Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вина и ответственность




Согласно толковому словарю В.И. Даля у термина вина имеется два основных значения: с одной стороны, «вина - начало, причина, источник, повод, предлог»; с другой стороны - «провинность, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок».

В этике ВИНА (неправота)– состояние человека, обусловленное нарушением обязанностей, наклады­ваемых законом или соглашением).

Противоположно правоте – состоянию соответствия убеждений и поступков человека:

- потребностям исторического развития, интересам людей («правое дело», «правильные действия»);

- нормам («справедливые требования», «законный иск», «оправданное решение»);

- объективной действительности («правильная точка зрения», «истинные убеждения»).

Культура вины - традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки. Более распространена в европейской цивилизации.

Характеристика «культуры вины»:

- индивидуальная оценка своих действий самим человеком.

- есть понятие совести, как самооценки своих действий.

- нравственное наказание за ошибку - угрызения совести.

- возможность замолить грехи, искупить ошибку, восстановить репутацию.

- необходимость действовать исходя из личных правил нравственности и морали, независимо от того, поддерживает тебя коллектив или нет.

- наличие наказаний, как способа искупления вины".

Человек оказывается (и признается) безусловно виновным не только из-за своего несовершен­ства и связанной с этим неспособности до конца испол­нить свой долг, но и вследствие всего, что происходит вокруг.

Христианская идея вины. Виновностью сопровождается грех. Это чувство неизбывно вследствие первородного греха человека. В рамках христианской теологии Августина и М. Лютера вина есть осознание изначальной порочности человеческого в человеке, осознание “немоготы”, немощи, невозможности человека самому, своими силами, творить благо. Августин, обращаясь в своей “Исповеди” к Богу, говорит: “Ты же, Господи,... повернул меня лицом ко мне самому: заставил сойти с того места за спиной, где я устроился, не желая всматриваться в себя. Ты поставил меня лицом к лицу со мной, чтобы видел я свой позор и грязь, свое убожество, свои лишаи и язвы. И я увидел и ужаснулся, и некуда было бежать от себя. Я пытался отвести от себя взор свой,... и Ты вновь ставил меня передо мной и заставлял, не отрываясь, смотреть на себя; погляди на неправду свою и возненавидь ее. Я давно уже знал ее, но притворялся незнающим, скрывал это знание и старался забыть о нем”. Вина как осознание и узнавание того, каков ты на самом деле, что на самом деле с тобой происходит, является исходной точкой восхождения “просветленной” души к Богу.

И. Кант, указывая на то, что человек виновен самим фак­том возможности свободы (как произволения), наряду с преднамеренной (dolus) и неумышленной виной (culpa) выделял также прирожденную вину (rearus)! Виновность, по Канту, следует усматривать не только в совершении поступков, имевших злые последствия, но и в поступках, совершенных не ради долга, а по максимам, которые по самой своей природе вполне могли бы привести к дурным последствиям и не привели лишь по счастливой случай­ности. Вина-reatus и заключается в неисполнении долга как необходимости совершать добро во всей возможной полноте. Формы вины (умысел и неосторожность) – критерии, позволяющие определить меру субъектности деяния, которая варьируется от ярко выраженной субъектности деяния в прямом умысле до слабо выраженной субъектности деяния в небрежности, полностью исчезая в случае.

Гегель: Происшествие, создавшееся состояние есть конкретная внешняя действительность, в которой вследствие этого содержится неопределенное множество обстоятельств. Каждый отдельный момент, являющий себя как условие, основание, причина такого обстоятельства и тем самым привнесший нечто свое, может рассматриваться как виновный в нем или во всяком случае как несущий часть вины за него. Поэтому формальный рассудок при рассмотрении какого-либо богатого обстоятельствами события (например, французской революции) может совершать выбор между бесчисленным их множеством и решить, на какое именно он возлагает вину за случившееся.

Мне может быть вменено то, что содержалось в моем умысле, и при рассмотрении преступления это имеет преимущественное значение. Однако в вине заключается совершенно внешнее суждение, совершил ли я нечто или не совершил, из того, что я несу за чтолибо вину, еще не следует, что преступление может быть мне вменено.

Далее, поступок, перемещенный во внешнее бытие, всесторонне развивающееся сообразно своим связям в последовательности внешней необходимости, ведет к многообразным последствиям. Последствия как образование, имеющее своей душой цель поступка, суть его (принадлежащее поступку), но вместе с тем поступок в качестве положенной во внешнее бытие цели отдан во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что он есть для себя, и перемещают его, заставляя переходить в отдаленные, чуждые ему последствия. Воля имеет также право вменять себе лишь первые последствия, ибо лишь они входят в ее умысел.

Ф. Ницше, выводя понятие «вины» (Schuld) из материаль­ного понятия «долг» (Schulden), видел источник этого «ос­новного морального понятия» в отношениях должника и кредитора, превращенными формами которых являются отношения индивида с общиной, предками и божеством. Однако еще Кант показал, что моральная вина не является «передаточным обязательством», подобным денежному (т. е. долгом, который может быть перенесен на любое другое лицо): она представляет собой выражение глубоко личного обязательства.

Бердяев: Философия вины – философия свободы. Возможность виновности (как и правоты) обусловлена (актуально или потенциально) ситуа­цией выбора, самим фактом которого удостоверяется свобода человека как спо­собность выбирать между правильным (требуемым, подо­бающим) и неправильным (запрещаемым, непотребным), а также его ответственность. Только свободный может чувствовать себя Виноватым. Философия обиды – философия рабов. Из христианского чувства свободы рождается чувство революции вины свободного возрождения. Искупление – ответ на муку вины.

Экзистен­циализм: вина за нереализованные возможности. Вина человека обусловлена его неспособностью сполна реализовать собственный потенциал. Человек всегда прав, если он поступает на основе своего собственного замысла и личного выбора. Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему "проекту", подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: "Выбирая себя, я выбираю человечество" (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о "страшном бремени" свободы, "кошмаре свободы".

? Виновен ли младенец? Возможности бесконечны?

Раскаяние — признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Покаяние – осознанное приня­тие наказания, искупающего вину.

Чувство вины представляет собой один из эф­фективных механизмов формирования зависимости. Ответственность — зависимость человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности (т. е. иным) могут быть другие люди, в т. ч. будущие поколения, общности, а также животные.

В праве объектом ответственности является закон.

 

  Обусловлена Осознается как…  
Естественная ответственность Ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей) Принимаемое личностью призвание – ответственность перед По мере расширения круга тех, перед которыми и за которых человек считает себя ответственным в своей свободе, он преодолевает тесные пределы условности, или частичности своего существования. Потенциально ответственность человека безмерна.
Контракторная ответственность Сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника) Накладываемая обязанность – ответственность за Не ожидается от личности, но вменяется ей, независимо от того, считает ли она себя свободной или нет.

 

Ответственность — одно из проявлений свободы: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. Аристотель, подчеркивал, что произвольное (т. е. свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля. Человек, по Аристотелю, властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, и в соответствии с этим ему оказывают почести или его наказывают по суду. Неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание.

В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому ее приверженец уделяет особенное внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за последствия своих действий, которые должен был бы предвидеть (этика убеждения — это абсолютная этика беззаветной устремленности к совершенству; приверженец этой этики озабочен возвышенностью целей — и не берется отвечать за характер результатов своих усилий).

Ставится вопрос и о «корпоративной ответственности». По концепции «первой причины» любые действия совершаются конкретными исполнителями и руководителями и они лично должны быть ответственны за их последствия. Согласно другой точке зрения, корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т. е. как такой субъект и агент, у которого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности.

Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года устанавливало, что в случаях, когда к ответственности привлекается юридическое лицо, каждый отдельный его член должен был уплатить свою часть как наказание, без всякого отношения к его личной виновности. На этом основании участвовали в платеже подобной пени не только те члены юридического лица, которые знали или могли знать о совершении преступного деяния, но и находившиеся в отсутствии, душевнобольные и т. д.

Согласно УК РСФСР 1926 г. (ст. 571в) члены семьи военнослужащего — изменника родины, ничем не способствовавшие совершенной им измене и даже не знавшие о ней, наказывались ссылкой в Сибирь на 5 лет. Тем самым в уголовное законодательство были введены две новеллы: 1) институт заложничества, порывающий с принципом индивидуальной ответственности и с принципом ответственности за вину, и 2) наказание, квалифицированное наказанием близких осужденного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.