Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софисты-юристы

Тема 7. Философия закона

1. Софисты-юристы. 2. Монтескье о «разуме закона». 3. Идея закона в «Философии права» Гегеля. 4. Учение Г. Кельзена об основной норме права. 5. Г. Харт о праве как системе первичных и вторичных правил. 6. Философия австрийской конституции.

Письменные задания:

1. Найти фрагмент законодательства или любых нормативно-правовых актов, который можно софистически использовать.

2. Взять из "Чистого учения о праве" (в 2-х ч.) Г. Кельзена любой заинтересовавший законченный фрагмент (параграф или подпараграф) и описать, чем вызван Ваш интерес, что интересно.

Устные задания:

1) Посмотреть историю архитектуры, дизайна. Интерпретировать строение законодательства в художественно-прикладной, строительной метафоре.

2) Найти разумное и неразумное в первых трех главах Гражданского кодекса.

Первые профессиональные адвокаты. Протагор был автором законов для нового города Фурии, основанного в Италии афинянами как общегреческое предприятие. Гиппий из Элиды, Горгий Леонтийский, Продик из Хиоса возглавляли посольства.

Протагор об обучении праведности как искусству. Согласно мифу, сначала люди жили рассеянно и были истребляемы зверями. Это побудило их соединиться; но так как люди не знали политики, то приносили друг другу много вреда. Тогда Зевс, в своей заботе о людях, послал Гермеса вложить в них стыд и праведность, дабы мог быть порядок в государствах. Гермес спросил Зевса: наделить ли стыдом и праведностью всех или только немногих. Зевс велел всех людей сделать причастными стыду и праведности. Поэтому, когда дело идет, напр., об архитектуре или другом искусстве, то совещаются только немногие знатоки дела; когда же возникает вопрос о стыде и праведности, то дозволяется всякому давать совет, так как праведности всякий причастен.

Признание причастными праведности всех людей и уподобление условий усвоения людьми праведности усвоению ими языка было очень распространенным. Так, в диалоге "Алкивиад Первый" Алкивиад говорит: "Моим учителем правды и неправды был народ". По мнению Сократа, у народа действительно можно выучиться языку, так как весь народ говорит одинаково, но относительно правды и неправды в народе существуют самые разнообразные мнения. Алкивиад же старался устранить это возражение тем, будто бы "в народных собраниях редко занимаются вопросами о правде и неправде, так как считают их не подлежащими сомнению. Обыкновенно же совещаются о том, что полезно им делать; правда же и польза не одно и то же. Ведь много пользы приносило и совершение неправды, и, напротив, тем, кто поступал праведно, правда не принесла никакой пользы".

По учению Протагора, праведности нужно обучаться как любому мастерству. Если нет особых учителей праведности, то это потому, что мы все научены несколько праведности, и потому в этом отношении нет между людьми таких резких различий, как, напр., в искусстве играть на флейте.

«Чуть только ребенок начинает понимать слова, – и кормилица, и мать, и дядька, и сам отец бьются над тем, чтобы он стал как можно лучше, уча его и показывая ему при всяком слове и деле, что справедливо, а что несправедливо, что прекрасно, а что гадко, что благочестиво, а что нечестиво, что можно делать, а что нельзя. И хорошо, если ребенок добровольно слушается; если же нет, то его, словно кривое, согнувшееся деревце, выпрямляют угрозами и побоями. А потом, когда посылают детей к учителям, велят учителю гораздо больше заботиться о благонравии детей, чем о грамоте и игре на кифаре... Кроме того, посылают мальчиков к учителю гимнастики, чтобы крепость тела содействовала правильному мышлению, и не приходилось бы из-за телесных недостатков робеть на войне и в прочих делах.... Государство в свою очередь заставляет их изучать законы и жить сообразно с предписаниями этих законов, чтобы не действовать произвольно и наудачу.... А преступающего эти законы государство наказывает, и название этому наказанию и у вас (в Афинах), и во многих других местах – исправление, потому что возмездие исправляет.

Отрицая в наказании момент возмездия (против пифагорейцев), Протагор видит в наказании средство устрашения, исправления и изоляции: "Если захочешь подумать о сущности наказания преступников, то поймешь, что люди считают добродетель чем-то усвояемым. Никто ведь не наказывает преступников, имея в виду лишь то, что они совершили беззаконие, - (разве только, кто бессмысленно мстит, как животное), а кто старается со смыслом наказывать, тот не за прошедшее беззаконие отплачивает, ведь не превратит он сделанного в не бывшее, а ради будущего, чтобы снова не впали в преступление ни этот самый, ни другой, видящий его наказанным". "Наказывать следует как детей, так и взрослых, чтобы наказываемые стали лучше, а кто не поддается исправлению, того, как неизлечимого, остается извергать из городов или убивать".

Гиппий: “Справедливость (заключается в том, чтобы) не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же без свидетелей, наедине (будет следовать) законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природы необходимы. И предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой (порождения природы), веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения (людей между собой). Итак, тот, кто нарушает законы, если это остается тайным от (остальных) участников соглашения, свободен от позора и наказания. Если же (это) отрывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе (требований), идя против (естества), то, если это и останется скрытым от всех людей, бедствие (от этого для него самого) будет ничуть не большим и не меньшим, чем в том случае, если все увидят. Ибо (тогда) вред причиняется не вследствие мнения (людей), но поистине… Многое, справедливое по закону, враждебно природе (человека)... (В поступках, противоречащих природе) заключается (причина) того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и несчастны, когда можно не быть таковыми” “Закон.., будучи тираном людей, часто действует насильственно, против природы”.

Горгий: "Я думаю, что издающие законы суть люди слабые, и таково большинство. Дабы застращать более сильных людей, могущих присвоить себе что-либо большее, они говорят, будто бы это неправедно; сами же они довольны и тем, если имеют равную долю с сильнейшими. Поэтому с точки зрения закона и говорится, будто присваивать себе больше, чем имеет большинство, гнусно и неправедно. Согласно же с природой сильнейший пред слабейшим должен иметь преимущество. Подтверждение этого мы находим и у животных, и в людских семьях, и государствах. На какое право опирался Ксеркс, когда выступил против Греции, как не на природное право? В этих случаях люди поступают согласно с природой, а не с произвольно нами выдуманным законом, дабы искалечить лучших и сильнейших и поработить их себе, внушая, что между гражданами должно быть равенство. Но когда кто-либо, обладая достаточною силою, сбросит с себя все связывающее его и попрет ногами все противные природе законы, тогда бывший раб станет господином, и тогда в полном блеске проявится то, что согласно с природой. Природная правда состоит в том, чтобы все, чем владеют слабейшие, принадлежало сильнейшим".

Фразимах в «Государстве» Платона: «Ты еще так далек от понятия о правом и неправом, что не знаешь того, что правда на самом деле есть чужое благо: она полезна сильнейшему и, напротив, вредна подвластным. Над праведными простаками начальствует неправда, и они делают полезное сильнейшему и, служа ему, споспешествуют его благу, а нисколько не своему. Праведный во всем ниже неправедного. В частных сделках праведный всегда будет внакладе сравнительно с неправедным. В делах общественных праведный всегда платит больше неправедного, а от государства получает меньше. При отправлении государственных должностей праведный, отдавая все свое время службе, приведет собственные дела в расстройство, а между тем по своей праведности не получит выгоды от службы, а еще навлечет на себя гнев своих родных и знакомых за неугождение им в противность правде. Люди порицают неправду не потому, чтобы страшились совершить ее сами, а потому, что боятся потерпеть ее от других. Святотатцы, разбойники, воры называются злодеями. Того же, кто сверх захвата имущества граждан поработит себе их самих, называют счастливым человеком. Праведное есть полезное сильнейшему; неправедное же полезно подвластным... Всякая власть дает законы, сообразные с ее пользою... Дав же законы, полезные для себя, она объявляет их справедливыми для подданных и нарушителя этих законов наказывает как беззаконника и противника правде...”

Софист Ликофрон трактовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. "Да и закон в таком случае оказывается простым договором или, как говорил софист Ликофрон, просто гарантиею личных прав, сделать же граждан добрыми и справедливыми он не в силах" (Aриcтoтелъ «Политика»).

Задача построения общества из разных, в том числе и плохих (для других) людей.

Аристотеля говорил о законодательном искусстве. Правосудие бывает двух видов – одно неписаное, а другое по закону. Закон – это беспристрастный, свободный от безотчетных позывов разум. В «Риторике»: «...легче найти одного или немногих благоразумных, способных устанавливать законы, чем многих, способных судить... Законодательство создается после долговременных размышлений, а судебные решения выносятся быстро, так что судьям трудно верно определить справедливое и полезное. Главная же причина заключается в том, что решение законодателя подразумевает не отдельный случай, но относится к будущему и имеет характер всеобщности...».

Каждое [положение] права или закона есть как бы общее по отношению к частному, ибо поступки многообразны, а [положение] - как общее - всякий раз одно. Не все подчиняется закону: относительно иных вещей нельзя установить закона, а нужно особое решение голосованием. Для неопределенного и правило неопределенно, так и особое решение голосованием [меняется] в зависимости от предмета.

Государственный строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший. В «Риторике»: «...упущения законодатели допускают и преднамеренно и невольно: невольно, когда упущения в законе ускользают от их внимания, преднамеренно — когда они не могут дать определения какому-то отдельному случаю, потому что их определения должны высказываться в общем и не относительно отдельного случая, но в том, что случается по большей части и что нелегко определить в силу бесчисленного числа случаев...».

Учение о коллизии законов и об их толковании: «...необходимо быть внимательным относительно того, не противоречит ли данный закон какому-нибудь другому действующему закону или самому себе... Если закон двусмыслен, так что можно толковать и применять его... по-разному, в таком случае необходимо определить, какое толкование будет более сообразно со справедливостью или пользой, и затем уже применять его».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поль Рикер об устранении несправедливости | Правила составления законов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.