Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные принципы управления




Экономический механизм менеджмента

Принципы управления – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения по осуществлении управленческих функций:

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении – оптимальное распределение полномочий при принятии управленческих решений;

· единоначалие и коллегиальности в управлении – руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию и это дает ему формальная организация.

Коллегиальность – это выработка коллективного решения на основе мнения руководителей разных уровней, а также исполнителей конкретных решений.

· принцип научно-обоснованности – предполагает научное предвидение и планируемое во времени социально-экономические преобразования организации;

· плановости – установление основных направлений и пропорций развития организаций в перспективе;

· сочетание прав, обязанностей и ответственности;

· принцип частной автономии и свободы – все инициативы исходят от свободно-действующих хозяйствующих субъектов, выполняющих функции управления по своему желанию, но в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности определяется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров;

· принцип иерархичности и обратной связи – предполагает создание многоступенчатой структур управления, при которой нижестоящие звенья получают распоряжения от нижестоящих, а контроль за их деятельностью осуществляется на основе обратной связи – это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействия;

· принцип мотивации – создание сбалансированной системы материальных и моральных стимулов, учитывающий состояние внешней и внутренних сред организации и требование времени;

· демократизация управление – участие в управлении всех работающих через введения коллективных систем оплаты труда, совместные денежные средства, вложенные в ценные бумаги предприятия;

· коллегиальное принятие решений и единой административное управление.

4.2 Функции управления [S3]

Управление – совокупное осуществление функций.

Функции:

· общие функции управления – связаны со стадиями процесса управления, на основании этих функций реализуется принцип единоначалия;

· специфические функции управления – определяются сутью объекта управления или направленностью деятельности внутри организации, на основании этих функций реализуется принцип единства целей и руководства.

Общие функции управления:

· планирование – процесс обеспечения ясности ожиданий от конкретных действий и тем самым создание предпосылок для достижения целей организации;

Принципы функции планирования:

ü единство планирования и контроля – основан на принципе кибернетики обратная связь, на орган который осуществляет планирование возлагается и контроль за выполнение установленных планов, подобное сочетание позволяет отслеживать ход выполнения плана, выявляться отклонения и оперативно корректировать;

ü комплексное сочетание планирования, контроля и обеспечения – орган, который планирует, а одновременно и обеспечивает подготовку деятельности по соответствующей функции, данный принцип способствует установлению реальных планов и определяет комплексную ответственность за материальное и техническое обеспечение. При несоблюдении данного принципа имеет место столкновение интересов и размывание ответственности;

ü отделение планирование и контроля от исполнения – основой данного принципа является закон действия силы, вынесенной за пределы системы, обеспечивает поддержание напряженности принимаемых планов, исключается соблазн заинтересованного руководителя брать на себя не достаточно напряженные планы и корректировать их под фактическое выполнение.

В отношении контроля орган, на который возложен контроль, может должным уровнем выполнять свои обязанности только в том случае, если не будет подчинен тому подразделению, работу которого он должен оценивать;

ü принцип соответствия прав и ответственности – если на какое-то должностное лицо и подразделение возлагаются обязанности, ответственность или функции, то им должны быть приданы соответствующие права и средства;

ü принцип нормирования – чем больше обоснованных норм по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет её организованность, уровень планирования и контроля.

При реализации функций планирования удается достичь следующих целей:

· устранить отрицательный эффект неопределённости;

· сосредоточить внимание на главной задаче;

· добиться экономичного функционирования;

· облегчить контроль.

Методы планирования:

· директивные – технико-экономическое обоснование, методы. Данные методы позволяют определить количественные меры планирования заданий, обеспечить взаимоувязку ресурсов на входе с результатами на выходе.

· вероятностные – примерные сценарии будущего обеспечивают гибкость, позволяют быть готовыми и позволяют не упустить возможности поставленных целей, когда они появляются.

2) Организация

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах:

· как процесс создания системы;

· как процесс её совершенствования и упорядочивания.

То есть под организацией понимаются:

· процессы определения рациональны форм разделения труда, разделение работы среди групп, подразделений, разработка организационной структуры и структуры управления, регламентация функций, подфункций, работ и операций

· установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

· подбор и расстановка кадров.

Принципы функции организации:

· делегирования управления – передача подчиненному задач или деятельности из сферы действия руководителя.

При реализации данного принципа должны присутствовать:

ü соотношения между ответственностью и полномочиями;

ü предел делегирования;

ü обязанности подчиненных при делегировании.

· экономичность – ни один высокооплачиваемый квалифицированный специалист не должен выполнять работу более низкой квалификации;

· стереотипизация действий – в процессе своей деятельности некоторые действия человек осуществляет многократно и достаточно часто, складывающееся стереотипы – это основа трудовых навыков и порядков;

· специализация – работа каждого человека в организации должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции.

Организация работ – это функция, которую осуществляют все руководители независимо от ранга. Смысл состоит в делегировании обязанностей, как по горизонтали, так и по вертикали, что определяет соотношение централизации и децентрализации в управлении. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важных решений определяются как централизованные. В децентрализованных организациях решение важных вопросов передается на нижестоящие уровни.

Достоинства централизации:

· решения принимаются руководителями, хорошо представляющими работу всей организации;

· лица, принимающие решение имеют лучшую подготовку;

· устранение дублирования работ снижает затраты;

· отсутствует ситуация, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других и организации в целом;

Недостатки централизации:

· решения принимаются руководителями, плохо осведомленными о конкретных ситуациях;

· лица, принимающие решения, редко вступают в прямые контакты с теми, кто их реализует;

· увеличение вероятности принятия неверных решений из-за большего числа лиц, участвующих в их подготовке.

Достоинства децентрализации:

· решения принимаются руководителями, располагающими наибольшей информацией о сложившейся ситуации;

· активное участие руководителей среднего звена в подготовке и принятии решений повышает их компетентность и заинтересованность в результатах работы;

· создаются лучше условия для профессиональной подготовки и продвижения руководителей среднего звена.

Недостатки децентрализации:

· увеличение объемов управленческой работы по согласованию вопросов между различными службами;

· затраты на оплату труда руководителей будут выше, так как на нижестоящих уровнях требуются более подготовленные, а значит вышеоплачиваемые руководители;

· заинтересованность руководителей служб только своей структурной единицы;

· препятствует унификации процесс работы всех подразделений организации.

· Регулирование

Достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом или планом. Регулирование осуществляется через координацию и руководство. Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между организацией в целом и её внешней средой.

Руководство – это основное понятие процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Принципы функции регулирования:

· минимизация воздействия – учет специфики функционирования системы, в противном случае будет иметь место избыточность, что приведет к организационным и психологическим последствиям, но установка на минимизацию воздействия без учета закономерностей функционирования системы в конкретных условиях приведет к попустительству, невмешательству и низкой активности;

· системность воздействия – рассмотрение регулируемого процесса в рамках целостной системы;

· комплексность воздействия – активность субъекта деятельности и управленческого взаимодействия полимотивированна и регулируется широким кругом факторов;

· внутренняя непротиворечивость воздействия – комплексно используемые стимулы не должны вызывать взаимоисключающих эффектов.

· Мотивация – процесс формирования у работников необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которая развивается на основе осознания, как своих личных потребностей, так и потребностей других людей.

При должной мотивации у работников появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и достигать целей организации.

Способы улучшения мотивации труда:

· материальное стимулирование – отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда.

Включает:

ü совершенствование систем заработной платы;

ü предоставление возможности работника участвовать в прибыли;

ü улучшение качества рабочей силы;

Потребность в денежных средствах будет расти до определенного предела, после которого деньги становятся условием нормального психологического состояния. В этом случае в качестве доминирующих будут выступать потребности более высоких уровней – это самодостижение и самовыражение;

ü совершенствующие организации труда – постановка целей

Правильно поставленная цель путем формирования ориентации на её достижение служит мотивирующим средством для работников;

ü обогащение труда – предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включение в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством, как основной, так и смежной деятельности;

ü ротация – чередование видов деятельности или работ за определенный промежуток времени;

ü улучшение условий труда и применение гибких графиков;

· не денежное стимулирование;

· вовлечение персонала в процесс управления.

· Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Принципы функции контроля:

· принцип прямого контроля – осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов, необходимость прямого контроля возникает из-за того, что люди, допуская ошибки, часто не принимают правильных и своевременным мер по их исполнению;

· принцип опережающего контроля – управленческий контроль обычно воспринимается как система обратной связи, при которой руководитлей выявляет уже свершившиеся отклонения и обеспечивает регулирующее воздействие для достижения выходных характеристик на заданном уровне, поэтому нужна такая система, которая позволяла бы давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут;

· автоматизация контроля – контроль должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя;

· централизация контроля – руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях от заданного плана, а если это невозможно, то регулировать самые важные участки работы;

· постоянство контроля – чем меньше промежутков времени между операциями контроля, тем выше его активность и более действенные меры можно предпринять;

· объективность контроля – недопустимо использовать личные симпатии и антипатии в отношении кого-либо из подчиненных и более того использовать контроль как карательное средство;

· контроль по критическим точкам – эффективный контроль процессов требует учета как можно большего количества факторов, позволяющих оценить выполнение намеченного плана, но такая практика ведет к созданию сложной и дорогостоящей системе учета и непроизводительному использованию усилий и времени руководителя;

· контроль по нормативам – выполнение планов с желаемой степенью эффективности руководитель может определить, если заранее знает, чего следует ожидать. Такими критериями могут быть цели, задачи, нормативы и они должны быть выражены в поддающейся проверке количественных и качественных показателей;

· адекватность системы контроля личности руководителя – методы контроля зависят от должностного положения руководителя, стоящих перед ним задач и во многом отражают исповедуемую им философию управления.

Виды контроля:

· предварительный:

ü определение вводных переменных системы;

ü введение системы критериев и величин отклонений;

ü организация системы вводных переменных;

· текущий:

ü выделение показателей функционирования системы, подлежащих контролю;

ü введение критериев отклонения параметров и их критических величин;

ü организация выявления соответствующих отклонений, в том числе получение информации, сравнение, выявлений и оценка отклонений, определение корректирующего воздействия, организация коррекции;

· окончательный:

ü определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности образцу, ожидаемому результату или нормативно-обусловленному варианту поведения;

ü определение причин отклонений, а также путей и механизмов их устранения;

ü выводы о необходимости применения соответствующих санкций в отношении исполнителей или организаторов исполнения при неудовлетворительных результатах или определяются меры стимулирования при удовлетворительных;

Специфические функции управления:

· функции, реализующие производственные задачи или операционную деятельность:

ü техническая;

ü технологическая;

ü снабжение;

ü сбыт;

ü организация труда;

ü транспортное и хозяйственное обслуживание;

· функции экономического и правового регулирования:

ü планирование;

ü прогнозирование;

ü маркетинг;

ü финансы;

ü учет;

ü контроль;

ü нормирование труда;

ü юридическая;

· функции кадрового и социального обеспечения;

· инновационные функции.

Структура управления [S4]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.