Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование предоставления ЗУ

Практическая монополия КПРФ в Правительстве страны в период 1990-х годов, с ее традиционным взглядом на решение земельного вопроса (земля - это общественное достояние, принадлежащее всему народу РФ) при принятии НПА не позволила процессу формирования единых ЗИК на базе промышленных предприятий приобрести массовый характер в экономике.

Высокий инвестиционный риск был обусловлен во многом и тем, что практически все предприятия не обладали правом С на ЗУ, расположенные под ними, что в свою очередь снижало уровень гарантий права частной С на объекты недвижимости.

 

Основные проблемы развития территорий крупных городов, порожденные спецификой размещения предприятий в советское время:

► неэффективное использование городских территорий;

► нарушение градостроительного регламента;

► ухудшение экологической ситуации в городе.

Чем ближе ЗУ находится к центральной части города, его деловому центру, тем он дороже как по своей стоимости, так и по возможности использования для производства товаров и услуг.

Поворотным этапом в процессе формирования ЗИК на базе промышленных предприятий стал последующий Указ Президента РФ № 1535 от 22 июля 1994 года, утвердивший «Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

 

Право выкупа ЗУ получили не только собственники предприятий, но все без исключения собственники строений и даже помещений (последние могли получить долю в праве на участок). Был установлен предел для цены выкупа: трехкратная величина нормативной цены за землю.

 

Препятствия на пути выкупа ЗУ под приватизированными предприятиями выражались не только в ограничительных мерах по хозяйственному обороту земли, но и в непостоянстве нормативно-правового регулирования ценообразования и процедуры выкупа на один из самых важных производственных ресурсов - землю (таблице 4.2).

 

Таблица 4.2 - Динамика нормативно-правового регулирования выкупной цены земельных участков под приватизированными предприятиями

Название документа Повышающий коэффициент ставки земельного налога Нормативная цена земельного участка Выкупная цена земельного участка
1. Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.1991 г. №1738-1   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога
2. Закон РФ «О республиканском бюджете на 1993 год» от 14.05.93 г. №4966-1   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога
3. Закон РФ «О республиканском бюджете на 1994 год» от 01.07.93 г. №9-ФЗ   50-и кратная ставка земельного налога 50-и кратная ставка земельного налога
4. Указ Президента РФ №1535 от 22.07.94 г.   50-и кратная ставка земельного налога Нормативная цена земли с коэффициентом от 1 до 3
5. Постановление Правительства РФ №1204 от 03.11.1994 г.     200-кратная ставка зем. налога, но не более 75% от рыночной стоимости Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3  
6. Указ Президента РФ №479 от 11.05.1995 г.   10-кратная ставка земельного налога   Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3
7. Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 №562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.»   - Равна нормативной цене земли с коэффициентом от 1 до 3
8. Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 г. - - -
9. Указ Президента РФ от 16.05.1997 г. №485 - - Не менее 5-ратной ставки зем. налога
10. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.2001 г. №163-ФЗ   - Не менее 5-ратной ставки земельного налога
11. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ х Кадастровая стоимость   Для городов с численностью: – выше 3 млн. чел. от 5 до 30 ставок зем. налога; – от 0,5 до 3 млн. чел. – 5-17 ставок зем. налога; – до 0,5 млн. чел. – 3-10 ставок зем. налога

Только с конца 2001 года, после принятия Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», установилась постоянная процедура выкупа и ценообразования на ЗУ, расположенные под приватизированными предприятиями.

Но и в этом случае все административные барьеры на пути формирования единых ЗИК на базе приватизированных предприятий сняты не были.

В руках органов власти осталось как минимум два существенных рычага воздействия на этот процесс, представленных на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 - Административные рычаги воздействия на ЗИК

 

На сегодняшний день местные власти в городах могут брать земельный налог за единицу площади участка:

w в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек от 5 до 30 ставок;

w в городах с численностью населения от 500 тыс. до 3 млн. человек - от 5 до 17 ставок;

w в городах с численностью населения ниже 500 тыс. - от 3 до 10 ставок.

В результате использование этих рычагов процесс выкупа ЗУ промышленными предприятиями не приобрел массового характера в нашей стране до сих пор.

 

Здесь можно выделить два основных направления, представленных на рисунке 4.4.

Рисунок 4.4 - Основные направления правового регулирования ЗО в РФ

В этих целях приняты такие основополагающие федеральные законы по земле:

► ЗК РФ;

► «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

► «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

►«О введении в действие Земельного кодекса РФ»;

►«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ;

► «О государственном земельном кадастре»;

► «О землеустройстве».

 

Правительством РФ утверждены «Положение о государственном земельном контроле», «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель», принято специальное постановление «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

В значительной мере были развернуты на всей территории страны работы по созданию системы государственного земельного кадастра, которые ведутся в соответствии с федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)».

ЗО в РФ регулируются следующими НПА (рисунок 4.5)

Таким образом, на современном этапе экономического развития страны, когда основной целью земельных преобразований является создание условий для вовлечения земли в хозяйственный и экономический оборот как объекта прав собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве, завершается процесс перехода к реализации положений Конституции РФ о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности.

Рисунок 4.5 - Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих ЗО в РФ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Год стал началом нового этапа в жизни России - процесса приватизации государственного и муниципального имущества | Право собственности на ЗУ у РФ, субъектов РФ и МО возникает с момента государственной регистрации права с на ЗУ в соответствии с законодательством РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.