Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии продуктивности профессиональной деятельности

Признаки профессионального труда.

Разным профессиям свойственны разные действия, которыми должен обладать работник. Общая классификация этих действий может быть представлена следующим образом:

1) Двигательные действия (взять, положить, нажать, переместить, повернуть, изменить усилие и т.д.).

2) Познавательные (гностические) действия:

а) действия восприятия (заметить, различить, опознать, сличить, определить степень выраженности признака на ощупь, на глаз, на вкус, по запаху и т.д.);

б) действия воображения (мысленно преобразовать объект, скажем, переставить местами его части, уменьшить, увеличить, соединить с другими объектами и т.д.), посредством этих действий рождаются изобретения, рацпредложения;

в) логические действия (рассуждения, выводы).

3) Действия межличностного общения:

а) зондирующие (диагностические): выяснить состояние умонастроение партнера по общению, вызвать на откровенный разговор, внимательно пронаблюдать поведение;

б) действия – требования (намек, просьба, одобрение, порицание, совет, угроза, приказ);

в) действия по информационному управлению партнером (человеку «рисуют» такую картину ситуации, которая должна навести его на определенные мысли, поступки; или человеку «рисуют» заманчивую перспективу, которой он раньше не видел…);

г) действия по согласованию усилий (выражение согласия или несогласия, внесение предложения, постановка вопроса, предложение помощи, отказ от помощи).

Важным вопросом в профориентологии является разработка критериев продуктивности профессиональной деятельности. Данная проблема в настоящее время вызывает множество вопросов, например таких, как: почему работающие по одной специальности люди дают разные результаты? от чего зависит карьерный рост? и т.п.

Анализируя исследования в области психологии труда, выявляем большое количество факторов, влияющих на профдеятельность:

1. Профессиональная подготовка. Профессиональное обучение должно сформировать человека как профессионала. Главная цель обучения — это усвоение определенных навыков, умений и алгоритмов профессионального поведения. Выделяем несколько факторов, влияющих на профподготовку:

· возраст обучаемых;

· специфика профессии;

· обучаемость (способность к обучению, т.е. легкость, с которой усваиваются ЗУН (знания, умения, навыки));

· мотивация.

2. Регулятивные процессы. Деятельность не может организовываться без ее регуляции. Любая деятельность предполагает применение следующих регуляторных процессов: целеобразование, планирование, прогнозирование, принятие решения, самоконтроль, коррекция процессов.

3. Коммуникативные процессы. Ведущую роль в реализации профессиональных коммуникаций играет система коммуникативных процессов и связанные с ними явления и свойства личности. В профессиональной деятельности коммуникация выполняет следующие функции:

· координация деятельности подразделений организаций;

· поддержание связей внутри организации и с другими организациями;

· создание психологического климата и неформальных отношений.

4. Профессионально важные качества. Любая трудовая деятельность реализуется на базе ПВК. При этом личностные качества могут плавно переходить в профессиональные. Ведущей особенностью развития ПВК является возрастание степени интегрированности отдельных качеств. Для широкого круга деятельностей актуальной является дифференциация ПВК на те, которые необходимы для выполнения деятельности в нормальных, усложненных и экстремальных условиях.

5. Мотивация трудовой деятельности. Л. Ю. Субботина выделяет две группы факторов, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом:

· факторы-мотиваторы. К ним относятся: возможность карьеры, социальное признание работника, сложность и интенсивность работы, высокая ответственность, удобный режим работы и т.п.;

· факторы гигиены (условия труда, общая политика фирмы, степень контроля за работой, заработная плата, психологический климат и т.п.).

Беря во внимание данные факторы, мы приходим к мнению, что воздействовать на формирование профессиональной мотивации можно разнообразными путями, посредством привлечения различных потребностей. Большое значение имеет хорошо выраженная внутренняя мотивация и выдвижение на первый план определенного мотива.

6. Саморазвитие. Для результативной профессиональной деятельности необходимо обратить внимание на саморазвитие личности, которое включает: формирование профессионального мировоззрения, организацию умственного труда, развитие профессионального мышления.

Критерии продуктивности профессиональной деятельности.

Сферы Уровни
Высокий Средний Низкий
Профессиональная подготовка Во время обучения показал себя как умеющий находить информацию, организовать умственную работу, стремящийся к познанию в профдеятельности. Высокие умения применять теоретические знания на практике Умеет находить информацию, испытывает трудности с ее переработкой. Есть желание научиться профессиональным умениям, но не сильно мотивирован. Недостаточно осознана будущая профдеятельность Мотивация слабая. Большого желания в овладении профессиональными навыками нет. Задания выполняются только под нажимом со стороны преподавателя
Регулятивные процессы Постановка цели четкая, есть точное представление о предстоящей деятельности и конкретное решение проблемы. Проект реализуем и его можно прогнозировать. Гибкость в принятии решений, умение видеть и корректировать вовремя недочеты в деятельности. Может хорошо обосновать решение и выбрать альтернативу. Ориентирован «на дело» и «на личность другого», может организовать людей и себя, добивается хороших результатов Постановка цели в общей сложности ясна, но затруднения в выборе средств решения проблемы. Не всегда четко происходит планирование и корректирование деятельности. Работает чаще в команде. Скорректировать и спроектировать может самостоятельно. Больше ориентирован «на официальную субординацию» и «на личность другого» и слабо «на дело»; трудно определяет этапы достижения цели; может организовать людей и себя, но не всегда это охотно делает; не всегда добивается хороших результатов Работает по указанию, планирование простое, рассчитанное на небольшой промежуток времени. Может проектировать и прогнозировать несложные операции. Ориентирован «на себя»; цели возникают спонтанно, но не всегда завершаются, так как слабые волевые качества; самоорганизация слабая; встречается с трудностями в организации других; результаты деятельности средние или низкие
Коммуникация Гибок в отношениях с другими, общителен, способен находить выход из межличностных противоречий, умеет устанавливать доброжелательные отношения, контролирует свои эмоции, умеет сопереживать и старается понять партнера по общению Общителен, но не всегда гибок в отношениях с другими, есть желание найти выход из межличностных противоречий, но не всегда получается, умеет устанавливать доброжелательные отношения, не всегда может контролировать свои эмоции, умеет сопереживать и старается понять партнера по общению Негибок в отношениях с другими, тяжело устанавливает контакты, трудно находит выход из межличностных противоречий, предпочитает авторитарный стиль общения, тяжело контролирует свои эмоции, чаще не старается понять партнера по общению, проявляет высокомерие и неуважение к другим
Профессионально важные качества Хорошо сформированные ПВК Базовый уровень ПВК Слабо развитый уровень ПВК или анти-ПВК
Мотивация Внутренняя мотивированность на профессиональную деятельность проявляется в заинтересованности в новых знаниях, проявлениях инициативы, внедрении новшеств в профдеятельность Средняя мотивированность на профессиональную деятельность проявляется в заинтересованности в новых знаниях только по направлению руководителя, незначительное проявление инициативы. Нужно определение потребностной сферы данного работника Внешняя мотивированность на профессиональную деятельность. Незаинтересованность в новых знаниях, редкое проявление инициативы. Требуется постоянное регулирование действий данного работника со стороны администрации
Саморазвитие Стремится к саморазвитию, самореализации, гибкость в профессиональной деятельности. Хорошее осознание профессиональной деятельности. Постоянно находится в стадии непрерывного образования, находит дополнительные источники информации, ищет новые пути решения профессиональных задач Развивается под воздействием стимулирующих извне факторов, проявляется недостаточность потребности в познании. Профессиональная деятельность осознается, но активность проявляется недостаточно Развивается под воздействием стимулирующих извне факторов, низкая потребность в познании. Профессиональная деятельность недостаточно осознана, проявляется пассивность

Обобщив разработанные нами критерии продуктивности профессиональной деятельности, делаем вывод, что:

— высокий уровень — личность имеет хорошо сформированные ПВК, высокую мотивированность на профессию; хорошее представление о дальнейшем своем профессиональном развитии;

— средний уровень — личность имеет базовый уровень ПВК, среднюю мотивированность на профессию, общее представление о дальнейшем своем профессиональном развитии;

— низкий уровень — личность имеет слабо развитый уровень ПВК или анти-ПВК, низкую мотивированность на профессию, слабое представление о дальнейшем своем профессиональном развитии.

Таким образом, достижение профессионализма невозможно без развития личностных и профессионально важных качеств, т.е. процесса формирования личности и ее профессионализма. Исследования выявляют, что при этом происходят структурные изменения направленности и устремлений личности: расширение круга интересов и изменение системы потребностей; актуализация мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации и саморазви­тии; увеличение опыта и повышение квалификации; рост компетентности; развитие и расширение умений и навыков; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности; развитие личностно-деловых качеств; повышение психологической готовности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная карьера | Здоровье и профпригодность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.