Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение И. Канта о праве и нравственности

«Метафизика нравов» (1797 г.) Метафизика нравов, которая делится на метафизические начала учения о праве и метафизические начала учения о добродетели.

  Свобода
  Право Этика
Закон — это положение, содержащее категорический императив (веление). Законодатель – повелевающий через закон. Юридические законы Этические законы
Законодательство Внешнее законодательство Внутреннее законодательство
Оценка поступка Легальность Моральность
Обязанности Правовые обязанности Обязанности добродетели
Долг – поступок, который кто-то обязан coвершить Правовой долг Долг добродетели
Нарушением – действие, противное долгу. Правонарушение  
Вина    
Вменение – атрибуция виновности    
Лицо – субъект, чьи поступки могут быть ему вменены Юридическое лицо Моральное лицо
Суд (судья) – вменяющее лицо   Совесть и …

Правовое следствие провинности есть наказание. Правовое следствие ставящегося в заслугу поступка есть награда (при условии, что, будучи обещанной законом, эта награда была побудительной причиной);

Правовые обязанности: 1. Будь человеком, действующим по праву. Надо сохранять в отношениях с другими свое достоинство как человека. «Не будь лишь средством для других, будь для них также и целью». Этот долг основан на праве человечества в нашем собственном лице. 2. Не поступай с кем-либо не по праву. 3. Вступай в такое сообщество, в котором каждому может быть сохранено свое.

Моральные обязанности:

1. У человека есть обязанности по отношению к самому себе

В самом деле, если допустить, что таких обязанностей нет, то вообще не будет никаких обязанностей, даже внешних.— Ведь я не могу признать себя обязанным перед другими больше, чем я в то же время обязываю сам себя.

2. Деление обязанностей: ограничивающие (негативные обязанности), другие — расширяющие (положительные обязанности по отношению к самому себе). Негативные это те, которые запрещают человеку поступать против цели его природы, стало быть, имеют в виду только моральное самосохранение (долга воздержания), положительные же — те, которые предписывают сделать своей целью тот или иной предмет произвола и направлены на самосовершенствование (долга свершения) Первый принцип долга перед самим собой содержится в изречении: «Живи сообразно природе», т. е. сохраняй совершенство своей природы; второй же — в положении: «Делай себя более совершенным, чем создала тебя природа».

4.3. Нарушение ограничивающих обязанностей:

4.3.1. Обязанность самосохранения – самоубийство Лишение себя жизни есть преступление, нарушение своего долга перед другими людьми (долга супругов, родителей перед своими детьми, подчиненного перед своим начальством или своими согражданами и, наконец, перед богом, чье доверенное нам место в этом мире человек покидает, не будучи отозванным с него). Казуистические вопросы: Самоубийство ли идти на верную смерть ради спасения отечества? Позволительно ли предупреждать несправедливый смертный приговор своего властелина самоубийством?

4.3.2. Обязанность сохранения рода – противоестественные способы удовлетворения полового чувства

4.3.3. Сохранение собственной способности к приятному наслаждению жизнью – самопоражение от неумеренности в употреблении средств удовольствия и питания (пьянство и обжорство).

4.4. Долг человека перед самим собой, рассматриваемого только как моральное существо. Этот долг противопоставляется порокам лжи, жадности и ложного смирения (раболепию). Библия датирует первое преступление, которое принесло в мир зло, не с братоубийства (Каина), а с первой лжи и причиной всего злого называет первого лжеца и отца лжи. Казуистические вопросы: Можно ли считать ложью неправду просто из вежливости (например, «покорнейший слуга» в конце письма)? Должен ли я отвечать за все последствия сказанной мной неправды в практических сделках, где речь идет о моем и твоем? Например, хозяин приказывает, если его спросит такой-то человек, ответить, что его нет дома. Прислуга выполняет приказание, но это приводит к тому, что хозяин убегает и совершает крупное преступление, которое могло бы быть предотвращено высланной за ним охраной. На кого же здесь ложится вина (согласно этическим принципам)? Без сомнения, также и на слугу, который здесь ложью нарушил долг перед самим собой; последствия этой лжи вменяет ему его собственная совесть.

Скаредность есть не только неверно понятая бережливость, но и рабское подчинение материальным благам, а не власть над ними, что представляет собой нарушение долга перед самим собой. Она есть хищение, осуществляемое субъектом у самого себя.

О раболепии. Человечество в его лице есть объект уважения, которого он может требовать от каждого человека, но которого он и себя не должен лишать. Не отрекаться от своего достоинства, а всегда [добиваться своей цели] с сознанием возвышенности своих моральных задатков. Не становитесь холопом человека. Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав другими. Но кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами.

4.5. Сознание внутреннего судилища в человеке есть совесть. Каждый человек имеет совесть, и он всегда ощущает в себе внутреннего судью, который наблюдает за ним.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спор о достоинстве медицины и юриспруденции | В.С. Соловьев нравственной точке зрения на уголовный вопрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.