Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений Подпись Расшифровка подписи Дата

Введение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

 


[1] Источники официального опубликования законов и иных нормативно-правовых актов приведены в списке литературы.

[2] См.: Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С. 18.

[3] См.: Сравнительное конституционное право. М., 1996

 

на тему: Социальные институты современного общества
__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________социология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук _________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург

 

 

В своей повседневной жизни люди понимают под институтами разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Социальный институт, наряду с социальными отношениями и социальными общностями, является вариантом социального взаимодействия.

Общество, создавая тот или иной социальный институт, утверждает и закрепляет тем самым конкретные виды социального взаимодействия. Происходит это без какого-либо плана, но в силу той или иной общественной потребности. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера.

Банки - элемент института бизнеса - развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт.

Сам процесс превращения называется институционализацией. Он складывается из определения и закрепления соответствующих социальных норм, правил, статусов и ролей, приведенных в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Иначе говоря, институционализация - это замена спонтанного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

 

 

1. Понятие «социальный институт» и процесс институционализации.

2. Виды, признаки и функции социальных институтов.

 

1. Понятие «социальный институт» и процесс институционализации.

Социальные институты и институциональные отношения. Динамика социальных институтов. Жизненный цикл социальных институтов.

Семья и брак. Развитие и функции семьи в обществе. Классификация семьи и брака. Жизненный цикл семьи. Родство и родственные системы. Формы и распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Развод, последствия развода для взрослых и детей. Кризис института семьи и брака. Социология семьи.

Экономические институты. Экономические институты, их типология и функции. Экономические группы и экономическое поведение. Производство, его исторические формы и функции. Общественное разделение труда и профессии. Содержание и характер труда. Профессиональные ориентации российской молодежи. Рынок труда, занятость и безработица. Особенности социально-экономического развития современного российского общества.

Государство. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Политическая социология, исследование политического и электорального поведения. Противоречия и специфика правового сознания в России.

Религия. Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии. Ее место в современном обществе и взаимоотношения с государством. Церковь и общество. Проблема религиозности и веры в современном российском обществе.

Образование. Образование как социальный институт общества. Его эволюция и формы. Среднее и высшее образование. Университеты в Европе и России. Кризис образования и выход из него. Социология образования.

 

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Институционализацией называется процесс определения и закрепления соответствующих социальных норм, правил, статусов и ролей, приведенных в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Иначе говоря, институционализация - это замена спонтанного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется. Процесс этот небыстрый и непростой. Рассмотрим его на примере формирования общественного движения. Его прединституциональная фаза характеризуется спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Лидеры движения появляются на короткий срок, а затем смещаются; их появление и смена зависят в основном от энергичности призывов. Но постепенно в этой стихии начинают формироваться определенные правила и нормы поведения, разделяемые все большим числом участников. Эти нормы и правила постепенно становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей участников. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе группы поддержки лидера, быть агитатором и т.д. Возбуждение под воздействием определенных норм постепенно ослабляется, поведение каждого участника становится стандартизированным и предсказуемым. Общественное движение институционализируется, т.е. превращается в социальный институт.

 

Процесс институционализации или образования социального института, если рассмотреть его в обобщенном виде, состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам.

Функции и базовые характеристики социальных институтов

Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;

2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Государство как социальный институт

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4. Регулирование общественных отношений на основе права;

5. Координация интересов на основе компромисса;

6. Контроль с целью повышения эффективности управления;

7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Институт образования в современном в обществе

Социальный институт образования это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Система образования как институт включает следующие компоненты:

· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

· сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

· творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

· учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

· образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

· учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

· периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

К функциям образования относят:

• передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализацию личности, особенно молодежи и ее интеграцию в общество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекции), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура, различные курсы и т. д.)

• социокультурные инновации, разработки и создания новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль

Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложноразветвленную систему — социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Семья как социальный институт

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционное право России как юридическая отраслевая наука и учебная дисциплина | Что такое семья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.