Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический эксперимент

Метод обобщения независимых характеристик.

Анализ документов учащихся и результатов его деятельности.

Документы: личное дело, автобиография, медицинская карточка, классный журнал и др.

Результаты деятельности: изделия, сочинения и т.д.

Здесь необходимо быть уверенным, что ученик излагает свои собственные мысли, а не общепринятые истины.

(предложен К.К. Платоновым)

Разные люди (учителя, родители, классный руководитель, врач) дают характеристику (на бланке) школьнику и одновременно рекомендуют ему ту или иную профессию.

Профориентатор обобщает полученные им независимые характеристики. Сейчас это делается в ряде случаев с помощью ЭВМ.

Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса и в лабораториях (с использованием приборов).Педагогический эксперимент может быть применен для исследования тех или иных форм и методов профориентационной работы.

Анализ результатов эксперимента проводится методом сравнения экспериментальных и контрольных классов (групп).

Перед началом эксперимента на промежуточных этапах и в конце эксперимента проводится проверка исследуемых качеств, знаний и т.д. («срез»). Полученные данные сравнивают и делают вывод об эффективности.

7. Тестовые и аппаратурные методы используются также для изучения личности в целях ПО.

Полное и глубокое познание личности достигается лишь при комплексном использовании различных методов.

Английское слово «test» в переводе означает «проверка, испытание критерий, контрольная работа». В конце 19 начала 20 века были опубликованы первые тесты (американский психолог Дж. Кеттелл, 1890г.) и разработана методика их использования (французские психологи А. Бине, Т. Симон, 1905).

Тестом называется задача с указанием методики ее реализации и обработки полученных результатов. Главная цель использования теста – получить в кратчайший срок сравнимые, выраженные в числах сведения о свойствах личности, помочь индивиду понять его личностные особенности, способствовать выбору деятельности, учебного заведения и профессии, которые соответствуют интересам, способностям, здоровью и физическим данным.

Учителя и профориентаторы используют стандартизированные тесты или разрабатывают их сами. Стандартизированные тесты предназначены для точных проверок, т.к. результаты испытуемого в этом случае сравниваются с полученными экспериментально и утвержденными.

Стандартизированные тесты по форме бывают:

письменные;

устные;

индивидуальные;

групповые;

аппаратные.

По содержанию они делятся на следующие группы:

1. Тесты общего развития (общего уровня интеллекта), с помощью которых выявляют возможности ученика по установлению логических и смысловых связей, определяют абстрактное мышление и пространственное воображение, точность восприятия, степень развития памяти и способностей.

2. Тесты успешности применяются для определения уровня ЗУНов по различным предметам, на основе чего прогнозируется т. н. Профиль успешности каждого ученика. Кроме того, полученная информация способствует совершенствованию индивидуального подхода к ученику.

Тесты оценки знаний и умений должны соответствовать следующим требованиям:

1. Определенность. Это означает, что после прочтения теста, учащийся должен четко понять, какие действия необходимо выполнить. Если на вопросы задания отвечают менее 70% учащихся, то его надо проверить на определенность.

2. Простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

3. Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.

4. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по всем вариантам одного и того же задания.

3. Тесты интересов. Они позволяют выяснить главный и менее значительный профиль интересов, их вид, указывающий на профессиональную активность.

4. Тесты определения специальных способностей используются для изучения интеллектуальных, художественных, организаторских, практических и соматических (деятельностных) способностей.

5. Тесты типологических особенностей личности позволяют выяснить и количественно охарактеризовать особенности характера, темперамента, эмоционально-волевые качества и особенности познавательных процессов (мышление, память, внимание и др.).

6. Тесты профессиональной квалификации применяются для определения профессиональных ЗУНов в форме вопросов (устных, письменных) или лабораторно-практической операции (например, изготовление детали за определенный промежуток времени).

Тесты являются одновременно и объективным методом изучения личности и его инструментом. Но нет теста, при помощи которого можно одновременно определить все свойства личности. Поэтому для правильного определения профессии или учебного заведения необходимо использовать комплекс тестов.

Эффективность теста характеризуют два показателя: валидность и стабильность.

Валидность (правильность) теста – это соотношение результатов тестовых испытаний и последующих производственных показателей испытуемого.

Стабильность представляет собой отношение результатов тестирований одного и того же лица, осуществленных через определенный промежуток времени, т.е. стабильность (надежность) характеризует устойчивость результатов при повторном тестировании.

Эффективными являются тесты при коэффициенте валидности не менее 0,4-0,5 и коэффициенте стабильности 0,8-0,9.

Большое значение имеет оценка в объективно сравнимых единицах результатов тестирования и их интерпретации. В последнее время в качестве такого показателя используются процентилы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое сопровождение выбора профессии | Психологическое сопровождение выбора профессии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.