Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции современной российской правовой системы

Большинство отечественных и зарубежных компаративистов полагают, что влияние романо-германской правовой семьи на отечественное право ныне достигло такого уровня, что можно с полным правом говорить о "членстве" в ней России.

А.П. Семитко полагает, что российская правовая система - европейская разновидность романо-германской правовой семьи.

Другие исследователи уточняют, что российское право - это евразийская разновидность романо-германской правовой семьи. Российская цивилизация - евразийская, в которой причудливым образом переплетаются черты, уходящие в собственно раннеславянскую культуру, дополненные мощной инъекцией еврохристианских ценностей и, наконец, постоянно подпитываемые контактами с кочевыми азиатскими племенами.

По мнению А.П. Глебова, характер источников права - не единственный и далеко не определяющий критерий отнесения национальной правовой системы к той или другой правовой семье. Он относит российскую правовую систему к евразийской, указывая, что при этом нужно учитывать тенденции развития правовых семей.

Прямо противоположным (и достаточно редко звучащим) является вывод о том, что российские юридические паруса "надувают ветры" из США и Великобритании, что Россия тяготеет к англосаксонской правовой семье. По-видимому, этот вывод верен применительно к отдельным институтам гражданского и уголовно-процессуального права, но не к правовой системе в целом.

Профессор М.Н. Марченко полагает, что о принадлежности российской правовой системы к романо-германской правовой семье тем более нельзя говорить, что у нее в настоящее время так же, как это было и раньше, гораздо больше своих собственных, свойственных только ей одной, специфических черт, чем общих признаков с романо-германским правом. Российская правовая система, как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических правовых систем, находится в настоящее время в переходном состоянии, открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой.

Остается ли романо-германская правовая семья в XXI столетии в основном правильным для России выбором? На этот вопрос могут дать ответ коллективные усилия отечественных компаративистов, которые возьмут на себя кропотливый труд оценить современное состояние правовой системы Российской Федерации, отдельных отраслей права под углом зрения компаративистских критериев классификации правовых систем.

 

Начиная с середины 30-х гг. вплоть до конца 80-х гг. 20 столетия советское (российское) право вошло в самостоятельную семью социалистического права, которая по своей природе существовала и существует вне рамок западной правовой традиции. В классификации правовых систем современности К. Осакве социалистическое право относит к категории квазизападного права. Процесс «отцепления» российского права от своего социалистического якоря начался в 1991 г. Современное российское право перестало быть социалистическим или советским в чистом виде этих двух категорий примерно в середине 90-х гг., но на сегодняшний день еще не полностью очищено от атрибутов социалистического права и еще не приобрело новой родовой принадлежности. Оно сегодня находится на распутье и упорно «обдумывает» свою новую сущность. На данный момент российское право выполняет одно из трех требований, предъявляемых к кандидатам в члены Романо-германской правовой семьи, а именно требование по правовому стилю, хотя и по этому критерию оно имеет национальные особенности и отклонения от континентальной европейской нормы. По философии гражданского процессуального права современное российское право обладает всеми атрибутами Романо-германского права, но по философии уголовного процессуального права действующий российский инквизиционный процесс не выполняет требований современного Романо-германского инквизиционного уголовного процесса и нуждается в капитальном реформировании в сторону подкрепления процессуальных прав подозреваемого и обвиняемого. По третьему требованию к кандидатам в члены семьи Романо-германского права (критерию правовой идеологии) современное российское право еще не полностью очищено от системообразующих элементов правовой идеологии социалистического права.

По двум родовым требованиям, без выполнения которых любой кандидат в члены семьи западной правовой традиции не может быть принят в членство данной правовой традиции, по двум императивным атрибутам правовой культуры и правового государства, членство для российского права в этой группе даже не намечается, т.к. в современном российском праве отсутствуют атрибуты западной правовой культуры и современное российское государство пока рано считать действительно правовым. Если мы все это переведем на язык цифр, это означает, что из 5 требований, предъявляемых к членам Романо-германского права (требования по правовому стилю, философии процессуального права, правовой идеологии, правовой культуры и правового государства) современное российское право выполняет лишь 30 % объема этих требований. И все-таки, судя по проведенной реформе и по измеряемым тенденциям развития, можно сказать, что современное российское право целеустремленно движется в направлении присоединения к германской подгруппе внутри Романо-германской правовой семьи.

Иными словами, не вызывает сомнения тот факт, что по родственным признакам и по тенденциям его развития современное российское право на уровне формального права ближе к Романо-германскому праву, чем к англо-американскому. Но суть этого исследования заключается в том, чтобы доказать путем сопоставления российского и Романо-германского права, что на данном этапе развития российское право нельзя считать полноценным членом континентально-европейской правовой семьи или западной правовой традиции вообще. Чтобы достичь этого статуса, российскому праву еще потребуется широкомасштабное реформирование, особенно в направлении очищения российского права от остатков правовой идеологии социалистического права, приближение российского инквизиционного уголовного процесса к современному континентально-европейскому стандарту, развитие подлинно европейской правовой культуры, для того чтобы Россия смогла стать настоящим правовым государством. В западном праве существует минимальный порог приемлемости для рассмотрения заявления о принятии нового члена в эту правовую традицию, который на данный момент российское право еще не перешагнуло. А на уровне «живого» права современная российская правовая система однозначно относится к внезападному праву: менталитет среднего россиянина по вопросам правопонимания и роли права в обществе носит скорее азиатский характер, чем западный.

 

Участники I Международного конгресса сравнительного права, состоявшегося в 1900 г., выделяли славянскую правовую семью в качестве самостоятельной. О "славянской группе" писал французский юрист А. Эсмен в начале XX века. Имеются ли основания для такого вывода в XXI веке?

Для России традиционно был характерен своеобразный, социоцентристский тип правовой культуры. Сильная община препятствовала становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощения лица миром и радикального отрицания всего личного. Глубокая христианизация русской государственности и политической культуры Киевской Руси оказала влияние на конституционно-правовую культуру страны. Государство традиционно воспринималось учреждением образовательным, просветительским и исправительным, но отнюдь не правовым. Лишь институт самодержавия обладал безусловной правовой легитимностью. Петровские реформы преследовали прежде всего цель государственной секуляризации, а не заимствования западных юридических принципов. Правление Петра I было метко охарактеризовано С.Ф. Плетневым как "равенство всеобщего бесправия". Для правового сознания россиян в целом был характерен одновременно правовой нигилизм и правовой романтизм. Юридические формы нередко искажались, игнорировались, отторгались и заменялись другими социальными регуляторами.

В XIX веке вытеснение естественной школы права исторической школой права сопровождалось в России распространением идей славянофильства. На юридических факультетах преподавание истории права и историческое изучение отраслей действующего права заняло преобладающее место. Часть ученых высказывали стремление возвратить формы права, уже пережитые исторически. С другой стороны, именно славянофилам принадлежат первые попытки преодолеть теорию норманистов и показать национальное происхождение русского государства и права. В рамках славянофильства были сформированы начала русской юридической школы, самостоятельной и во многом оригинальной, давшей основы методологии преодоления "панацеи" индивидуализма на путях учения о соборности.

В настоящее время в России приобретает популярность идея о собственном, незаимствованном направлении развития страны. Идея "русского пути", "славянского пути" привлекает многих исследователей. Правовая наука не осталась в стороне от указанной общеполитической и общесоциальной тенденции.

Так, В.Н. Синюков полагает возможным выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации. Славянская правовая общность основывается, по мнению ученого, на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран. Русский правовой тип - самостоятельная альтернатива романо-германской и англосаксонской правовым культурам. Самобытность российской правовой системы обусловлена не только технико-юридическими, формальными признаками, но и глубокими социальными, культурными, государственными началами русского народа. Российской правовой культуре свойственен особый способ социализации позитивного права. Распространение, диффузия права идет не в прозрачной среде чистого, готового к формальной рецепции правосознания, а в очень насыщенной, непрозрачной среде мощного поднормативного регулирования - обычного, религиозного, корпоративно-общинного. Ученый выступает против одностороннего наращивания формально-правовых конструкций, которые не находят применения в жизни, полагая, что внедрение в правовую систему России концепций, сформировавшихся в романо-германской и англосаксонской системах права, не учитывающих различий духовных и нравственно-этических традиций Запада и Востока, пока преждевременно.

Можно спорить с В.Н. Синюковым по ряду позиций, однако нельзя не согласиться с общим выводом о том, что масштабы и формы иностранного влияния на российскую правовую систему подчас переходят естественные для взаимопроникновения культур рамки и приобретают характер агрессии.

Другие исследователи (например, Ю.А. Тихомиров) ставят вопрос о наличии условий для формирования общего славянского права. А.Х. Саидов называет спорным призыв выделить самостоятельную славянскую правовую семью и возвратиться к правовой системе государств восточнославянской культуры. Характеризуя правовую культуру России X-XIX вв., автор пишет об отрицательном отношении православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре. С последним утверждением мы готовы поспорить: православие и право отнюдь не антагонисты, о чем свидетельствует и влияние церковного права в средневековой России.

В истории России действительно можно выделить целые пласты чисто национального, так называемого русского права, по своей природе фидуциарного (основанного на доверии), регулировавшего самые разнообразные отношения - торговые (купеческое право), семейно-бытовые, в области местного самоуправления. В нашем отечестве существовали особые условия экономической жизни, коллективные формы хозяйствования (крестьянская община, артель), основанные на взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления. Наконец, для России характерен особый тип социального статуса личности с преобладанием коллективистских элементов правосознания, связи личности с государством ("служилый характер"). Традиционная основа российского права связана с особенностями православия, с его акцентом не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (благочестие, нестяжание).

Представляется необходимым продолжить разработку важной и интересной проблемы формирования славянского права. В то же время следует подчеркнуть, что отстаивание тезиса о самостоятельности славянской правовой семьи не может сводиться к нетребовательному правовому самолюбованию.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные этапы развития российской правовой системы?

2. В чем заключаются особенности становления и развития российской правовой системы?

3. Каковы главные источники современного российского права?

4. Как соотносятся правовая система РФ и романо-германская правовая семья?

5. Можно ли считать современную российскую правовую систему соответствующей западной правовой традиции?

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат», 2002, с. 746-896.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003, с. 360-387.

Дополнительная:

Аннерс Э. История европейского права. — М.: Прогресс, 1994. Ч. 2. § 3, 10.

Беляев ИД. История русского законодательства. - СПб.: Лань, 1999.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Владимир,1998.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. -М.: Международные отношения, 1996. Ч. 2.

КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.

Корнеев С.Е. Взаимодействие права Европейского сообщества и национального законодательства // Журнал международного частного права.1994. № 3.

Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность. -М.: Юрист, 1997.

Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. -М.: Спарк, 1997.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права - М.: Проспект, 2001. Гл. 13.

Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. - М.: Высшая школа экономики, 2002. Гл. 6, 7, 9, 10.

Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) права российского: Историко-теоретический очерк // Закон: создание и толкование. М., 1998.

Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части: Учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002, с.40-46..

Петров ИВ. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). - СПб.: Изд-во Михайлова, 2003.

Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование. — М.: Спарк, 1998.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Поленина СВ., Колдаева Н.П. О Своде законов Российской Федерации. -М.: Юридическая литература, 1997.

Развитие русского права в XV - первой половине,XVII века. - М.: Наука, 1986.

Развитие русского права в первой половине XIX века. - М.: Наука, 1994.

Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX века. - М.: Наука, 1997.

Развитие русского права во второй половине XVII — XVIII веке. - М.: Наука, 1992.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,1993.

Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 томах. - М.: Юридическая литература, 1984-1994.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М.: БЕК, 1995.

Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994.

Систематизация законодательства в Российской Федерации/ Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Юридический центр, 2003.

Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. - М.: Наука, 2001.

Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - СПб.: Наука, 2002.

Чиркин BE. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -М.: Зерцало, 1998.

Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 85-118.

Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001.

 

Краткий терминологический словарь

Адат – обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений.

Атторней (прокурор) – государственное должностное лицо в англоязычных странах, выполняющее функции обвинителя или защитника.

Большое жюри – собрание из 24 постоянных присяжных заседателей, обладающее правом утверждать обвинительное заключение и предавать гражданина суду.

Варна – сословная организация традиционного индусского общества.

Гири (яп.) – правила традиционного поведения.

Глосса – мнение о каком-либо казусе, изложенное средневековым юристом на полях.

Глоссаторы – средневековая юридическая школа (основатель – Ирнерий), основной целью которой было изучение источников римского частного права и их использование в правоприменительной деятельности.

Гэ (кит.) – нормы индивидуального характера, регулировавшие размер или количество чего-либо.

Данада – принудительное воздействие со стороны государственной власти на человека, являющееся гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы.

Дао – важнейшая этическая категория, описывающая присущий Небу нравственный закон (императив).

Делегированное законодательство – издаваемые правительствами некоторых государств (Великобритания, Польша) по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона.

Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от кастовой принадлежности человека (каждая каста обладает собственными позитивными нормами, определяющими права и обязанности своих членов).

Дхармашастры – политико-правовые трактаты, излагающие основы науки управления (артха). Самая известная из них – Артхашастра, написанная советником царя Ашоки Каутильей, называемого «индийским Макиавелли».

Дэ (кит.) – справедливость, присущая «благородному мужу», нравственной личности.

Европейское право – система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских Сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в переделах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

Естественное право – совокупность наиболее важных принципов поведения, складывающихся в конкретном обществе в определенный исторический момент его существования, признаваемых большинством его членов в качестве справедливых, рациональных и обязательных, руководство которыми обеспечивает достижение состояния общественного порядка.

Жень (кит.) – человечность, важнейшая категория китайский конфуцианской этики, выражающая статус человека в мире как биологического существа.

Закон – основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

И (кит.) – долг, исполнение обязанности, накладываемой на человека его положением в социальной структуре, основу которой образует семья.

Иджма – нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе рациональных источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов.

Иджтихад – толкование норм шариата с помощью различных рациональных приемов в случае молчания источников права.

Имамат – согласно шиитской государственно-правовой теории важнейший институт осуществления государственной (светской) и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, стоящего над государством и обществом.

Именной Указ – в императорской России нормативный акт, издаваемый монархом и адресованный конкретному учреждению или должностному лицу (носил правоприменительный характер).

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборники.

Каноническое право – совокупность правовых норм, регулирующих внутреннюю структуру римско-католической церкви и ее взаимоотношения с иными субъектами общества. В настоящее время основные нормы канонического права собраны в Кодексе канонического права () 1983 года.

Карма – метод обеспечения должного поведения, включающий в себя поощрения и санкции, используемые в зависимости от поведения человека.

Каста (джати) – замкнутое сословно-профессиональное объединение людей, обладающее собственными правилами поведения и юрисдикцией по отношению к своим членам.

Кийас – суждение по аналогии в мусульманском праве при отсутствии обязательного правила.

Кодекс – крупный сводный правовой акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу общественных отношений.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Коллизионное право – совокупность норм, разрешающих противоречия между нормативными актами внутри государства и между ними.

Консолидация – объединение мелких нормативных актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный нормативно-правовой акт.

Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в нее государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Конфуцианство – этико-религиозное учение Конфуция, ориентированное на глубокий традиционализм и патриархальность, воспроизводство «идеалов старины».

Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность, основной источник мусульманского права.

Кшатра – царская власть, основанная на божественном происхождении правителя и одновременном избрании его людьми.

Легизм – одно из главных направлений древнекитайской мысли, основателем которого был Шан Ян (IV век до н.э.). Его учение было ориентировано на примат закона (фа) над ритуалом (ли).

Ли (кит.) – нормы обязательного и четко определенного ритуала, которыми руководствуется в своих поступках «благородный муж».

Лин (кит.) – нормы административного права, отличавшиеся динамизмом и носившие дополнительный характер по отношению к уголовно-правовым нормам (люй) и регулировавшие деятельность администрации.

Люй (кит.) – нормы уголовного права, считавшиеся наиболее стабильными и незыблемыми.

Малое жюри – коллегия из 12 непрофессиональных судей (присяжных заседателей), участвующих в рассмотрении гражданских и уголовных дел в США.

Манифест – в императорской России нормативный акт, издаваемый только монархом и обращенный ко всему населению (содержал декларативные нормы).

Методология сравнительного правоведения – совокупность приемов и способов анализа и сопоставления правовых систем и отдельных правовых институтов различных государств.

Мисдиминор – в уголовном праве США категория наименее опасных преступлений, граничащих с полицейскими правонарушениями.

Модельный закон – рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом межгосударственного объединения для нормативной ориентации законодательной деятельности его членов.

Муджтахид – ученый-юрист, обладающий правом создавать новые нормы поведения и/или давать толкование существующих правил.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшаяся в пределах юрисдикционной территории государства.

Норма права – общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.

Общее право – правовая система, сложившаяся в Англии в XIII – XIV веках на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов, характеризующаяся признанием основным источником права судебного прецедента.

Объект сравнительного правоведения – статика и динамика развития правовой системы какой-либо страны или ее (системы) отдельных институтов.

Обычное право – совокупность обычаев, используемых населением определенной местности в целях разрешения и предотвращения конфликтов.

Пандит – знаток индусского традиционного права, состоявший при суде в качестве эксперта в конце XVIII – первой половины XX веков, когда Индия находилась под сластью Великобритании.

Панчаят – традиционный орган управления в индийской деревне; совет касты, обладающий юрисдикцией по отношению к ее членам.

Подзаконный нормативный акт – правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон, принимаемый на основе и во исполнение закона.

Позитивное (положительное) право – совокупность нормативно-правовых актов, изданных правотворческими органами государства, действующих в определенный исторический период времени в какой-либо стране.

Постглоссаторы (комментаторы) – средневековая юридическая школа (XIII – XIV века), представители которой (Азо и Аккурсий) создали сборники глосс (первые учебники по римскому частному праву) и провели работу по приданию первоначально вида.

Право справедливости – часть прецедентного права Англии, сложившаяся на основе решений Суда лорда-канцлера (XV – XIX века).

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Правовой стиль – совокупность характерных черт данной правовой семьи (системы), включающей в себя: 1) Историческое наследие и развитие; 2) Форму правового мышления; 3) Юридическую технику; 4) Технику толкования норм права.

Предмет сравнительно правоведения: 1) Методологические проблемы сравнительно-правового исследования; 2) Сопоставительное изучение основных правовых систем современности; 3) Обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований; 4) Разработка конкретных методических правил и процессов сравнительно-правовых исследований; 5) Исследование историко-сравнительных правовых проблем; 6) Сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности.

Пробация – испытательный срок, назначаемый условно осужденному по решению суда, во время течения которого особый чиновник осуществляет контроль за поведением гражданина.

Публичное право – функционально-структурная подсистема права, регулирующая взаимоотношения между гражданами и государственной властью (специально выделяется в романо-германской правовой семье).

Раштра – государство, обладающее правом издавать управленческие акты, обязательные для исполнения всеми субъектами традиционного права.

Рё (яп.) – административно-правовые нормы в средневековой Японии, регулировавшие взаимоотношения государственной власти и общества.

Регламент – в императорской России нормативный акт, определяющий структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

Рецепция римского права – включение норм римского частного права в состав действующего права стран континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Франция).

Рита – божественный (космический) закон, не делающий различий между собственно правовыми и нравственными правилами поведения.

Рицу (яп.) – уголовно-правовые нормы в средневековой Японии, использовавшиеся в практической деятельности органов государственной власти.

Сравнительное правоведение – юридическая наука, направленная на изучение приемов и способов анализа права различных государств, их сопоставление и применение полученных результатов.

Статут – законодательный акт, принимаемый парламентом Великобритании и формально являющийся высшим источником права.

Судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при разрешении аналогичного дела.

Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

Территориальное право – комплекс норм, не связанных с религией и обычаями, применяемый в крупнейших портах Индии к лицам, статус которых было трудно определить.

Траст – один из основных институтов англо-американского права, сущность которого в том, что одно лицо – доверительный собственник – управляет имуществом, переданным ему другим лицом – учредителем.

Унификация – деятельность американской Национальной конференции уполномоченных штатов по формированию единообразного модельного законодательства и сближения правовых систем отдельных штатов.

Фа (кит.) – позитивный закон, созданный государственной властью в целях рационального и эффективного регулирования общественных отношений.

Федерация – добровольное объединение нескольких государственных образований в единое союзное государство.

Фелония – в уголовном праве США категория тяжких преступлений, по степени общественной опасности находящихся между государственной изменой и мисдиминором.

Халифат – мусульманское теократическое государство, вся полнота духовной и светской власти в котором сосредоточена в руках халифа (верховного правителя).

Частное право – совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях (выделяется в романо-германской правовой семье).

Шариат – свод мусульманских правовых и теологических императивов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

Ши (кит.) – правила ритуального поведения.

Экзогамия – обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности или в пределах другой определенной общности.

Эндогамия – обычай, предписывающий или рекомендующий заключение браков в пределах определенной общности.

Юридическая коллизия – противоречие между существующим правопорядком и намерениями и действиями оп его изменению.

Юридический договор – это объективированные, свободосогласные, юридически значимые, дозволяемые и охраняемые законодательством намерения нескольких лиц совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении друг друга юридические либо фактические действия в целях реализации личных интересов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники современного российского права | Лекція 2. Основи культури української мови
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.