Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей




Конспект №3.

Тема: «Проблема раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей»

План:

1. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

2. Общий обзор системы ранней помощи и пути ее развития

3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

Диагностикой на основе анализа факторов риска для здоровья активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития.

В основе всей диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Но практика показывает, что в ранние периоды развития лишь небольшое количество детей проходят полное диагностическое обследование на предмет выявления факторов риска для здоровья, еще более актуальной становится эта проблема в тех случаях, когда речь идет о детях с различными недостатками в развитии. Следствием этого является то, что лишь в единичных случаях такие дети получают необходимую специальную и психолого-педагогическую помощь.

В рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

При реализации целей и задач диагностического направления необходимо учитывать существующий опыт такой деятельности. Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, в рамках которого осуществлялись задачи, связанные с психодиагностическим исследованием детей, имеющих проблемы в развитии.

Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Исходя из существующего опыта и анализа ошибок, имеющих место в этом опыте, в данной концепции внимание акцентируется на диагностике факторов риска для здоровья ребенка.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе служб медико-психолого-педагогической помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Основой такого подхода является положение ведущих дефектологов (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, Ж.И. Шиф и др.) о необходимости учета и принятия того, что изучение детей должно быть максимально объективным. Кроме этого необходимо учитывать ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Это еще раз подчеркивает единство связи своевременной психодиагностической и коррекционной работы.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что знание о наиболее существенных причинах, по которым возникают проблемы в развитии ребенка, позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дают возможность определить основное направление и содержание реабилитационной работы с такими категориями детей, с их семьями.

Необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и определяет возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

- максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;

- устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения;

- расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни; верхняя граница - вся жизнь;

- непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;

- выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

- построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

- использовать более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

- значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды – обязательное включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Сегодня важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) - системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования. И здесь важно определить основные задачи раннего выявления и диагностики нарушений в здоровье детей.

Основными задачами раннего выявления нарушений в здоровье детей являются:

- своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Основным содержанием диагностической работы является:

- своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;

- ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

- дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей;

- изучение потребностей и запросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание диагностической работы значительно расширяется, если речь идет о детях с ОВЗ школьного возраста. И здесь большое значение придается психолого-медико-педагогическому обследованию детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.