Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим труда и отдыха




Главной областью действий, главной точкой приложения усилий, главным способом проявления творческого начала, для каждого является труд. Для студента это учеба.

Написание данного раздела лекции достаточно сложная вещь. Дело в том, что студенческая жизнь строится под расписание занятий, а это расписание имеет лишь 4-месячную стабильность. В процессе учебной недели одни занятия у студентов начинаются в 8-30 утра, в другой день в 11-00 и т.д. Как планировать учебный день? Как все это вписать в установившийся и сложившийся годами биологический ритм? Вопросов достаточно много, и конечно, внеказенные рекомендации могут быть предметом критики. Необходимо было взять, что-то за основу. Этой основой, для дальнейших рассуждений, явился суточный бюджет времени студента, предшествующий 12 часам (учебных занятий в аудиториях и 4-6 часов самостоятельных) и 12 часов, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание).

Отнимите от последних от 1,5 до 3 часов на дорогу до Университета, 3 часа на прием пищи. Приведенное еще раз подтверждает наличие того колоссального современного ритма студенческой жизни. Конечно, студенты поставлены в разные условия, кто-то живет в общежитие, кто-то дома, кто-то освобожден от необходимости дополнительно зарабатывать деньги, а кто-то вынужден это делать.

Но главной областью приложения усилий студентов должна являться учеба.

Рассмотрим, как в таком случае следует строить режим дня.

Стабильным могут являться подъем, который следует планировать в период с 6-30 до 8-00 в зависимости от начала первой пары занятий. Далее утренняя зарядка, завтрак. Вычтите время пребывания на зачетах в университете, обеды, ужины. А теперь расчетливо планируйте время на самообразование, включая занятия физкультурой и спортом.

Кто более рационально и быстро совершит покупки при походе за ними в супермаркет? Тот человек у кого на бумаге заранее отмечено, что он должен приобрести, или тот который посетил магазин без предварительного плана?

Так и в жизни каждого из нас, гораздо больше можно сделать дел, если ты имеешь план действий. Это не займет много времени у вас вечером. Зато от того, что вы сделаете, вы получите удовольствие.

Удовольствие от учебы вы получаете тогда, когда отношение к ней можно определить формулой: «Мне нравится моя учеба». Оно определяет ваше отношение к делу, оно определяет ваше поведение в коллективе. Есть еще одна формула: «Мне надо сделать много работы». Такое отношение приносит удовлетворение от умения включать свою волю, проявлять характер и наконец, от чувства выполненного долга.

Но это не должно быть самоистязанием.

Нужно помнить и любить себя и укреплять свое здоровье, совершенствовать свои действия.

Не маловажное значение имеет для здоровья психологический климат в учебной группе. Выбери из студентов тех, кто тебя понимает; тех, с кем тебе приятно реализовать собственные планы; тех, у кого планы, имеют черты сходные с твоими.

Действительно, многое решает установка, на что студент нацелен воспитателем, какими нравственными и социальными ценностями он руководствуется. Нравственно ценностный капитал дан человеку не для хранения и ожидания прихода чрезвычайных ситуаций.

Не следует забывать о чуткости, уступчивости, внимательном отношении к товарищам. Все эти вещи должны быть обычными взаимоотношениями в процессе учебы. Здоровый климат в коллективе - это часть вашего здоровья. Это тогда когда все понимают свою сопричастность друг к другу, уважение, благожелательность и подлинное товарищество.

 

Зачем студенту отдых

 

Казалось бы яснее ясного, что отдых нужен для того чтобы отдыхать. Но вернемся к работе. Когда в организме расход энергии превышает ее приход, то мы начинаем чувствовать усталость.

Включив волю, сделав усилие над собой, студент продолжает учиться. Но откуда брать энергию, где ее достать?

Организм, как и человек, если ему чего-то не хватает, он берет это взаймы. Но организм не может пойти на сторону и взять энергию. Поэтому он берет ее из себя. Он пользуется энергетическими веществами, предназначенными для функционирования организма, для поддержания жизни в нем самом.

Но этот кредит не может оставаться не замеченным, и всегда реагирует. Физическая и умственная деятельность перерастает в усталость или переутомление, что в худшем варианте выражается в развитии какой-то болезни.

Что же происходит? Физическая усталость подхлестывает работу нервных центров. Поток нервных импульсов идет не только к работающим мышцам, но и к мышцам не связанным с работой. Начинается двигательно-сократительный разнобой. Выполнять работу в таких условиях не возможно.

Одновременно нервные импульсы подгоняют сердечно - сосудистую систему. Учащается пульс, поднимается давление, увеличивается приток кислорода, а следовательно увеличивается частота дыхания.

Но если в таком случае физическую работу прекращают сразу, то с умственной - такого отключения не происходит.

Физиологические процессы при умственной работе протекают при большом напряжении памяти, внимания, поэтому заемная энергия расходуется постепенно. Именно поэтому накопление следов нервного перенапряжения долго не обнаруживается, утомление маскируется и наконец, наступает предел, который выражается в нервно-эмоциональном возбуждении. По-моему понятном для всех.

Пульс в период сдачи экзаменов у студентов подскакивает до 160-170 ударов в минуту. Понятно, что умственная усталость, если цель достигнута – экзамен сдан – быстро проходит. А если нет? Если умственное утомление повторяется систематически. Это и является причиной переутомления. Особенно оно опасно для студентов со слабым типом нервной системы и некрепких физически.

Факт неопровержимый – любая усталость лечится отдыхом. Но организуя отдых, следует учесть и характер труда. При физической работе – участвуют одни центры мозга, а при умственной другие, поэтому и отдых должен быть разным.

Вспомним И. Н. Сеченова и его простые правила.

 

Первое: Тяжелая работа требует частых, но коротких перерывов. А легкая редких, но длинных.

 

Второе: Чередование труда и отдыха лучше всего строить по контрасту, особенно если это монотонная работа. Такую работу следует чередовать с быстрым, разнообразным двигательным отдыхом.

Все сказанное легко трансформируется на своеобразие студенческой жизни.

Большой город это особая проблема. Большие информационные нагрузки, обильное нужных и ненужных встреч, стремительный темп, до учебный и после учебный транспортный настрой. Все это, естественно, должно учитываться при организации отдыха.

 

 

Студент, испытывающий большое интеллектуальное напряжение понятно тоскует по физической работе. Это закономерно, так как физическую усталость он чаще всего воспринимает как «мышечную радость». В этом отношении танцы – это тоже весьма хороший вид физической нагрузки, тем более учитывая современные весьма эмоциональные ритмы.

В связи с этим наряду с «чистыми» физкультурно-спортивными нагрузками можно и нужно использовать возможность организуемых танцевальных вечеров.

Главное, планировать свой отдых так, что бы после отдыха не была характеристикой о его проведении фраза: «Как же я устал от отдыха».

 

Заключение.

Чем больше погружаемся в тему обозначенной лекции, сформулированной как «Основы здорового образа жизни студента», тем больше возникает ощущение, что поднятая тема не имеет границ. Действительно, в материалах отсутствуют сведения о том, как климатические условия и их смена влияет на здоровье, имеется ли связь между свойствами нервной системы (темпераментом) и особенностями организма, влияние различных типов стрессов «плохого» и «хорошего» на здоровье студента, в чем проявляется положительное влияние труда на здоровье и многое другое. Надеемся, что эти темы будут рассмотрены в других лекциях.

Цель этой лекции состоит в том, чтоб еще раз обратить внимание на то, что деловой подход к здоровью не денежный подход, а рациональность бережного отношения к себе и обществу, возможность предостеречь себя от беды, отвести ее собственноручно. Следует помнить, что здоровье это атрибут веселых, неунывающих, шагающих с песней по жизни людей, тех, кто любит трудиться, с детства терпеть не может сидеть без дела, зевать и потягиваться от лени.

Нужно постоянно помнить о дефиците здоровья и бережно относиться к самому себе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.