Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преддоговорное планирование аудита




Оценка аудиторских рисков при планировании проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности

Определения уровня существенности в ходе аудиторской проверки

Преддоговорное планирование аудита

Предварительное планирование проводится для оценки возможности проведения аудита и заключения договора, а также для информационной подготовки общего плана аудита.

Задачи этапа предварительного планирования сводятся к следующему:понимание бизнеса предприятия-клиента; определение обстоятельств, способных повлиять на жизнеспособность предприятия клиента; ознакомление с организацией и ведением бухгалтерского учета, предварительная оценка достаточности информации для целей аудита; определение вероятности оказания сопутствующих услуг; определение необходимого состава и квалификационного уровня специалистов, сроков работы; оценки возможности проведения аудита и принятия решения.

Основные методы и приемы, используемые аудиторами на данном этапе планирования: просмотр документов; наблюдение; аналитические процедуры; устный опрос руководителей и должностных лиц предприятия.

Источниками информации в данном случае выступают: бухгалтерская документация; договоры на выполнение (получение) работ (услуг) или поставку (получение товаров); учредительская и разрешительская документация; результаты бесед с аудиторами по поводу прошлых аудиторских проверок предприятия клиента; результаты бесед с руководителями предприятия, персоналом бухгалтерии и других подразделений предприятия-клиента,результаты личных наблюдений и другие.

Предварительное планирование осуществляется на начальном этапе аудиторской работы и часто (если это целесообразно) – в офисе клиента Иногда данный этап называют знакомство с бизнесом клиента. Предварительное планирование включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей и составление письменного обязательства.

Прежде чем принять предложение нового клиента, большая часть аудиторских фирм собирает сведения о данной организации, чтобы определить, приемлемо ли ее предложение. По возможности, необходимо оценить репутацию предполагаемого клиента в деловых кругах, прочность его финансового положения и его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой.

В тех случаях, когда будущий клиент ранее пользовался аудиторскими услугами другой аудиторской фирмы, новый аудитор (преемник), должен войти в контакт со своим предшественником. Цель этого требования - помочь преемнику определить, может ли он согласиться с предложением клиента. В ходе общения с предшествующим аудитором его преемник может узнать, например, что клиент не вполне честен или постоянно вступает в конфликты по поводу принципов учета, аудиторских процедур либо размеров гонорара.

Если потенциальный клиент не имел аудиторских проверок ранее, то необходимо проделать исследования другого рода. Источниками информации являются результаты бесед с: местными юристами, другими аудиторами, банками и торгово-промышленные предприятия и.т.п. Аналогичный подход можно использовать, когда предыдущий аудитор не предоставляет требуемой информации или когда при общении с ним выявляется какой-либо признак существующих проблем между ним и фирмой.

Многие аудиторские фирмы ежегодно оценивают своих клиентов, чтобы определить, есть ли основания отказаться от продолжения аудита их отчетности. Имевшие место конфликты по поводу таких обстоятельств, как надлежащая сфера аудита, тип заключения, которое предстоит дать, или размеры гонорара, могут заставить аудитора прекратить партнерство с таким клиентом.

На стадии предварительного планирования аудитор должен решить немаловажный вопрос подбора кадров для проведения аудиторской проверки. Чтобы следовать требовани­ям аудиторских (правил)стандартов и обеспечить эффективность аудита, необходимо соблюдать правило: которое гласит, что проверка должна осуществляется лицом или лицами, имеющими соответствующую подготовку и профессиональные знания в области аудита.

При широких масштабах аудиторских обязанностей в аудите могут уча­ствовать еще один или несколько партнеров и штат работников разных уровней квалификации. Для работы могут быть назначены и специалисты в таких технических областях, как статистическая выборка и компью­теризированный аудит. Для аудитов меньшего масштаба, как правило, достаточно одного-двух штатных работников.

Основной фактор, определяющий укомплектование персонала, - это необходимость преемственности из года в год. Не исключено, что нео­пытный штатный помощник за два-три года работы станет самым ква­лифицированным из всех непрямых участников данного процесса. Преемственность поможет аудиторской фирме сохранять хорошую осведомленность в технических требованиях и укреплять связи между своими служащими и персоналом клиента.

Второе соображение, которым надлежит руководствоваться при ком­плектовании штата, - хорошее знание назначаемыми аудиторами бизнеса клиента.

Предварительное планирование включает в себя и составление письма –обязательства о согласии проведения аудиторской проверки на данном экономическом субъекте. Клиент и ауди­торская фирма должны однозначно понимать условия договора о прове­дении аудита. Чтобы свести к минимуму недоразумения, эти условия надлежит зафиксировать в письменном виде при помощи письменного обязательства.

Письменное обязательство - это соглашение между аудиторской фир­мой и клиентом о проведении аудита и оказании взаимосвязанных с ним услуг. В нем должно быть точно оговорено, что именно входит в обя­занности аудитора: аудит, ревизия или составление отчетов плюс какие-либо иные услуги типа составления налоговых деклараций или услуг администрации. В нем фиксируются также вводимые клиентом ог­раничения сферы деятельности аудитора, предельные сроки завершения аудита, обязанность персонала клиента помогать аудитору в сборе учет­ных данных и документов, готовить для него вспомогательные записи. В него часто включается и соглашение о гонораре. Письменное обяза­тельство является также способом уведомления клиента о том, что ауди­тор не несет ответственности за обнаружение каких-либо обманных действий.

Письменное обязательство не влияет на ответственность аудиторской фирмы перед посторонними пользователями аудируемой финансовой от­четности, но оно может повлиять на ее юридическую ответственность перед клиентом. Например, если клиент подает в суд на аудиторскую фирму за необнаружение существенной ошибки, то единственным сви­детельством в защиту аудиторской фирмы может быть подписанное пись­менное обязательство, констатирующее, что договор заключен о проведении ревизии, но не аудита.

Информация, содержащаяся в письменном обязательстве, важна для планирования аудита главным образом потому, что она обусловливает сроки проведения тестов и общее количество времени на осуществле­ние аудита и оказание других услуг. Если предельный срок сдачи ауди­торского заключения назначен вскоре после даты подведения баланса, то значительную часть аудита следует проделать до конца года. Когда ауди­тор занимается составлением налоговых деклараций и пояснительных за­писок администрации или когда клиент не оказывает ему помощи, необходимо договориться о продлении сроков выполнения аудиторских обязанностей. Введенные клиентом ограничения сферы аудита могут по­влиять на проводимые процедуры, а возможно, и на тип аудиторского заключения.

На стадии предварительного планирования аудитор должен осуществлять сбор первичной информации конечно, аудитор может не знать всех деталей хозяйственной жизни так, как руководство, однако определенную информацию он должен получить: ассортимент производимой продукции, особенности технологического процесса, основные покупатели и поставщики, размещение предприятия с точки зрения удаленности от головного предприятия и рынков реализации, квалификационный уровень рабочих и служащих, эффективность деятельности конкурентов на рынке, политика компании по вопросу повышения рыночной активности.

К основным источникам информации относятся документы, представленные руководством, экономические обзоры в печати, документы предыдущей аудиторской проверки, обсуждение ситуации с руководством, изучение публикуемых отчетов конкурентов.

Основным на этом этапе является изучение системы учета и внутреннего контроля на предприятии. Проверка первого элемента состоит в сравнении фактической системы регистрации данных с положениями, провозглашенными учетной политикой предприятия.

В этом случае необходимо учитывать совокупность факторов, оказывающих на них влияние: а) надежность доказательств, используемых в качестве аргументов персоналом предприятия в процессе внутреннего контроля; б) проведение внутреннего контроля штатом предприятия в соответствии со всеми требованиями и принятие при необходимости корректирующих действий; в) правильность составления представленных работниками отчетов как аудиторских доказательств и принятие при необходимости корректирующих действий.

Знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм той же отрасли, необходимо, чтобы проводить внутриотраслевые сравнения. Аналогично, перед тем, как начать аудит, необходимо изучить такие показатели, как организационная структура, маркетинг и практика распределения, метод инвентарной оценки и специфические характери­стики бизнеса клиента, ибо такого рода информация постоянно исполь­зуется при интерпретации данных, получаемых в процессе аудита.

Аудиторы должны быть достаточно хорошо осведом­лены о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, чтобы иметь возможность определить, есть ли вопросы, которые подлежат отдельному раскрытию. Постоянные файлы аудитора часто содержат такие документы, как ис­тория компании, список главных сфер бизнеса и запись наиболее важных правил применения учетной политики в предшествующие годы. Изучение этих сведений и беседы с персоналом клиента помогают аудитору понять бизнес клиента.

Осмотр зданий и сооружений предприятия помогает лучше понять его деятельность и операции, по­скольку дает возможность встречаться с ведущим персоналом и лично на­блюдать за ходом операций. Беседы со служащими, не связанными со сферой учета, во время осмотра и в процессе аудита позволяют пред­ставить себе ситуацию во всей ее полноте. Увидев своими глазами ре­альные сооружения, аудитор лучше поймет реальные гарантии в отношении активов и сможет качественнее интерпретировать учетные данные.

Полученные таким образом аудиторские доказательства можно считать наиболее ценными и достоверными, поскольку они получены личными наблюдениями аудитора.

Кроме того, зная фактическое расположение зданий, со­оружений и других активов, аудитор легче сможет найти ответы на вопросы, которые могут возникнуть позднее при проверке.

Многие принятые предприятием правила проведения определенной политики и принятие решений, отража­емые в финансовой отчетности, являются частью системы внутрихозяй­ственного контроля, но находятся за рамками системы бухгалтерского учета. Сюда входят такие вещи, как распоряжение финансами и прочими активами, учетная политика, займы и другое. Основные стратегические реше­ния всегда подлежат тщательной оценке. Данная процедура составная часть аудита, позволяющая определить, получила ли администрация раз­решение совета директоров на принятие определенных решений, и удо­стовериться в том, что решения администрации правильно отражены в отчете.

Полезный подход, практикуемый многими аудиторскими фирмами, -включение в постоянные файлы аудитора записи о наиболее важных при­емах политики клиента, а также фамилий и имен лица или группы лиц, правомочных изменить политику. Особенно полезно заносить в постоян­ные файлы аудиторов перечень важнейших общепринятых принципов

учета, например обязанность включать в инвентарную оценку расходы, поскольку это помогает аудитору определять, изменил ли клиент прин­ципы учета. Важное значение имеет периодическое обновление данной информации.

Аудитор при­дает значение хозяйственным операциям между компанией и взаимосвя­занными с ней сторонами, ибо если суммы этих хозяйственных операций существенны, то они раскрываются в финансовой отчетности. Общепринятые бухгалтерские принципы предписывают раскрывать сущность от­ношений между взаимосвязанными сторонами и описывать хозяйствен­ные операции, включая суммы в долларах и суммы, подлежащие выплате взаимосвязанным сторонам или получению от взаимосвязанных сторон.

Поскольку хозяйственные операции между взаимосвязанными сторо­нами подлежат раскрытию, то важно, чтобы уже на раннем этапе аудита все взаимосвязанные с клиентом стороны были идентифицированы. Это ускорит обнаружение неучтен­ных хозяйственных операций между взаимосвязанными сторонами.

Когда аудитор сталкивается с тем, что требует специальных зна­ний, может возникнуть необходимость проконсультироваться со специалистом. В качестве примеров можно на­звать помощь эксперта по алмазам при оценкеих восстановительной стоимости и помощь актуария в определении правильности записи о сто­имости резервов на покрытие страховых потерь. Еще один обычный слу­чай использования специалистов - консультации с юристами по поводу правовой интерпретации контрактов и титулов.

Аудитор должен иметь достаточно хорошее понимание бизнеса кли­ента, чтобы установить, нужна ли ему консультация того или иного спе­циалиста. Составлять план аудита надлежит таким образом, чтобы он предусматривал право аудитора в случае необходимости обратиться за консультацией к специалисту, который был бы одновременно и компе­тентен и по возможности независим от клиента.

В начальной фазе аудита проверяют три тесно взаимосвязанных типа юридических документов и архивов: свидетельство о присвоении статуса корпорации и ее устав, протоколы собраний совета директоров и акци­онеров и контракты. Определенная информация, например о контрактах, должна быть раскрыта в финансовой отчетности. Другая информация (например, о санкциях в протоколах совета директоров) полезна на дру­гих фазах аудита. Ознакомление с этими юридическими документами и свидетельствами на раннем этапе деятельности дает аудиторам возмож­ность интерпретировать соответствующие свидетельства на протяжении всего аудита и проверять, правильно ли они раскрыты в финансовой от­четности.

Рассматривая в качестве свидетельства результаты работы внутреннего аудита на предмет разрешенности, можно установить их четкую зависимость от: свидетельства, используемого для определения существования полномочий на выдачу разрешения для проведения определенных операций; мотивации своих действий работниками, выдавшими разрешение; верности полученного свидетельства на соответствие. С целью создания документального доказательства, т.е. проверки деталей операций и их существования, аудиторы свою работу начинают с проверки источников документов. Однако качество доказательства зависит не только от них, но и от точности операций по переносу данных. Для проверки этого часто применяют прием сравнения деталей, результаты которого находятся в жестко детерминированной связи с точностью, объективностью и независимостью сравниваемых показателей; результатами опросов (обследований); степенью независимости внутреннего оперативного контроля; качеством свидетельства на соответствие. В более широком смысле прием сравнения подразумевает рассмотрение всех документов, относящихся к определенной операции. Кроме того, иногда используют прием сравнения повторного выполнения операций: все имевшие ранее место операции повторяются и результаты их сравниваются.

При анализе последовательности аудитор проверяет по порядку все заранее пронумерованные документы. Недостаток их свидетельствует о неполноте финансовой отчетности, а излишек - об учете ненужных операций. Качество полученного свидетельства в этом случае зависит от результатов обследования, проведенного работниками предприятия по пропущенным пунктам, последовательности и от сопоставимости данных результатов с итогами проверки на соответствие.

На практике письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих услуг, такие отношения принято называть преддоговорной перепиской. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта руководителю до заключения договора на проведение аудита во избежании неправильного понимания или условий предстоящего договора.

В интересах и клиента и аудитора, существует необходимость в том, чтобы письмо-обязательство было послано клиенту перед началом аудита – это поможет избежать многих недоразумений по окончании аудиторской проверки в отношении обязательств обеих сторон.

На практике в нем содержаться указания на очевидность аудита – на необходимость проведения контрольных тестов для выявления достоверности бухгалтерского учета и в частности расчетов по оплате труда, и эффективности контроля на предприятии, а также выполнения процедур для установления обоснованности, точности и достоверности данных учета и соответствия принятого порядка учета законодательным актам.

Основное содержание письма-обязательства на примере ниже представленного составляют следующие аспекты:

- описание объектов аудита бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определение его масштабов(сроков проверки и содержание)

- ответственность клиента за достоверность представляемых данных

- определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство или рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правил которых придерживается аудитор

- вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности

- определение риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента

- обеспечение сводного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой другой информации, изучаемой при аудите

- обязательство аудитора по соблюдению коммерческой тайны

Аудитор по своему усмотрению может включить:

- просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации

- вопросы о предоставлении клиентом в предоставленный срок получения письма-обязательства,а также условия оплаты аудита

Целесообразно в письме- обязательстве о согласии на проведение аудита разделяется ответственность аудитора и ответственность клиента. Под ответственностью аудитора понимаются моральные и материальные обязательства аудитора перед клиентом в соответствии с действующим законодательством и соглашением сторон. Аудитор несет ответственность за свое заключение, а под ответственностью клиента понимается его обязательство предоставлять полную информацию для аудиторской проверки, вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность, соответствующую действующему законодательству и нормативным документам,и использовать аудиторское заключение по назначению.

На практике в соответствии с правилом (стандартом),аудитор может не направлять письмо-обязательство повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма-обязательства. Тем не менее существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.