январе 1918 года организовали его созыв. На Учредительном собрании они предложили утвердить декларацию прав трудящегося народа, в котором Россия провозглашалась республикой советов. Большинство депутатов учредительного собрания стояло за парламентскую республику и поэтому отвергло декларацию. Большевики, левые эсеры, украинские националисты и мусульманские фракции в знак протеста покинули учредительное собрание. Оно потеряло кворум, и 6 января было распущено. С устранением учредительного собрания никакой другой орган не мог претендовать на высшую власть, установилось полновластие советов.

Факт установления советской системы необходимо было закрепить конституционным путем.

Национальный признак построения федерации. Т.е. субъектами федерации наряду с губерниями стали национальные края и республики, территории которых были очерчены с учетом границ компактного проживания.

4. Правовая политика советского государства в области экономики.

Правовая политик советского государства в области экономики характеризовалась, прежде всего, мерами по национализации основных средств производства: крупной промышленности, банков, транспорта. Национализация способствовала созданию основ социалистической экономики. Экономика характеризовалась:

· общественной (а не частной) собственностью на основные средства производства

· распределением по труду, а не по капиталу

· плановое, а не рыночное распределение экономики

· работа на потребности населения, а не на прибыль.

Национализация промышленности была подготовлена рабочим контролем, который вводился на частных предприятиях. Рабочие контролировали, как владелец начисляет зарплату, не уменьшает ли он ее за счет увеличения прибыли.

Организационной формой плановой экономики были государственные монополии, которые назывались Главки при СНХ. Они снабжали предприятия сырьем, оборудованием и распределяли готовую продукцию между потребителями. Торговля между предприятиями заменялась централизованным сбытом и снабжением.

Для централизованного планового регулирования экономики при СНХ был создан ВСНХ (высший совет народного хозяйства). На ВСНХ также возлагалось управление предприятиями. Оно осуществлялось через Главки ВСНХ в центре и совнархозы на местах.

Создание социалистического уклада в экономике завершилось в годы военного коммунизма. При военном коммунизме произошла полная ликвидация товарно-денежных отношений. Утвердилась административно-командная система, сутью которой было централизованное планирование. Оно осуществлялось через систему главкизма и охватило всю промышленность – и среднюю, и мелкую, чему способствовала национализация мелких и средних предприятий.

Планирование осуществлялось через продразверстку. Продразверстка – план хлебосдачи, развернутый между губерниями, уездами, волостями, общинами. План надо было выполнить любой ценой, т.е. в установленные сроки поставить промышленности запланированное количество хлеба и зерна, иначе сорвутся промышленные планы. Чтобы их выполнить у крестьян забирали не только излишки, но и необходимый продукт. Продразверстка привела к прямому обмену (без денег) между городом и деревней, согласно которому крестьянину поставлялись промтовары, но у государства не было промтоваров из-за развала промышленности, поэтому Ленин говорил, что «у крестьян брали в долг». Планирование потребовало создание холокоста, т.к. крестьянские хозяйства, работавшие на рынок, не были заинтересованы сдавать хлеб по твердым ценам. Началась форсированная коллективизация по положению о социалистическом землеустройстве 1919 года. Произошло полное …. кооперации.

Через кооперативные лавки, к которым было приписано все население, ему выдавались продукты и промтовары в зависимости от проработанного времени. Таким образом, зарплата была натурализована и носила уравнительный характер. Деньги исчезли, была ликвидирована кредитная система, банки, плата за коммунальные государственные услуги.

Военный коммунизм был вызван не только войной, но и тем, что большевики держали курс на построение социализма без классов, государства и товарно-денежных отношений, т.к. понимали его как первую фазу социализма, который отличался от коммунизма только признаком распределения. Программа такого социализма была принята в 1918 году на съезде РКПБ.

5. Формирование нового советского права.

Советское право возникло вместе с советским государством. Его источниками стали:

· декреты советской власти

· старое законодательство, части не противоречащие советским законам и революционному правосознанию.

Социалистическое правотворчество, основанное на …. Т.к. новых законов было мало, а применение старых ограничивалось, многие общественные отношения не были урегулированы никакими правовыми нормами. В этих случаях советская власть рекомендовала судам решать дела так, как подсказывала революционная совесть, революционное правосознание. Большевики доказывали приоритет революционного правосознания, как источника советского права. Они исходили из того, что в новом обществе не будет ни государства, ни права, и поэтому надо уже сейчас регулировать общественные отношения, опираясь не на правовые нормы, а на революционное правосознание.

Основы советского права были заложены в декретах СНК.

Новое гражданское право возникло в связи с ликвидацией частной собственности на средства производства и их национализацией. С установлением государственных монополий и ликвидацией торговли. В итоге сузилась сфера договорных отношений. Отношения между предприятиями стали регулироваться в основном административным, а не гражданским правом.

Возникла новая отрасль права – хозяйственное право. Оно регулировало отношения между государством и национализировало предприятия.

Изменилось наследственное право. В 1918 году было отменено наследование по закону и по завещанию. После смерти владельца его движимое и недвижимое имущество наследовало государство. Таким образом, советская власть хотела перекрыть источники нетрудового обогащения граждан, т.к. труд – обязанность для всех.

Возникло семейное право. До революции оно считалось частью гражданского права, т.к. брак носил характер гражданско-правовой имущественной сделки. С отменой наследования брак теряет такой характер. Первые декреты о браке изменили порядок его заключения. До революции действительным считался только церковный брак. Вступившая в брак женщина была неравноправна: она была обязана принять фамилию мужа, только с его разрешения могла поступать на работу, на развод мог подавать только мужчина. На брак требовалось разрешение родителей, а для лиц, находившихся на гражданской и военной службе – разрешение начальства. Брачные и внебрачные дети были неравноправны. После – действительным только зарегистрированный в государственных органах. Необходимым условием стала его добровольность. Не требовалось согласие родителей и начальства. Свобода развода. Уравнивались брачные дети с внебрачными. Упрощалась процедура брака. Допускался судебный порядок установления отцовства внебрачного ребенка по заявлению матери, опекуна, самого ребенка.

Из гражданского права выделилось в отдельную область трудовое право. Это объяснялось важностью трудовых отношений в советском обществе. Первые декреты были направлены на улучшение условий труда рабочего класса. Декретами СНК впервые в истории законодательно устанавливался 8-часовой рабочий день для всех предприятий – и частных, и государственным. Не позднее, чем через 6 часов после начала работы, устанавливался перерыв на обед, не менее часа. Вводился 6-часовой рабочий день и трудовые льготы для подростков, женщин, работников вредных производств. Запрещался детский труд. Запрещался ночной труд для женщин и подростков до 16 лет, подземные и сверхурочные работы для женщин и лиц младше 18 лет. Сверхурочные работы допускались только с разрешения профсоюза и не должны были превышать 4 часов в течение 2 суток. Они оплачивались в двойном размере. Оплачиваемы отпуска – 2 недели после 6 месяцев работ.

Изменились подходы к оплате труда. Проводился марксистский принцип – оклад чиновника не должен превышать зарплату высококвалифицированного рабочего. Однако советское государство было вынуждено пойти на установление более высоких окладов специалистов, т.к. у рабочих не хватало знаний для управления. Устанавливалась минимальная зарплата не ниже прожиточного минимума. Зарплата мужчин и женщин уравнивалась. Рабочие выступали против уравниловки, за сдельную зарплату.

Изменилась система социального страхования. Если до революции средства социального страхования отчислялись не только из прибыли владельца, но и из зарплаты рабочих, то теперь только из прибыли. Вводились новые виды соцстрахования:

· по безработице

· по болезни

· по беременности и родам

Весной 1918 года появляются первые законопроекты о трудовой дисциплине, выработанные профсоюзом.

После революции произошли коренные изменения в уголовном праве. Изменилось понятие «преступление». Если раньше преступлением считалось нарушение уголовного закона, то теперь всякое деяние, опасное для интересов рабочего класса и нового общественного строя. Таким образом, понятие «преступление» стало носить классовый характер, и главное внимание стало обращаться на такой его признак, как общественная опасность. Поэтому суды недостаточное внимание уделяли анализу мотивов действия обвиняемого, т.е. субъективной стороне преступления. Это вело к принципу объективного мнения при определении меры наказания, когда главное внимание в преступлении обращалось на его результат и последствия для общества, а не на мотивы. И хотя первые советские декреты устанавливали понятие вины, выделяли ее формы (умысел и неосторожность), они призывали не ограничиваться юридической характеристикой вины, а выявлять классовое, политическое содержание субъективной стороны преступления, поэтому на меру наказания влияло социальное положение преступника и социальная направленность преступления. За одно и то же преступление представителю трудящихся смягчалось наказание, а представителю буржуазии ожесточалось.

Недостаточное внимание к субъективной стороне преступления вело к тому, что на практике в судах широкое применение получил принцип аналогии. При отсутствии конкретной нормы в закона по какому-либо случаю суд мог применить норму, которую применял раньше к аналогичному случаю. При этом первые декреты рекомендовали судам при вынесении приговора руководствоваться не только уголовным законом и обстоятельствами дела, но и революционной совестью, революционным правосознанием. Это вело к произволу и порождало неопределенность санкции. Она вызывалась еще и тем, что в первых советских декретах еще не было выработано четкой системы и конкретных мер наказаний.

Впервые наиболее полно виды наказаний были перечислены в инструкции наркомюста в декабре 1917 года: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, какой-либо местности или из страны, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискация имущества, принуждение к обязательным общественным работам. Позже, в 1918 году, появились такие наказания, как объявление вне закона, лишение права занимать общественные должности, общественный бойкот. Особенностью советской системы наказаний было преобладание мер, несвязанных с лишением свободы. Смертная казнь была отменена II съездом советов, однако в 1918 году ревтрибуналом было разрешено применять любые меры наказания. И хотя смертная казнь среди них не упоминалась, на практике это было воспринято как разрешение на ее применение.

Советское уголовное право отказалось от таких мер наказаний, как каторга, ссылка, отменяя их и смертную казнь, большевики сходили из необходимости смягчения наказания. Они считали, что материальные основы преступления – это частная собственность, и ее отмена приведет к падению, а затем и к полному исчезновению преступности в новом обществе.

Из идеи ликвидации преступности в новом обществе исходило новое понимание наказания, в котором принуждение должно сочетаться с убеждением. Наказание должно преследовать цель не покарать преступника, а исправить и перевоспитать его для жизни в новом обществе. Это возможно, т.к. исчезнет частная собственность (материальная основа преступления).

Процесс в советских судах основывался на принципах состязательности, устности, гласности, коллегиальности. Обвиняемый имел право на защиту не только в суде, но и на стадии предварительного следствия. Апелляционный порядок обжалования отменялся, сохранялась только кассация.

6. ХХХХ

ВЦИК создал комиссию под председательством Свердлова. Она работала 4 месяца, в нее входили большевики и левые эсеры. Между ними развернулась полемика по вопросам государственного строительства. Левые эсеры выступали против национально-территориального принципа построения федерации, за административно-территориальный принцип ее формирования, против централизма в госаппарате, за местное самоуправление, против соединения властей, за их разделение. Большевики в основном отвергли предложение левых эсеров. В Конституцию полностью вошла декларация прав трудящихся. Экономической основой советской власти по конституции провозглашались национализированные предприятия, транспорт, земля, а ее политической основой стали советы рабочих и крестьянских депутатов.

Система советов строилась на принципах соединения властей, коллегиальности (во всей конституции встречается орган Советы, который является коллегиальным), демократизма (выборности) и централизма (61а;). Провозглашался принцип местного самоуправления (61в;), т.к. в основе национального государственного устройства лежал федерализм. Закреплялись оба принципа федерации: национально-территориальный и административно территориальный.

Избирательное право было не всеобщим, его лишались эксплуататоры, неравным (более высокие нормы представительства устанавливались для рабочих), непрямым. Нет ценза гражданства

Разрешалось открытое и тайное голосование. Трудящимся были предоставлены политические права и свободы, причем государство заявило, что не только провозглашает, но и гарантирует трудящимся эти права государственной собственностью на средства производства. Свобода слова гарантировалась в предоставлении типографий, издательств. Свобода собраний – в предоставлении помещений. Не провозглашались права на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение в старости, т.к. государство не располагало материальной базой для их гарантии.

На всех граждан провозглашалась воинская и трудовая обязанность. Эти обязанности отождествлялись с повинностью, т.к. для эксплуататоров являлись повинностью. Они могли не трудиться и жить на проценты с капитала, положенного в банки. Эксплуататоры были не обязаны защищать чуждую советскую власть. Трудовая и воинская обязанности не распространялись на женщин.

«Советское государство и право в годы гражданской войны и интервенции»

1.Изменение

В годы войны продолжали созываться съезды советов. С 1920 года установился сессионный порядок работы ВЦИК. В результате изменился характер деятельности Президиума ВЦИК: если раньше он просто готовил заседание ВЦИК, то теперь он стал замещать ВЦИК в период между его сессиями, т.е. президиум ВЦИК вошел в систему высших органов власти и управления. Возглавил эту систему совет рабоче-крестьянской обороны. Это чрезвычайный орган (формируется путем назначения, его распоряжения обязательны для всех должностей, за несоблюдение может применить репрессии). В годы войны произошла перестройка органов государственного управления. Ряд наркоматов получили чрезвычайные полномочия. Произошла централизация госаппарата: местные исполкомы стали подчиняться не избравшим их съездам, а вышестоящим исполкомам.

В систему государственно управления были включены профсоюзы и кооперации. В них вводилось обязательное членство, для чего профсоюзы следили за исполнением государственных планов, а кооперация распределяла продукцию и товары по карточкам населению.

Вместо штатного наркомата государственного контроля, состоявшего из чиновников, в 1920 году возникло рабоче-крестьянская инспекция (РКИ), состоявшая из рабочих и крестьян, избранных трудовыми коллективами. Делегаты должны были отчитываться о своей работе на собраниях трудовых коллективов, т.к. оплату за работу они получали на своих предприятиях.

В годы войны возникли чрезвычайные органы власти: ревкомы, в районах, где возникала угроза советской власти.

В годы войны завершилось создание красной армии. Ее образование началось с демократизации старой красной армии, когда в декабре 1917 года в ней были отменены старые чины и звания и введена выборность командиров. По декрету СНК в январе 1918 года образовывалась красная армия. Она формировалась на основе добровольности, только из трудящихся. В годы войны добровольность была заменена всеобщей воинской повинностью, выборность командиров заменялась их назначением. В связи с этим в армию стали призывать и нетрудовые элементы, как военные специалисты, они могли быть назначены на должности командиров, но для контроля за такими командирами в армии был введен институт военных комиссаров. Они наделялись равными правами с командирами. В ходе военного строительства создавались местные военкоматы, образовывались рода войск. Открывались военные учебные заведения для подготовки командных кадров из трудящихся.

2. Национально-государственное строительство.

В декабре 1917 года СНК принял декларацию прав народов России, по которой все народы российской империи получили право на самоопределение, т.е. право образовать самостоятельное государство в составе России или выйдя из ее состава. На основе декларации из России вышли и образовали самостоятельные государства Финляндия, Турецкая Армения, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Причем на Украине и в Прибалтике в 1918 году возникли советские республики. Между ними и РСФСР развивались конфедеративные и федеративные отношения.

Конфедеративные связи привели к образованию конфедерации в июне 1919 года по декрету об объединении советских республик России, Украины, Литвы, Латвии для борьбы с империализмом.

Федеративные связи базировались на двусторонних договорах. В 1920 году РСФСР заключило договоры с Украиной, Азербайджаном, Арменией. В 1921 с Грузией и Белоруссией. На основе этих договоров возникли объединенные наркоматы в области экономики, торговли, финансов, связей.

Народы, не вышедшие из состава России, тоже образовали свои государства, но в составе России. Таким образом образовалась Российская Федерация. В ней наряду с краями и областями субъектами федерации стали национальные образования.

3. Кодификация советского права. Первые советские кодексы.

В годы войны расширилось социалистическое правотворчество. Было издано много законодательных актов, регулировавших новые общественные отношения. Поэтому декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года запрещались ссылки на старое законодательство. Одновременно с накоплением нормативного материала встала необходимость его систематизации. Появились первые советские кодексы.

В 1918 году был принят КЗАГС (кодекс законов об актах гражданского состояния). Он конкретизировал и разбил дальше нормы семейно права, изложенные в первых декретах о браке.

Если по первым декретам церковный брак вообще не имел законодательной силы, то КЗАГС уточнял, что церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года признаются действительными, но после церковный брак не порождал юридических последствий.

КЗАГС расширил круг лиц, между которыми могли заключаться браки: снимался запрет на браки между двоюродными братьями и сестрами, между дядями и племянницами, между тетями и племянниками. Перестали считаться преступными прелюбодеяния по кровосмесительству. Устанавливалось, что брак не создает общности имущества супругов. Их собственность раздельна, они моги вступать между собой в имущественно договорные отношения. Устанавливалось, что жена не обязана следовать за мужем случае перемены места жительства, она мгла не принять гражданство. Советское право впервые закрепило этот принцип.

ЗАГС упрощал судебную процедуру развода. В суде дело о разводе по заявлению одного из супругов стало рассматриваться судьей единолично (раньше коллегиально). При неявке в суд обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи и объяснения мотивов развода не требовалось. При взаимном согласии супругов развод, как и раньше производился органами ЗАГСа.

КЗАГС развил дальше положение о судебной процедуре установления отцовства. Указывалось, что если в момент зачатия ребенка мать находилась в отношениях с несколькими мужчинами, обязанность алиментирования возлагалась на всех. КЗАГС конкретизировал положения первых декретов о взаимных обязанностях детей и родителей. Кодекс записал, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и суд мог лишить родителей этих прав. Родители должны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждавшихся детей. А дети должны были содержать нетрудоспособных и нуждавшихся родителей, если родители не получали содержание от государства. КЗАГС возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей и детей, но и на других родственников по восходящей и нисходящей линии, а также на братьев и сестер.

КЗАГС запретил усыновление и своих и чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителя.

Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделами соцобеспечения или назначенным опекуном.

КЗАГС явился основным законодательным актом в области семейного права до 1924 года. Он закрепил институт семьи в советском обществе и положил конец спорам о том, нужно ли сохранить семью в условиях социализма.

В декабре 1918 года был принят КЗОТ, который дальше развил нормы советского трудового права.

КЗОТ исходил из большевистского курса на бестоварный социализм, поэтому в нем впервые провозглашалось право на труд, понимаемое большевиками дуалистическим, как обязанность трудиться. Поэтому госорганы были обязаны всем предоставить работу. Однако, рабочих мест не хватало. Поэтому государство предлагало любую работу без учета желания и квалификации работника, и он был обязан согласиться. Оплата труда была уравнительной, размер вознаграждения зависел от отметки о количестве часов, отработанных в общественном хозяйстве. Кодекс узаконил трудовые книжки, введенные в октябре 1918 года. Они заменили паспорта и добавили право передвижения по республике после выполнения трудовой обязанности, которая в годы войны отождествлялась с трудовой повинностью для всех.

Всеобщая трудовая повинность была введена в 1920 году: все трудящиеся сверх рабочего времени могли привлекаться по трудовой мобилизации к выполнению топливной, гужевой и других повинностей.

В годы войны происходила милитаризация труда – перевод работников предприятий и учреждений на положение военнослужащих: запрещался самовольный, без разрешения профсоюза, переход с одной работы на другую. КЗОТ заменил систему социального страхования системой социального обеспечения, т.е. централизованного снабжения из фондов государства.

Основные черты гражданского права советского государства.

Переход к продуктообмену, ликвидация товарно-денежных отношений, всеобщая национализация, огосударствление общественных организаций привели практически к полной ликвидации гражданского оборота. Имущественные отношения стали регулироваться в основном не гражданским, а административным правом. Перестали действовать договоры купли-продажи.

В годы войны жилье стало предоставляться трудящимся бесплатно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.