Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета при применении упрощенной системы налогообложения




Тема 5. Порядок ведения учета субъектами малого предпринимательства в условиях специальных налоговых режимов

Как правило, упрощенную систему налогообложения применяют предприятия, отвечающие критериям малого, так как одним из критериев применения упрощенной системы налогообложения является ограничение по численности не более 100 человек. В настоящее время существуют некоторые особенности ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпринимательства, которые не свойственны средним и крупным предприятиям:

1. Незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе.

Бухгалтерский учет ведется зачастую одним бухгалтером, отвечающим за все участки работы. Главный бухгалтер, как правило, должен знать весь бухгалтерский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления форм отчетности организации. Здесь кроется одна из основных проблем бухгалтерского аппарата малых предприятий: с одной стороны, грамотный бухгалтер, владеющий бухгалтерским учетом на всех участках, дорого стоит; с другой – недорогой бухгалтер не способен правильно составить отчетность и рассчитать налоги. Возможным выходом является привлечение сторонних высококвалифицированных специалистов для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Данная схема имеет ряд преимуществ:

а) для руководителя организации: невысокая стоимость услуг привлеченного специалиста ввиду свободного графика его работы и неполной занятости; качество организации и ведения бухгалтерского учета; возможность оптимизировать налогообложение, постоянно получать квалифицированные консультации по вопросам бухгалтерского учета;

б) для бухгалтера организации: отсутствует конкуренция со стороны более профессионального сотрудника; появляется возможность повышать свои профессиональные знания за счет консультаций у привлеченного специалиста; появляется возможность увеличения заработной платы в связи с ростом профессиональных знаний; отсутствует ответственность за правильность составления бухгалтерской отчетности и достоверность расчета налоговых обязательств организации.

2. Выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, которые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями.

Чаще всего на малых предприятиях на бухгалтера возлагается обязанность ведения кадрового учета организации. Не менее часто бухгалтеру приходится отвечать на юридические вопросы.

3. Очень сильное влияние налогового законодательства на организацию бухгалтерского учета.

Отсутствие финансовых возможностей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпочтение одному из них. Обычно предпочтение отдается бухгалтерскому учету. Однако любому руководителю необходимо помнить, что организация создается не ради уплаты налогов, а ради получения прибыли. Следовательно, бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы он максимально способствовал этому.

Основной принцип организации бухгалтерского учета на предприятии – максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них.

Сначала организация обязана в соответствии с ПБУ 1/98 разработать и утвердить учетную политику. Она представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - это способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и т.п. Учетная политика имеет три составляющие: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. Методическая часть учетной политики состоит из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Организационная часть описывает организацию системы бухгалтерского учета.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Далее переходят к выбору формы бухгалтерского учета, которая представляет собой систему его регистров. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

1) единую журнально-ордерную форму, утвержденную письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

2) журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденную письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

3) упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, утвержденную приказом № 64н;

4) системы регистров на основе используемых программных продуктов («1С», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер» и т.д.).

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

При применении единой журнально-ордерной формы и журнально-ордерной формы счетоводства используются формы счетоводства, основанные на использовании принципа накапливания данных первичных документов в учетных регистрах. Записи в регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления отчетности. Аналитический и синтетический учет осуществляется совместно в единой системе записей. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, готовых изделий.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяются два вида регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения кассовые операции и операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Во избежание дублирования записи в журналах-ордерах, в которых отражаются кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета», производятся по данным соответствующих ведомостей итогами за месяц. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется и баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Для организации учета поупрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов. В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

На счете 01 «Основные средства» предлагается обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств». Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списывается в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90. Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на синтетическом счете 10 «Материалы».

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малом предприятии рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.). Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств. При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90. В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары». Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средней взвешенной себестоимости. Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по эти операциям осуществляется на счете 90 «Продажи».

Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года сумма прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета – ее использование. По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при этом расчеты производятся в развернутом виде: по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.

Упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендована малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более 100 в месяц) и может вестись по:

- простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества предприятия);

- форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма учета применяется малыми предприятиями, совершающими незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющими производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. Они могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Наряду с ней для учета расчетов по оплате труда с работниками малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. Книга учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати организации.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций ведомости по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений (№ В-1); по учету производственных запасов и товаров и НДС, уплаченного по ценностям (№ В-2); по учету затрат на производство (№ В-3); по учету денежных средств и фондов (№ В-4); по учету расчетов и прочих операций (№ В-5); по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате» (№ В-6 «оплата»); по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке» (№ В-6 «отгрузка»); по учету расчетов с поставщиками (№ В-7); по учету оплаты труда (№ В-8); шахматная (№ В-9).

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой – по кредиту корреспондирующего счета с указанием номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, проставляются шифры и т.д.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится по форме № В-9, на основании которой составляется оборотно-сальдовая ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса.

В настоящее время в условиях повсеместной автоматизации и компьютеризации разработчики программных продуктов предлагают целый набор регистров бухгалтерского учета. В этой ситуации бухгалтер организации может самостоятельно определить систему учетных регистров, которая будет использоваться в организации в рамках тех возможностей, которые представлены программным комплексом. При этом система регистров должна охватывать весь спектр бухгалтерских операций, имеющих место в организации. Существуют программы специально разработанные для малых предприятий: «1С:Бухгалтерия7.7», «Бэмби+», «БЭСТ» и др.

Рациональная система бухгалтерского учета должна эффективно решать поставленные перед ним задачи, которые можно свести к четырем основным:

1) обеспечение сохранности имущества;

2) обеспечение эффективного управления ресурсами;

3) исчисление финансового результата и налоговых обязательств.

Спецификой деятельности организаций малого бизнеса является то, что решение одной или нескольких из вышеуказанных задач не требуется. Важно понимать, что эффективное решение одной из названных задач может препятствовать эффективному решению другой. Таким образом, эффективное решение бухгалтерских задач строится на разумном компромиссе между ними. При этом каждая задача оказывает сильное влияние на всю систему бухгалтерского учета организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Учёт основных средств и нематериальных активов ведётся ими в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.

Однако, отказ от ведения бухгалтерского учета может привести к серьезным негативным последствиям.

Для правильного руководства деятельностью предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учёта, который делится на оперативный, бухгалтерский и статистический.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом на предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание представления отчётности и другой информации, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений.

Ещё одна проблема, с которой могут столкнуться общества, не ведущие бухгалтерский учёт, - выплата дохода участникам. Доходы участникам выплачиваются из чистой прибыли общества, которая по разъяснениям Минфина России определяется по данным бухгалтерского учёта в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации. Соответственно отсутствие системы ведения бухгалтерского учёта будет нарушать права участников на получение прибыли от деятельности общества. Так что и в этом случае обществу придётся вести бухгалтерский учёт, несмотря на переход на упрощённую систему налогообложения.

Поэтому, не смотря на возможность отказа от ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», целесообразно продолжать ведение учета.

Ведение бухгалтерского учета будет способствовать получению полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией о деятельности организации, что в свою очередь поможет управлять деятельностью организации наиболее эффективно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.