Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции




Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение. В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров- природного и социального.

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического.

Под социальным в человеке понимается, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей - наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.

Первый подход – это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.

Природное в человеке – необходимое условие развития в индивиде его социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

Для анализа возникновения и развития личностных черт выделим факторы, влияющие на формирование личности. Как правило, исследователи выделяют три основные группы факторов: 1) биологическая наследственность человека; 2) его ментальная наследственность и 3) уникальный индивидуальный опыт. Биологическую наследственность мы не выбираем. Она в виде физических параметров, темперамента и пр. достается нам от родителей. Сочетание элементов этой наследственности делает нас неповторимыми. Но есть в нашей биологии и общее, породившее нашу социальность. Оно состоит в том, что человек при рождении и в первые годы своей жизни гораздо беспомощнее, чем другие природные существа. Эту беспомощность он компенсирует через взаимодействие с другими: родители, родственники заботятся о детях. Беспомощен человек и в старости и тогда дети заботятся о родителях. Так на основе биологической слабости человека возникает микросоциальность личности.

Характеристику ментальной наследственности начнем с определения ментальности. Под ментальностью понимается некая пограничная зона сознания и бессознательного, индивидуального и коллективного, в которую входят установки, предрасположенности, готовности индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Формирование этой пограничной зоны - очень сложный процесс. Он зависит от многих объективных и субъективных факторов. Но есть среди них два ключевых: природа и культура. Под природой в данном случае понимаются географические и климатические условия, в которых человек родился и (или) живет. Они находят отражение в обычаях, традициях народов, в их коллективном поведении. Через усвоение последних коллективная ментальность "прорастает" и проявляется в личности.

Некоторые исследователи утверждают, что влияние природных факторов на формирование отдельной личности невелико. Гораздо более существенно влияние культуры группы, к которой принадлежит личность, группового культурного опыта. Культурный опыт зависит от типа культуры и от этапа исторического развития: личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, например, отличается от воспитанной в условиях христианской, а средневековый рыцарь не может появиться в современном обществе. Т.е. каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт, особые культурные образцы. И в результате каждому типу общества соответствует определенный тип личности. Последний включает в себя определенный набор качеств и свойств, которые формирует в человеке общество. Механизм этого формирования весьма сложен, однако узловые его моменты могут быть представлены следующим образом:

1) Общество оказывает на человека информационное, нормативное и эмоциональное воздействие.

2) Человек пропускает это воздействие через себя на рациональном и иррациональном уровне. Что-то он принимает, а что-то отбрасывает. В результате такой "отфильтровки" из поступающей информации человек усваивает не все, а лишь то, что так или иначе необходимо ему для жизни, т.е. сведения. Последние уплотняясь переходят в знания. Нормативное воздействие "оседает" в виде правил, которые в процессе интериоризации превращаются в принципы. Эмоциональное воздействие формирует чувства человека, которые порождают те или иные эмоциональные оценки.

3) Знания, принципы и оценки составляют ядро личности или личностный смысл.

 

 

Заключение

 

Опираясь на сказанное выше, мы можем дать определение личности как сложной, целостной системы, активность которой обусловлена взаимодействием социальных и индивидуальных факторов, как объекта и субъекта био-социальных отношений, объединяющего общечеловеческое, социально специфическое и индивидуально неповторимое.

Каков же механизм взаимодействия личности и общества? Социологи выдвигают следующую формулу, описывающую структуру этого взаимодействия: 1) личность занята поиском своего социального места; 2) общество предлагает ей варианты; 3) личность выбирает из предложенного. Из этого триединства следует, что личность автономна по отношению к обществу. Однако объем и сущность этой автономности в обществах различного типа различны. В демократических обществах объем выше, чем в тоталитарных. В тоталитарных обществах личность в своих проявлениях значительно более регламентирована. Причем регламентация охватывает деятельностный и ценностный уровни, все сферы жизнедеятельности в рамках как макро, так и микросреды и даже внутреннего мира человека.

 

 

Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________

(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)

 

Профессор

кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко

(подпись)

 

на тему: Социальное действие и поведение
__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________социология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.