Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы ценовой эластичности спроса




1. Чем больше заменителей имеет товар, тем элас­тичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяе­мые товары всегда позволяет сделать выбор в пользу более деше­вых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса. Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене на соль размеры спроса будут изменяться незначительно. Однако если возрастет цена на какую-то марку шампуня, то многие потребители могут пере­ключиться на потребление другой.

2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая то­варом, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Так, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги химчистки или пра­чечной.

3. Чем больше удельный вес затрат на товар в расхо­дах. потребителя, тем выше эластичность спроса. При этом не­обходимо иметь в виду, что это правило выполняется при учете по­стоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на такую продукцию не при- водит к изменению спроса на нее. иднако еилм оиорса^.у. чспш па мясо, являющееся одним из основных продуктов питания,' расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности.

4. Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Это ситуация дефицита. По этой причине фирмы-монополисты заинтересованы в создании де­фицита, так как это дает возможность повышать цену.

5. Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при силь­ном снижении цены.

6. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластич­ность спроса. При этом под агрегированностью понимается возмож­ность объединения товара с другими товарами во все более расши­ряющиеся группы.

1. Плавленый сыр "Виола" в Новоарбатском гастрономе.

2. Плавленый сыр "Виола".

3. Плавленый сыр.

4. Сыр.

5. Молочные продукты.

В данном примере степень агрегированности товара возрастает. Спрос на наиболее агрегированный товар — молочные продукты — будет наименее эластичным.

7. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется тем, что потребителю необходимо время для отказа от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые товары и услуги (жилье, транспорт) требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Ана­логичным образом поступают предприятия в случае, например, по­вышения цены на нефть, газ и т. п.: они не сразу снижают спрос на данную продукцию, поскольку им требуется время для перестройки производства, изменения технологии, поиска новых источников до­ходов.

 

2. Эластичность спроса по доходу.

 

В развитых странах каждые 20-30 лет доход населения уве­личивается примерно в 2 раза. Соответственно изменяется и потребление, а значит, и производство. Поскольку доход воздействует на спрос, постольку возникает необхо­димость определения эластичности спроса по доходу. Она характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффи­циент эластичности спроса по доходу (ЕI) показывает, на сколько процен­тов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле: ЕI =,

где I — доход потребителя.

Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что для некоторых товаров он меняет свой знак.

Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (EI <0). Такие товары называются некачественными (например, масло, сметана, цельное молоко).

Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют по­ложительную эластичность (ЕI > 0). Такие товары называются нор­мальными или стандартными. При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:

а) товары первой необходимости. Спрос на эти товары растет медленнее роста доходов. Коэффициент эластичности 0 < ЕI < 1;

б) предметы роскоши. Спрос на них опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности

ЕI >1;

в) товары второй необходимости. Спрос на них растет в меру повыше­ния доходов. Коэффициент эластичности ЕI = 1.

Практически значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в со­стоянии застоя, и умирающие. Чем выше в отрасли относительная эла­стичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента ЕI темпами, примерно одинако­выми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в

отрасли, а отсутствие роста — о застое. Oтрицательный коэф­фициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации пред­приятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития по­зволяет своевременно определять критические области, проводить их реор­ганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изме­нения в экономике страны в целом.

 

3. Перекрестная эластичность спроса.

 

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на один товар (например, X) в зависимости от изменения цены другого товара (например, У). Коэффициент перекрестной эластич­ности спроса вычисляется по формуле:

Exy = Процентное изменение спроса на товар Х/Процентное изменение цены на товар Y .

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положи­тельное, отрицательное и нулевое значения.

Взаимозаменяемые товары имеют Exy > 0, так как повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку Х заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости двух товаров.

Взаимодополняемые товары имеют Exy < 0. Например, с повыше­нием цены на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отри­цательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.

Независимые товары имеют Exy = 0. В этом случае изменение цены

на один товар никак не отражается на спросе на другой. Например, с рос­том цены на хлеб спрос на цемент не изменится.

Следует также иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Очевидно, например, что если цена мяса сни­зится, то спрос на кетчуп возрастет; однако если цена кетчупа увеличится, то это вряд ли изменит спрос на мясо.

Расчет и анализ коэффициентов перекрестной эластичности позволяют установить принадлежность продукции к определенному типу: взаимо­заменяемой или взаимодополняемой. Кроме того, расчет коэффициента перекрестной эластичности применяется также для доказательства отсут­ствия монополизации фирмой производства какой-либо продукции: при положительном коэффициенте перекрестной эластичности Exy в случае повышения цены на продукцию данной фирмы происходит рост спроса на взаимозаменяемую продукцию другой фирмы.

 

4. Эластичность предложения.

 

Количество предлагаемых к продаже на рынке товаров и услуг, так же как и размеры спроса на них, по-разному реагирует на изменение в их цене. Для определения реакции продавцов на изменения цен используется пока­затель эластичности предложения. Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене. Методика расчета коэф­фициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэф­фициента эластичности спроса: Es=.

Особенность Es, состоит в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цена всегда движутся в одном направле­нии и кривая предложения имеет положительный наклон (является возрас­тающей).

Эластичность предложения зависит от возможности длительного хранения товара, потенциала расширения про­изводства, времени. Последний фактор играет решающую роль в опреде­лении коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее время, которое есть у производителя, тем больше он имеет возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределения ресурсов между альтернативными направлениями их использования.

На графике предложения более пологая кривая S имеет большую эла­стичность. Предложение эластично, если ЕS > 1; при неэластичном пред­ложении ЕS < 1:

Рис. 6 Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложения.

На рис. 6 кривая S1 характеризует эластичное предложение. При ЕS > 1доход продавцов растет быстрее с повышением цены. Напротив, при ЕS < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет мед­леннее (сравним B1, и С1). С другой стороны, чем выше эластичность предложения, тем быстрее снижаются доходы продавцов; чем ниже элас­тичность, тем медленнее падение доходов (сравним B2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие измене­ния спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса более эластично по сравнению с предложением крупных предприятий.

Существует также предельная эластичность предложения: нулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая пред­ложения вертикальна, как S1 на рис. 6. Здесь объем предложения Q* не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая пред­ложения картины какого-нибудь выдающегося художника, например Рем­брандта, является совершенно неэластичной, поскольку в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увели­чено, как бы высоко ни поднялась цена.

Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна, как S2 на рис. 6. В этом случае предложение существует только при цене Р0, но при цене Р 0 продавцы готовы продать любое тре­буемое количество товара. В данном случае говорят, что кривая предложе­ния является совершенно эластичной.

 

P

S1 Cовершенно неэластичное предложение

 

P0 S2

Совершенно эластичное предложение

 

 

0 Q* Q

 

 

Рис. 7 Конфигурации кривых предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложения

При ограниченных ресурсах никакая реальная кривая предложения не может быть совершенно эластичной на всем ее протяжении. Однако на каком-то промежутке времени кривая предложения может иметь бесконечную эластичность, если товар производится при не­изменных затратах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.