Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека




Организм представляет собой единую сложную систему. В организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединены в системы. Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и все­го организма лежит обмен веществ, включающий два взаимо­связанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиля­цию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Од­новременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях, (сокра­щение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и асси­миляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимо­действие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. По­этому необходимо постоянное поступление питательных ве­ществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровенос­ным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещест­ва поступают из пищеварительной системы, а кислород - из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, достав­ляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращени­ям сердца, работа которого, как и других органов, регулируется нервной системой и т.д.

Взаимосвязь между различными системами органов прояв­ляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровожда­ется изменениями и в других системах. Так, во время физиче­ской работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечно­сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем ор­ганов.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (на­следственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Без знания строения организма человека, особенностей про­цессов жизнедеятельности отдельных его органов, систем орга­нов нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, нельзя также обеспечить его физическое развитие и совершенствование.

Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности бу­дущего специалиста, который при изучении данной темы полу­чает возможности:

-изучить особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физи­ческими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;

- уметь диагностировать состояние своего организма и от­дельных его систем;

- вносить необходимую коррекцию в их состояние средствами физической культуры и спорта;

- уметь рационально соотносить физкультурно-спортивную деятельность и ндивидуальные особенности организма, а так­же учитывать условия труда, быта, отдыха.

Человеческий организм - сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в по­стоянном взаимодействии и являются единой саморегулируе­мой и саморазвивающейся системой, обеспечивающей взаимо­действие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

В организме человека насчитывается более 100 триллионов клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно: фабри­ку по переработке веществ, поступающих в организм; генератор, вырабатывающий биоэлектрическую энергию; компьютер с большим объемом хранения и вьщачи информации. Кроме этого, определенные группы клеток выполняют специфические, прису­щие только им функции (мышцы, кровь, нервная система и др.).

Наиболее сложное строение имеют клетки ЦНС - нейроны. Их насчитывается в организме 10-15 миллиардов. Каждый ней­рон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц инфор­мации в секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совер­шенная ЭВМ.

Каждую клетку необходимо снабдить питательными веще­ствами и кислородом, вывести из нее продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспе­чить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к ка­ждой клетке подходит кровеносный сосуд -капилляр - и нерв­ное волокно. Организм человека состоит из отдельных oprarioe, выпол­няющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющие совместно общие функции - это система орга­нов. В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. Взаимосогласованные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.

Многие функциональные: системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним от­носятся: кровеносная система, система органов дыхания, опор­но-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.

Внешняя среда в общем виде может быть представлена мо­делью, состоящей из четырех взаимодействующих элементов: физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, сол­нечная энергия); биологическая окружающая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество); производственная среда (производство и труд чело­века). Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно, она может оказывать на организм, как полезные, так, и вредные воздействия. Из внешней среды организм полу­чает все необходимое для жизнедеятельности и развития, одна­ко, вместе с тем, он получает многочисленный поток воздейст­вий (температура, влажность, солнечная радиация, производст­венные, профессиональные вредные и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях воз­можно только в том случае, если организм своевременно реаги­рует на воздействия внешней среды соответствующими при­способительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды или адаптируется к новым условиям сущест­вования. Следует отметить приспособительные изменения функциональных параметров имеют определенные границы, за пределами которых происходит нарушение свойств системы или даже ее распад и гибель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.