Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия австрийской Конституции




В Австрии существует "некодифицированная Конституция", состоящая не только из ряда конституционных законов, но и многочисленных конституционных норм, включенных в обычные законы. По подсчетам австрийских юристов, Конституция Австрии на конец 1990 г. состояла из более чем 500 различных элементов, включая международные акты. Так, силой норм конституционного права в стране наделена Европейская конвенция по правам человека 1950 г.

Основу конституционного законодательства Австрии составляет Федеральный конституционный закон, принятый 1 октября 1920 г. Конституционным Национальным собранием и вступивший в силу 10 ноября 1920 г. Данный закон, именуемый "конституцией", претерпел существенные изменения 7 декабря 1929 г. (в основном новеллы касались усиления исполнительной власти) и с тех пор известен как Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г. Действие его прерывалось в 1934-1945 гг. в связи с установлением фашизма и потерей Австрией государственного суверенитета. С мая до декабря 1945 г. действовала временная Конституция Австрии, а с конца декабря 1945 г. было восстановлено действие ФКЗ 1920 г.

На протяжении 80-летней истории ФКЗ 1920 г. претерпел существенные изменения. Только до середины 70-х гг. он изменялся свыше 30 раз. Затем до 1984 г. было введено еще 12 новых статей, одна статья отменена, изменены и дополнены статьи почти всех разделов. На основании Федерального закона 1981 г. в Конституцию был введен новый раздел ("Народная правозащита"). С 1990 г. конституционное законодательство Австрии стало переживать настоящий реформаторский бум. В 1990-2000 гг. в ФКЗ 1920 г. введено 26 новых статей, внесены изменения и дополнения в 95 статей, отменены три статьи (ст. 54, 110 и 131а) и пять абзацев в различных статьях. Претерпела изменения и структура ФКЗ 1920 г. При сохранении первоначальной нумерации статей на сегодня отменены пять статей и фактически действуют 202 статьи. В целом изменения коснулись государственных символов, обороны страны и воинской службы, обеспечения прав граждан и беженцев, школьного дела и воспитания, участия Австрии в Европейском Союзе, организации законодательной и исполнительной власти, статуса членов Национального и Федерального советов, расширения полномочий Административного и Конституционного судов, деятельности Счетной палаты и др.

ФКЗ 1920 г. оказался достаточно гибким для того, чтобы эффективно отреагировать на меняющиеся исторические условия. Этому способствовал облегченный порядок внесения в него изменений и дополнений. Согласно абз. 1 ст. 44 ФКЗ 1920 г., конституционные законы или конституционные положения обычных законов могут быть приняты Национальным советом в присутствии не менее половины членов и большинством (в 2/3) поданных голосов.

Важное место в системе конституционного законодательства отводится многочисленным конституционным законам и обычным законам, содержащим конституционные положения, которых к концу 70-х гг. насчитывалось свыше 300. Из них более 250 было принято после 1945 г. Прежде всего статус конституционных имеют законы, указанные в ст. 149 ФКЗ 1920 г. В них провозглашаются личная свобода, формально-юридическое равенство (равенство перед законом и лишение наследственных привилегий), отдельные экономические, культурные и политические права (неприкосновенность собственности и жилища, свобода предпринимательства, выбора профессии, совести и вероисповедания, собраний и объединений, выражения мнения и подачи петиции). Один из таких законов - Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете, - дополнен на основании ФКЗ от 25 ноября 1973 г. и 12 мая 1982 г. положениями о соблюдении тайны телефонных разговоров и телеграфных сообщений (ст. 10а) и о свободе художественного творчества, популяризации искусства и развития его теории (ст. 17а). Одновременно Конституционным Законом от 29 ноября 1988 г. о защите личной свободы, вступившим в силу с 1 января 1991 г., была отменена ст. 8 Основного закона (о действии Закона от 27 октября 1862 г. о защите личной свободы и о гарантиях против незаконного ареста).

Например:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН об общих правах граждан, для королевств и областей, представленных в рейхсрате 12 декабря 1867 года

2. Все граждане равны перед законом.

8. Личная свобода гарантируется. — Закон 27 октября 1862 года об охране личной свободы объявляется составною частью настоящего конституционного закона. — Всякий арест, произведенный или продленный противно законам, обязывает государство к возмещению убытков потерпевшей стороны.

9. Жилище неприкосновенно. — Закон 27 октября 1862 г. об охране жилища объявляется составною частью настоящего конституционного закона.

...

Кроме указанных в ст. 149 законов конституционного характера выделяются специальные федеральные конституционные законы. Среди последних особую роль играют ФКЗ о вступлении Австрии в Европейский Союз, вступивший в силу после 9 сентября 1994 г., и ФКЗ о заключении Амстердамского Договора, вступивший в силу с 12 мая 1998 г.

Конституционные положения, нашли закрепление в Федеральном законе от 2 июля 1975 г. о задачах, финансировании и предвыборной агитации политических партий, Федеральном законе от 15 июля 1965 г. об австрийском гражданстве и Федеральном законе об охране личных данных, вступившем в силу с 1 января 2000 г. При этом в Законе о партиях значение конституционных положений придано лишь содержанию абз. 1-5 1 ст. 1 (о роли, задачах, порядке организации и деятельности политических партий и их уставах); Законе о гражданстве - содержанию 1 (о разделении австрийского гражданства на гражданство Федерации и земель), п. 4 10 (о преимуществе некоторых категорий иностранцев в получении австрийского гражданства), 25 (о приобретении гражданства иностранцем в силу вступления его в должность штатного профессора университета, штатного или нештатного профессора высшей школы); Законе о защите личных данных - содержанию 1 (о сущности основного права на защиту личных данных, прежде всего в сфере частной и семейной жизни), 2 (о компетенции Федерации и земель в регулируемой области), 3 (о сфере пространственного действия), абз. 2 35 (о полномочиях Комиссии по охране личных данных), абз. 1 37 (о независимости членов Комиссий по охране личных данных) и абз. 1 38 (об организации и Регламенте Комиссии по охране личных данных).

С 1964 г. законодательным путем облегчена трансформация норм международного права во внутригосударственное право. В том же году в ранг конституционных законов были введены положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Первый и Второй дополнительные протоколы к Европейской конвенции (Конвенция и Первый протокол были ратифицированы с оговорками в 1958 г., а Второй протокол - в 1969 г.). В последующем были ратифицированы и вступили в силу протоколы N 4 (с 18 сентября 1969 г.), N 6 (с 1 марта 1985 г.), N 7 (с 1 ноября 1988 г.) и N 11 (с 1 ноября 1998 г.).

Земли представляют собой государственные образования, имеющие конституции (конституционные законы), органы законодательной и исполнительной власти (ландтаги и формируемые ими правительства земель) с собственной компетенцией, представительство в верхней палате федерального парламента - Федеральном совете, гражданство, условия приобретения и утраты которого одинаковы в каждой из земель.

Федеральная конституция детально регламентирует в специальном разделе порядок формирования, состав и деятельность парламентов (ландтагов) и правительств земель. При этом оговаривается, в какой форме и как должна быть принята конституция (конституционный закон) земли (ст. 99), предусматривается роспуск ландтага Федеральным президентом по представлению Федерального правительства и с согласия Федерального совета (ст. 100).

Из Федерального конституционного закона (1920)

Статья 12

1. К ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли - издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по следующим вопросам:

1) призрение бедных; демографическая политика, когда это не подпадает под действие статьи 10; народные попечительские учреждения; социальное обеспечение материнства, младенчества и юношества; лечебные заведения и учреждения социального обеспечения; установление требований, предъявляемых с точки зрения нужд здравоохранения к курортам, а также курортным заведениям и учреждениям; природные источники;

3. К ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли - издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по следующим вопросам:

а) состав и структура коллегий, которые в рамках федеральных школьных органов должны быть образованы в землях и административных районах, включая назначение членов этих коллегий и их вознаграждение;

Статья 15 (в ред. ФКЗ от 2 марта 1983 г. N 175)

1. Если какой-либо вопрос согласно Федеральной Конституции не отнесен определенно к компетенции Федерации в области законодательной или исполнительной деятельности, то он относится к сфере собственной компетенции земель.

6. В связи с тем, что за Федерацией сохраняется лишь установление общих принципов законодательства в рамках, предусмотренных федеральным законом, их конкретизация осуществляется законодательством земель. Федеральный закон может установить для издания конкретизирующих законов срок, который без согласия Федерального совета не может быть менее шести месяцев и более года. Если этот срок землей не соблюдается, то компетенция по изданию конкретизирующего закона переходит от этой земли к Федерации. После принятия землей конкретизирующего закона конкретизирующий закон Федерации теряет силу. В случаях, когда Федерацией как субъектом законодательной власти не установлены общие принципы, законодательство земли может свободно регулировать эти вопросы. После того как Федерация установит общие принципы, положения законодательства земли в течение срока, определенного на основе федерального закона, должны быть приведены в соответствие с законом, установившим общие принципы.

Таким образом, Конституция Австрии имеет сложную, ступенчатую архитектуру, со встроенными друг в друга конституционными актами, а также ассоциированными конституционными законами и конституционными положениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.